Вчера говорили о государственной поддержке бизнеса. Вот тут:
А знаете ли вы, что в обязательный пакет документов для получения государственной поддержки входит бизнес-план? Что это за документ? Кто его составляет? Когда он нужен и можно ли обойтись без него?
Давайте для начала определимся с терминологией.
Бизнес-план – документ, который описывает текущее состояние, цели и действия бизнеса для достижения целей.
Как правило, бизнес-план составляется при открытии нового бизнеса или нового направления существующего бизнеса: строительство нового цеха, выход на рынок с новым продуктом. Иногда предприятия составляют внутренний план развития, обозначают его как бизнес-план, и отражают в нем перспективы развития на среднесрочный период (1-5 лет).
В бизнес-плане поэтапно описываются цели развития бизнеса, сам бизнес, продукт, рынок, конкуренты, особенности производственного процесса и выхода на рынок, потребность в инвестициях и их окупаемость. То есть бизнес-план призван, в первую очередь, обосновать эффективность вложенных в бизнес средств.
Если речь идет о привлечении инвестиций «из вне», необходимо учитывать – при оценке проекта инвесторы тщательно изучают емкость рынка сбыта и перспективы его развития, прибыльность будущего производства, эффективность проекта (получаемый доход) с точки зрения инвестора и бюджета. Значит, эти аспекты бизнес-плана должны быть проработаны особо тщательно.
Единые требования к структуре бизнес-плана, составу разделов, их содержанию, на законодательном уровне, отсутствуют. Более того, требования различаются в зависимости от инвестора: у Фонда развития промышленности – одни требования, у банка – другие, у органов исполнительной власти – третьи.
Базовыми требованиями, как правило, являются требования международной организации UNIDO (United Nations Industrial Development Organization – Организации Объединенных Наций по промышленному развитию). Ее «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований», опубликованное в 1978 году, давно уже стало своеобразным стандартом при подготовке бизнес-планов.
Классическая структура бизнес-плана выглядит следующим образом:
- заявление о конфиденциальности;
- введение (резюме проекта);
- описание предприятия;
- описание продукции (работ, услуг);
- организационный план;
- анализ рынка;
- конкуренция;
- план производства;
- маркетинговый план;
- финансовый план;
- риски.
В зависимости от требований инвестора в бизнес-план могут быть добавлены дополнительные разделы: План продаж, Команда проекта, Влияние проекта на окружающую среду и другие.
Кто составляет бизнес-план? Его может составлять сам собственник или его команда. Но, как правило, у малого и среднего бизнеса нет достаточных ресурсов, в первую очередь, человеческих. Нет людей, соответствующей квалификации, чтобы самостоятельно разработать многостраничный документ. Документ, требующий профессиональных знаний во многих областях – анализ рынка, маркетинг, технология, финансовый анализ, финансовое моделирование. Документ, который комплексно описывает все стороны деятельности предприятия. Нет специалистов, чтобы составить прогноз развития бизнеса, просчитать сроки достижения эффективности бизнеса.
За все время моего тесного сотрудничества с бизнесом только один собственник бизнеса в рамках заключенного договора на разработку бизнес-плана попросил дополнительно провести для своих сотрудников краткий курс обучения основам бизнес-планирования. (Константин Васильевич, восхищаюсь Вами!)
Зачастую разработанные, как самостоятельно бизнесом, так и заказанные на стороне, не проходят даже первичный отбор инвесторов. На основании своего опыта я выделила типичные ошибки заявителей:
- слишком оптимистичные сроки реализации проекта;
- недостаток (или перебор) заявляемых потребностей в финансовых ресурсах;
- проблемы со сбытом продукции;
- отсутствие адекватной команды реализации проекта;
- ошибочные приоритеты в использовании привлекаемых инвестиционных ресурсов.
Надо сказать, что разработка бизнес-плана – это про индивидуальный подход к клиенту. Не бывает двух одинаковых бизнес-планов. У каждого бизнеса – свои особенности, которые необходимо учитывать при анализе рынка, при построении финансовой модели. Оборудование, как правило, имеет свою, отличную от других бизнесов, мощность и производительность. Организационная структура, квалификация персонала, уровень заработной платы у каждого бизнеса – свои. Рынки – различные. Потребители – различные. Объем инвестиций, наконец, различный. Из всего этого складываются в итоге затраты и эффективность проекта.
Поэтому до сих пор не понимаю – зачем люди приобретают «готовые» бизнес-планы (а приобретают ли?). Для чего? Чтобы посмотреть – как он выглядит? Использовать его в чистом виде все равно невозможно, любой бизнес-план (даже если он написан под этот же бизнес 2-3 года), необходимо адаптировать под текущую ситуацию. А она в экономике меняется очень быстро.
Так что я – за индивидуальный подход к разработке бизнес-планов! 😊
Разрабатывая с 2008 года бизнес-планы для малого и среднего бизнеса, могу сказать, что, к сожалению, у 75% бизнеса на первоначальном этапе присутствует только идея: «Хочу построить завод по производству…», «Хочу создать производство нового продукта …» «Хочу расширить производство продукта…».
И приходится (конечно, вместе с собственником или руководителем), анализировать бизнес, выявлять внутренние проблемы, предлагать пути решения – как лучше изменить ситуацию, анализировать производственные мощности бизнеса, изучать рынок и разрабатывать план маркетинга, методы продаж и стимулирования бизнеса, и только потом – на этой основе – строить финансовую модель, готовить инвестиционную презентацию.
Рада, что у большинства моих клиентов в итоге все получилось! Удалось не только успешно защитить бизнес-план перед инвесторами. Но и получить финансирование или государственную поддержку. Расширить существующее или создать новое производство. Выйти на рынок с новым продуктом. Развить свой бизнес.
Итак, бизнес-план - это сложный документ, который комплексно описывает все стороны бизнеса. Документ, в котором ставится цель развития бизнеса и определяются действия для ее достижения.
Бизнес-план разрабатывается самим бизнесом или сторонними специалистами (компаниями).
Бизнес-план в обязательном порядке необходим для привлечения инвестиций или мер государственной поддержки.
А вы сталкивались с необходимостью разработки бизнес-плана? Есть такая потребность? Для каких целей? Поделитесь в комментариях!