Найти в Дзене

Вот бы вся бизнес-литература была такой: «От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее – Питер Тиль, Блейк Мастерс»

Очень понравилась! Очень бодрая, около бизнесовая, около философская книжка. Без прямых инструкций, на подумать. И тем хороша! От реального успешного эксперта - основателя PayPal, компании, которая однажды перевернула игру, Питера Тиля в соавторстве с Блейком Мастерсом. Это не учебник, не собрание сведений – а упражнение, тренирующее способность мыслить Хочется прямо посвятить абзац словам признательности и симпатии автору. Как-то классно у него всё написано – умн`о и доступно одновременно. Да я гуглила слова, останавливалась поразмыслить, но в конечном счете поняла… Не все, но многое. От рассуждений автора веет здравостью, опытом, реалистичным взглядом на мир и будущее. И поскольку Питер Тиль на протяжении всех страниц убеждает нас в создании новых технологий, и он как никто другой верит, что открытия всё ещё возможны – остаток века может и не лучезарен, но точно очень любопытен с его точки зрения. По-настоящему полезно для общества производство чего-то нового, отличного от других. В

«Все по-настоящему выдающееся существует в единственном числе»

Очень понравилась! Очень бодрая, около бизнесовая, около философская книжка. Без прямых инструкций, на подумать. И тем хороша! От реального успешного эксперта - основателя PayPal, компании, которая однажды перевернула игру, Питера Тиля в соавторстве с Блейком Мастерсом.

Это не учебник, не собрание сведений – а упражнение, тренирующее способность мыслить

Хочется прямо посвятить абзац словам признательности и симпатии автору. Как-то классно у него всё написано – умн`о и доступно одновременно. Да я гуглила слова, останавливалась поразмыслить, но в конечном счете поняла… Не все, но многое. От рассуждений автора веет здравостью, опытом, реалистичным взглядом на мир и будущее. И поскольку Питер Тиль на протяжении всех страниц убеждает нас в создании новых технологий, и он как никто другой верит, что открытия всё ещё возможны – остаток века может и не лучезарен, но точно очень любопытен с его точки зрения.

По-настоящему полезно для общества производство чего-то нового, отличного от других. В то же время для бизнеса это единственный шанс получить прибыль, монополизировав новый рынок

Отдельный, большой плюс - подача материала. Автор не растекается в воспоминаниях, не тешит эго описанием прошлых побед (как некоторые – Бориса Александрова мы еще вспомним)), излагая мысли в строгом соответствии названия главы. В книге есть структура, под конец особенно очевидная, вследствие чего материал очень хорошо усваивается.

Условно книгу можно разделить на три части.

ЧАСТЬ 1

Здесь Питер Тиль формулирует и обосновывает ключевой тезис – необходимость создания новых технологий.

Часть объемная, занимает примерно половину книги. Начинает автор издалека, рассказывая в целом о вариантах прогресса:

· Горизонтальный, когда улучшают готовые решения;

· Вертикальный - когда изобретают новое.

Горизонтальный, или экстенсивный, прогресс подразумевает копирование эффективных моделей, то есть продвижение от единицы к N. Горизонтальный прогресс нетрудно себе представить – ведь мы уже знаем, как он выглядит. Вертикальный, или интенсивный, прогресс означает создание новых сущностей – то есть переход от нуля к единице

Каждое из направлений развития рассматривается детально, но перспективным с точки зрения бизнеса и заработка автор выделяет конечно же создание нечто такого, что не существовало ранее – то есть движение от 0 к 1.

Далее два вектора прогресса Тиль переводит на экономические термины:

· Когда компания развивает / масштабирует уже созданное, получается конкуренция. Привычная, но стратегически тупиковая парадигма. Интересно Питер рассуждает о негативных сторонах конкуренции, о том состоянии стресса, в котором она держит не только бизнес, но и его непосредственных участников.

На самом деле войну напоминает не сам бизнес, а конкуренция

· Когда компания создаёт новое, получаются монополия. Здесь без бюрократии и гос. вмешательства – автор делает на это поправку, он рассматривает только бизнесы, основанные на новаторских идеях.

Здесь сказано очень много. Питер убеждает и вдохновляет двигаться вперед, объясняя как это выгодно. Из прикладного - приводит свойства монополий, это:

1. Собственная технология

Самый простой способ сделать что-то в 10 раз лучше, чем у других, – изобрести нечто принципиально новое

Ай, как просто звучит. Но Питер Тиль реалист, и помимо принципиально нового изобретения, он видит еще два возможных варианта: существенно доработать готове или значительно улучшить дизайн.

Еще один путь – радикально улучшить существующее решение: станьте в десять раз лучше соперников, и у вас не будет конкурентов
Достичь десятикратного превосходства можно также с помощью качественного и общедоступного дизайна
Ставить дизайн выше удачи – что это значит? Сегодня «качественный дизайн» – это эстетический императив: за своим видом тщательно следят все – от безработных до молодых профессионалов. И каждый удачливый предприниматель в первую очередь дизайнер. Каждый, кто держал в руках с любовной тщательностью произведенный MacBook или любой другой девайс от Apple, раз и навсегда почувствовал, насколько выдающийся результат принесла одержимость Стива Джобса внешним лоском и максимальным удобством в использовании. Но главный урок, данный нам всем Стивом Джобсом, не имеет ничего общего с эстетикой. Величайшим дизайнерским успехом Джобса стал его бизнес

2. Сетевой эффект

Тут про стратегию. Разрабатывая новый продукт, нужно уже подумать о том, как именно он будет распространяться. Монополия такую возможность всегда предусматривает, это ее признак и свойство. При этом Питер Тиль не поддерживает иллюзии о том, что хороший товар продает себя сам. Разве что вирусное распространение не заложено в саму концепцию технологии, например, как это было у твиттера или фейсбука.

3. Эффект масштаба

Еще одно стратегическое. Но с нюансами. Очень хорошая, для моего ума неочевидная мысль. Благодарна Питеру за это.

Создавая монополию (помним, да, что это о чем-то уникальном, а не РЖД), лучше первоначально фокусироваться на узкой ЦА, выстраивать систему и оттачивать процессы на небольших объемах. И только после этого начинать расти вширь.

Но истинно великий бизнес начинается с монополии на небольшом рынке

Вообще Питер Тиль много внимания уделяет стратегии, и проблемы многих бизнесов он видит в том числе в отсутствии долгосрочных планов и вообще какого-либо понимания, как продукт будет жить и чувствовать себя на рынке спустя время.

4. Бренд

Как маркетологу было очень интересно. Тут и да, и нет. Бренд может сделать монополией хороший продукт, но быть монополией сам по себе, конечно, бренд не может. Для себя делаю вывод, что брендинг при открытии бизнеса этап, который точно требует внимания, но не исключительного сосредоточения на нем одном.

Тем не менее начинать бизнес со строительства бренда, а не с разработки продукта опасно
Объясняется это просто: легче занять монопольное положение на маленьком рынке, чем на большом

ЧАСТЬ 2.

Рекомендации по созданию стартапов. С опорой на опыт и коллег «по цеху» Тиль выводит слагаемые успеха: что важно предусмотреть на старте, чтобы не приходилось править в моменте. Отличные главы, полезные вообще всем (от менеджеров до гос. служащих).

Ключевое – это создание команды единомышленников, согласование и установление ролей (желательно уникальных для каждого члена команды) и правил.

Ни одна компания не культивирует корпоративную культуру искусственно: она сама и есть эта культура. Стартап – это команда людей, объединенных общей миссией, и правила жизни компании будет подходящими лишь в том случае, если они устраивают их самих
Чтобы привлечь необходимых сотрудников, вы должны суметь объяснить им, в чем значимость вашей миссии, – не рассуждать общими словами, насколько она важна, а конкретно указать, в чем вы делаете нечто нужное, чего никто, кроме вас, не сделает
Внутрикорпоративные конфликты – как аутоиммунное заболевание: формально причиной смерти может стать воспаление легких, но истинную причину вы не распознаете с первого взгляда

Второе ключевое – это налаживание дистрибуции.

Ой, тут вообще мед, как круто Тиль все объясняет. Не методы, а именно принципы выстраивания системы сбыта, логику подбора инструментов для продажи – от вирусной рекламы до коммивояжерства. Всем, всем, всем без исключения, кто рассматривает создание бизнеса (не важно по новым или действующим технологиям) – главу рекомендую. Восхитительно все раскладывает по местам. Думаю, именно эту часть вообще можно использовать в качестве учебника.

Но реклама не всегда заставляет вас купить продукт здесь и сейчас: ее цель – внедрить в ваше сознание образы, которые позднее подтолкнут вас к покупке
Даже если между вышедшими на рынок продуктами нет абсолютно никакой разницы, идеальная техника продаж и дистрибуции способна помочь вам создать монополию. Обратное, увы, неверно

Здесь как раз и хочется сделать отсылку на РостАгроЭкспорт Бориса Александрова – успех компании был определен его дистрибуторской сетью, о чем он сам подробно и много писал. И вообще, что касается общих принципов создания бизнеса, мнения Александрова, который тоже всегда следил за технологиями, и Питера Тиля удивительным образом совпадают.

ЧАСТЬ 3

Доказательная. Питер Тиль публикует список вопросов, на которые надо ответить прежде, чем открывать стартап. А потом на примере бума «чистых технологий» подробно рассказывает о том, что бывает, если этого не сделать.

Учитывая, что книга написана в 2014, все мы уже знаем, что большую часть «изобретателей» чистых энергий ждал провал. Один из немногих, кто сделал всё как надо – вы уже догадались, о ком пойдет речь? Илон Маск, конечно же. Весьма комплиментарно написано о нем многое, но как будто бы заслуженно. В 2025 году его имя всё еще имеет положительную коннотацию.

Отдельно хочу выделить главу 12 – о развитии технологий и мнимых угрозах для найма. Питер Тиль разводит таланты людей и прогресс машин, считая, что они могут (и должны) находиться в эффективном союзе. Первые создают смыслы, проводят аналитику и выстраивают логику, вторые выполняют рутинные задачи по обработке больших данных и пр. В целом мнение, сформулированное в далеком 2014, задолго до общедоступности ИИ, также проходит проверку временем – по крайней мере здесь и сейчас именно так, в тандеме, а не с замещением многие работают с нейросетями.

Принципиальность различий между человеком и машиной означает, что выгоды, получаемые от работы с компьютерами, куда выше тех, что дают нам торговля и обмен с другими представителями человечества

И глава 14 – пожалуй, самая авторская и спорная. О личностях и лидерах, которые меняют мир, и об их безумии, которое является и причиной, и следствием их уникальных ролей и миссий. Написано свежо, легко, позитивно. Очень приятно следить в целом за мыслями автора, нет в них ни заскорузлости, ни нравоучений.

Урок, который может извлечь из этой истории бизнес, таков: нам необходимы основатели. Мы должны быть терпимее к ним, даже если они кажутся странными или чересчур эксцентричными: нам нужны нестандартные личности, способные пойти дальше стратегии мелкого улучшайзинга

«От ну к единице» не рекомендую, я буквально хочу, чтобы вы ее прочитали. Удивительно приятная и в то же время абсолютно полезная книга. На меня не давили авторитетом - со мной любезно поделились информацией и точкой зрения. Для многих больших умов книга может стать хорошим напутствием и вдохновляющим, вселяющим веру в себя, произведением. Признаюсь, и я попала под воздействие идейной лихорадки, поэтому меня ждет “Стратегия голубого океана”. Книга давно висела в списке “надо”, но после работы Тиля мне наконец захотелось ее прочитать.

ЦИТАТЫ:

Единственное действенное правило, которое мне удалось вывести, гласит, что успешные люди находят шансы для обогащения в самых неожиданных местах, доходят они до этого собственными представлениями, а не за счет каких-то там формул
Гениальность встречается редко, но, оказывается, мужественного человека можно увидеть еще реже, чем гения
Руаль Амундсен написал: «Победа ждет того, кто полностью готов встретиться с ней. Люди называют это удачей»