При просмотре рейтинга худших фильмов по версии журнала "Советский экран" иной раз можно обнаружить интересные фильмы, которые либо совсем неизвестны, либо давно забыты.
Но бывают случаи, когда действительно приходится изумляться: "Неужели эти фильмы были признаны худшими?!".
В 10-м номере журнала "Советский экран" за 1967 год приводятся результаты голосования зрителей.
И если с лучшими фильмами всё понятно, то вот выбор "худших" очень сильно удивляет.
Но давайте посмотрим, какие фильмы меньше всего понравились зрителям.
Любовь и лимандры, 1964
Это музыкальная комедия по мотивам одноименной оперетты Сулеймана Алескерова., снятая на Азербайджан фильме. Другое название фильма - "Улдуз".
В центре сюжета - двое молодых людей, которые работают в колхозе и любят друг друга.
В главных ролях сыграли Тамила Рустамова и Гаджимурад Ягизаров.
В сети Интернет данный фильм присутствует, но проще всего найти отрывки, в которых артисты танцуют танец твист.
Возможно, кого-то данный фильм может заинтересовать и сегодня. Но он относится к разряду очень малоизвестных.
Одесские каникулы, 1965
Одесса, год 1941. Только отгремели последние звонки в школах. В жизнь школьников врываются трагические события. Они не хотят быть безучастными, а потому просятся помогать тем, кто ушел на фронт. Красивая девочка Вика также хочет помогать своим одноклассникам, но ее мама спешит увезти дочь подальше. В последний момент Вика спрыгивает с парохода, чтобы остаться на защите города.
В главных ролях сыграли Галина Орлова, Сергей Гурзо (младший), Александр Метелкин, Вячеслав Петров и другие молодые актеры.
Фильм имеет очень высокие оценки современных зрителей. Некоторые молодые актеры, сыгравшие в этом фильме, стали известными актерами.
Стряпуха, 1965
Попадание этого фильма в число "худших" меня очень удивило. Даже странно, почему эта лирическая комедия про сельских тружеников не понравилась зрителям.
В одном из кубанских колхозов появилась новая стряпуха. За ней стали ухаживать многие, но девушка быстро дала от ворот поворот незадачливым ухажерам. Однако настоящая любовь нашла путь к ее сердцу, влюбленные все-таки смогли распутать сложный клубок недоразумений, который сложился из-за людской зависти и глупости.
В главных ролях сыграли Светлана Светличная, Владимир Высоцкий, Людмила Хитяева, Инна Чурикова, Георгий Юматов, Константин Сорокин, Людмила Марченко, Зоя Федорова.
Более звездного состава сложно представить, но это не помогло фильму получить от зрителей высокие оценки. При этом в прокате он собрал 30 миллионов зрителей, заняв в общей сложности седьмое место.
Мальчик и девочка, 1966
Драма, посвященная первой серьезной любви. В главных ролях - совсем молодые Наталия Богунова и Николай Бурляев.
Молодые люди, которые только окончили в школу, на берегу Черного моря влюбились в друг друга. Так началась молодая любовь с поцелуями, ночными прогулками и объятиями. Но отпуск у мальчика кончился, ему нужно уезжать обратно в Москву. Естественно, они обещают друг другу писать письма.
Только вот не отсутствие писем беспокоило девушку. Она собиралась стать матерью. А вот отец ребенка, похоже, был еще юн, чтобы нести ответственность.
Известно, что фильм был плохо встречен кинокритиками "высоким руководством".
С судьбой фильма не совсем понятно. Он вроде как и был в прокате, но вроде как с проката его сняли уже в день премьеры. Об этом, в частности, рассказывал сам Николай Бурляев.
Можно предположить, что фильмы всё же был в прокате, но "на периферии" (такое происходило со многими фильмами).
По словам режиссера фильма Юлия Файта, из-за фильма "Мальчик и девочка" ему десять лет на разрешали снимать фильмы.
Приезжайте на Байкал, 1966
Это музыкальный комедийный фильм известного режиссера Вениамина Дормана.
Телевизионщики приезжают в рыболовецкий район снимать репортаж о рыбаках и о передовом хозяйстве председателя Калача, которые уже подготовились к приезду телевидения и готовы пустить пыль в глаза. По дороге телевизионщиков перехватывает Сенька Лапин с друзьями. Их цель — показать красоту дивного озера Байкал и чудовищные условия труда и жизни рыбаков...
Как это водится - те, кто хотел устроить "показуху" сами остались не у дел. А телевизионщики в итоге сняли выпуск для журнала "Фитиль".
В главных ролях сыграли Любовь Стриженова, Станислав Хитров, Вера Васильева, Евгений Шутов, Иван Рыжов.
Сегодня этот фильм имеет высокие оценки зрителей. В основном отмечают красоту природы, которая показана в фильме. Среди минусов фильма выделяют, что он чуть запоздал с сюжетом, так как середине 60-х годов уже были другие комедии.
Мьсе Жак и другие, 1964
Это киноальманах, снятый на "Арменфильме", который состоит из трех комедийных новелл: "Издержки вежливости", "Мнимый доносчик", "Попранный обет".
"Издержки вежливости" - главный герой пошел в гости в новых туфлях. Туфли ужасно жмут, но ему приходится терпеть мучения, чтобы выглядеть "современно" в глазах общества.
"Мнимый доносчик" - жил-был человек, о котором ходили слухи, что он доносчик. Только вот те же самые люди, которые его за это ругали, тут же заискивали перед ним.
"Попранный обет" - как один охотник дал обет не охотиться до конца своих дней. Только вот тот, кто должен был содействовать тому, чтобы охотник не нарушил обет, сам стал виновником нарушения обета.
***
Конечно, некоторые фильмы из этого списка вполне могли не понравиться зрителям, так как в прокате 1966 года было много фильмов, которые сегодня входят в так называемый золотой фонд отечественного кинематографа.
Но в то же время - в этом списке есть фильмы, которые удивляют своим попаданием в этот список.
Тут на самом деле начнешь сомневаться в честности жюри конкурса. Правильно ли они подсчитали голоса? Не внесли ли свои собственные правки?
В сети Интернет я нашел обсуждение этого вопроса. Чаще всего звучала мысль, что всё вроде как было честно, просто такие результаты сложились из-за аудитории, которая принимала участие в голосовании. К примеру, фильм посмотрели 30 миллионов зрителей, а анкеты заполнили 40-50 тысяч читателей журнала, которые были самыми активными читателями журнала.
Причем одни и те же читатели журнала могли отправлять анкеты каждый год, создавая "закономерность". Это хорошо прослеживается, если посмотреть списки самых лучших и самых худших фильмов. Чаще всего в самые лучшие фильмы попадали драмы, мелодрамы и комедии самых известных режиссеров. Легкие комедии практически не имели шансов получить высокие оценки (за редким исключением).
Ярким примером являются легкие комедии конца 50-х годов, названные худшими фильмами проката.