Найти в Дзене
Офисный крыс

Волшебные таблетки для бизнеса. Книги "по бизнесу"

Доброго дня, коллеги! Сегодня поговорим о еще одной волшебной таблетке для бизнеса. Если кто не помнит или впервые на канале и не в курсе, это целый цикл текстов, доступный по синему слову выше, в котором мы разбираем слепую веру коллег предпринимателей и бизнесменов в том, что взяв один инструмент они неким полумагическим свойством сразу же решать все свои задачи и добьются всех-всех целей. Как понятно из названия, сегодня говорим о бизнес-литературе. Тема спорная, сразу говорю. Потому что без знаний, как вы и сами прекрасно понимаете, никуда, а самый простой и понятный способ эти самые знания получить - прочесть или прослушать книгу на соответствующую тему. Естественно, мы сейчас разбираем, так сказать, ситуацию перегиба. Фактическая сторона вопроса заключается в следующем - чтение нон-фикшен бизнес-литературы из способа получения конкретных применимых на практике знаний превращается в фетиш и трансформируется, де-факто, в чисто процессную историю и закапывание все глубже и глубже в
Оглавление

Доброго дня, коллеги! Сегодня поговорим о еще одной волшебной таблетке для бизнеса. Если кто не помнит или впервые на канале и не в курсе, это целый цикл текстов, доступный по синему слову выше, в котором мы разбираем слепую веру коллег предпринимателей и бизнесменов в том, что взяв один инструмент они неким полумагическим свойством сразу же решать все свои задачи и добьются всех-всех целей.

Как понятно из названия, сегодня говорим о бизнес-литературе. Тема спорная, сразу говорю. Потому что без знаний, как вы и сами прекрасно понимаете, никуда, а самый простой и понятный способ эти самые знания получить - прочесть или прослушать книгу на соответствующую тему.

Что такое?

Естественно, мы сейчас разбираем, так сказать, ситуацию перегиба. Фактическая сторона вопроса заключается в следующем - чтение нон-фикшен бизнес-литературы из способа получения конкретных применимых на практике знаний превращается в фетиш и трансформируется, де-факто, в чисто процессную историю и закапывание все глубже и глубже в Марианскую впадину глубин теории вопроса. При этом внедрение "в полях" всех этих знаний - что изначально и было целью изучения - может и продолжаться. Вот только уже закрадывается нюанс. В идеальном мире это делается так: вижу проблему - изучаю вопрос - внедряю раз-два-три - получаю промежуточный результат - внедряю четыре-пять - добиваюсь решения поставленной задачи в том виде и метриках, которые задал. В случае волшебной таблетки формула немного меняется: вижу проблему - изучаю вопрос - изучаю вопрос настолько, что сам могу написать вузовский учебник - внедряю раз-два-три-...-стопятьсот - очень горжусь собой, что создал идеальную компанию, работающую в полном соответствии с теоретической базой.

Например, мне надо изучить вопрос нематериальной мотивации команды потому что я хочу, допустим, поддержать "заряженное" состояние персонала, мотивировать их сделать Х, не укладывающийся в мотивацию финансовую. Вместо того, чтобы за 15-20 минут проглотить выжимку из того, какие инструменты существуют, в чем их суть, плюсы и минусы, пару часов покумекать, что из этого мне полезно, своевременно и конкретно реализовать, я на недели а то и месяцы зарываюсь в тонкости психологии личности и массы, потом кардинально перестраиваю своих сотрудников (можно даже их не менять, можно это делать "в их головах")...А тем временем...вопрос Х, который и был финальной целью, стоит, внутри команды бунт на корабле, потеря ценных ресурсов и все сопутствующие приколы. В итоге конечная задача может и решена, но цена за это заплачена такая, что не то что overprice, а конкретно так не бьется рентабельность.

Магические свойства

Такая "подмена" происходит из-за того, что подсознательно экспертиза автора любого нон-фикшен чтива считается высокой, все, что он пишет - истина, если ты не понял или не увидел практической пользы, то дурак здесь исключительно ты и просто надо лучше разобраться в вопросе.

Кроме того, добавьте сюда фактор "стада" - условно, Илон Маск и Стив Джобс делали так-сяк - они богатые и успешные - надо делать так же. А вот в каком контексте, зачем и почему мистеры Маск и Джобс делали так и сяк - это остается за скобками понимания, причинно-следственные связи, на самом деле, тоже. Остается тупое подражание ради тупого подражания.

И тут парадокс - чтобы не просто тупо "обезьянничать", приходится закапываться в дебри все глубже и глубже, изучать мельчайшие нюансы и превращать практические знания (что нам надо изначально) в чисто академические (что в данном контексте решения конкретной задачи не имеет смысла).

А почему? А потому что не понимаем, где остановиться и дальше считаем, что фишка знаний в их количественном состоянии. И верим, что больше знаний помогут решить/избежать проблем сейчас и в будущем.

Суровая реальность

На самом деле все не так просто. Да, польза от знаний безусловно есть, это бесспорная истина. НО мы говорим о решении конкретных практических задач. Где просто море информации без ее конкретного воплощения в действия ничего не значит, а море информации косвенно связанных с вопросом превращается в потерю времени и отставание. Тупо можно "проспать вспышку", и все, что вы там наизучали будет уже не нужно.

Так же не лишним стоит сказать про сами "чтива". Во-первых, не стоит считать, что какой-то автор действительно компетентен. Чтоб вы знали, сейчас любому Васе доступно опубликовать свой опус и запустить продажи на Литресе и Озоне, а при наличии толики бюджета еще и обзавестись отзывами, оценками, рецензиями (безусловно восторженными) и прочими атрибутами, позволяющими повысить продажи. Да что сказать, ваш покорный слуга как-то в школьные каникулы от нечем заняться настрочил художественный роман, несколько лет спустя, опять же или по приколу, или по каким-то другим столь же несерьезным мотивам, выложил его на продажу в книжных шопах и...до сих пор какие-то деньги в виде роялти (авторских отчислений) на мой баланс падают. Еще пример. Как-то дома у товарища я заметил книжку по инвестициям за авторством одного типА, естественно, в аннотации тип о себе рассказывал максимально круто и пафосно и даже называл компании. Да, мужик не бедный, факт (подтвержденный СБИС), но, пролистав книжку и выборочно читанув пару страниц, становится быстро ясно - в инвестициях мужик разбирается на уровне первых двух ссылок Яндекса.

В эпоху увеличения числа предпринимателей, бизнес на бизнес-литературе испытывает подъем - рынок расширяется (потому что количество интересантов постоянно растет, а их базовая грамотность не высока), так что свой кусочек хочет урвать даже ленивый, и выпускает на-гора любую лажу, лишь бы продавалась (и продается!).

Ок, а как на самом деле надо пользоваться бизнес-литературой, чтобы извлечь из нее пользу? Хорошо, вот лично мой алгоритм. Он не является истиной в последней инстанции, вы вольны принять, не принять, изменить под себя.

- базово изучать основы вопроса, с которым столкнулись или столкнетесь в обозримой перспективе

- фильтровать то, что вы узнали на полезное и применимое сейчас, полезное и применимое потом, интересное, но не имеющее практической ценности в данный момент, фоновый шум

-работать с кластерами информации. Удивительно, да, но фоновый шум игнорировать, полезное и применимое (полезное) сейчас внедрять, к просто интересному периодически возвращаться. Самый сложный пункт алгоритма, потому что требует умения обрабатывать информацию (тут мне повезло с базовым образованием, на журфаке этому весьма нехило учат 5 лет, причем максимально сурово - научишься - все будет ок, нет - поедешь крышей от обилия данных), умения хранить информацию (запоминать и вести конспекты)

- не забывать истинную цель изучения. Конкретно вы конкретно сейчас изучаете базу вопроса налогообложения зачем? Чтобы корректно посчитать и сдать УСН по своему ИП, или чтобы на равных бодаться с матерыми финансистами в интернет-спорах? Сюда же идет вопрос о подмене целей - вы изучаете что-то, чтобы решить конкретную задачу, а не поглощать книги в количестве 100500 в месяц (видел я в одном резюме строку "читаю по 300 книг по менеджменту в год", ну да, как теоретик автор этого резюме может и не плох, но на должность руководителя департамента провалился с треском, я б на его месте зарабатывал инфоцыганством, а не в реальных компаниях, больше бы заработал с бОльшй вероятностью, немамонтов, которые ведутся на умные слова много)

Прочитал? Понравилось? Еще хочешь? Подпишись, поставь лайк, скажи спасибо автору в комментариях. Тебе не сложно, а Крысу приятно.

Все изображения взяты из открытых источников