Знаете, какой секретный инструмент был у советских дипломатов на переговорах? Нет, не ядерная кнопка и даже не архив компромата. Говорят, в карманы пиджаков они клали фото Евгения Леонова - на случай, если нужно разрядить обстановку. «Посмотрите на этого человека! Ну как тут злиться?» - вероятно, так оно и работало.
Ирония в том, что сам Леонов мечтал не о комедиях, а о шекспировском Отелло. Но судьба, как злой режиссер, упорно предлагала ему роль «вечного добряка». А он... брал и делал из нее шедевр.
Детство: Токарь, который мечтал о сцене
Из коммуналки — в артисты
Евгений Леонов появился на свет в 1926 году в Москве, в семье, где об искусстве не говорили даже между делом. Отец - инженер на авиазаводе, мать - домохозяйка с талантом рассказчицы, перед которой пасовал даже Зощенко. Две комнаты в коммуналке на Васильевской улице, брат Николай, вечно ночующие гости - вот и весь «театр» детства.
Война перечеркнула планы: в 15 лет Женя бросил школу, став учеником токаря на том же заводе, где трудилась вся семья. Но даже среди станков и чертежей он выкраивал минуты для самодеятельности: читал стихи Блока на студенческих вечерах, заставляя замолкать залы. «После техникума я понял - или сейчас, или никогда», - вспоминал Леонов. И в 1947-м, надев пиджак, отправился покорять Экспериментальную театральную студию.
Провал, который стал триумфом
«Я был белее мела, но прочел Блока так, что экзаменаторы заплакали», - смеялся артист. Его курносость и скороговорка, которые считал недостатками, стали козырями. Так начался путь человека, который доказал: талант - это когда тебя невозможно спутать ни с кем.
Театр: От массовки до легенды «Ленкома»
Лариосик, который переиграл самого Яншина
Первые годы в театре имени Станиславского Леонов топтался в массовке. «Кушать подано!» - его реплики в «Трех сестрах» могли бы стать метафорой всей карьеры, если бы не Михаил Яншин. В 1954-м режиссер рискнул отдать ему роль Лариосика в «Днях Турбиных». Критики ждали подражания Яншину, но получили нечто большее - искренность, которая ранила сильнее любых пафосных монологов.
Конфликт из-за рыбы, или как нототения сломала карьеру
1970-е. Леонов - звезда Театра имени Маяковского. Но все рушится из-за... рекламы рыбы. Режиссер Андрей Гончаров взорвался: «Костлявая рука голода задушила Леонова!» После унизительного выступления на собрании труппы актер ушел в «Ленком» к Марку Захарову. Ирония? Именно там он сыграл свои лучшие роли: Тевье-молочник в «Поминальной молитве», Вожак в «Оптимистической трагедии».
«Он учил нас быть людьми»
Захаров вспоминал Леонова не только как гения перевоплощения, но как человека, чья доброта была «заразной». На гастролях он мог часами общаться с больными в госпиталях, поднимая им настроение одним присутствием. «Эффект Леонова» - так врачи окрестили этот феномен.
Кино: От «полосатого» буфетчика до трагика Дона
«Полосатый рейс»: Как голый Леонов обогнал Софи Лорен
1961 год. Леонов в роли Шулейкина - скромного буфетчика, ставшего «укротителем» тигров. Фильм собрал 32 млн зрителей, а эпизод, где герой в ванне сбегает от хищника. Правда, сам актер чуть не умер со страху, когда стекло между ним и тигром убрали без предупреждения.
«Донская повесть»: Казак с лицом комика
Режиссер Владимир Фетин разглядел в Леонове трагика, предложив роль казака Якова Шибалка. «С таким лицом играть драму?» - сомневался артист. Но сыграл так, что кинокритики заговорили о рождении нового Ермолова. Интересно, что фильм спасли... перепутанные катушки: финал, показанный вначале, добавил истории остроты.
«Белорусский вокзал»: Песня, которая свела страну со слез
1970 год. Четыре фронтовых друга на похоронах командира. Леонов в роли слесаря Николая Дубинина - тихий, сдержанный, но его финальное «Мы так давно, мы так давно не отдыхали...» вмиг разбило сердца миллионов. После этого фильма Леонова окончательно признали мастером трагедии.
«Джентльмены удачи»: Два лица одного гения
Доцент и Трошкин - две ипостаси Леонова в одном фильме. Чтобы сыграть бандита, он неделями изучал нравы Бутырки. Итог? Фразы «Кто ж его посадит? Он же памятник!» стали народными. Но мало кто заметил, как тонко актер показал одиночество преступника, прячущегося за маской цинизма.
Личная жизнь: Любовь длиною в жизнь
Ванда: Женщина, ради которой хотелось жить
Их встреча в Свердловске в 1957-м была случайной. Родители Ванды - интеллигенты - воротят нос от актера. Но Леонов покорил их... молчанием. «Он смотрел на меня так, будто я единственная во Вселенной», - вспоминала супруга. Ванда стала его ангелом-хранителем: гладила костюмы, прятала от журналистов, терпела его вечные переживания.
Сын Андрей: «Папа, ты же обещал не умирать!»
Когда Леонов пережил клиническую смерть в 1988-м, сын бросил все и месяцы не отходил от отца. «Ты же обещал...» - шептал он у больничной койки. Евгений Павлович выжил, но сердце, изношенное годами перевоплощений, уже отсчитывало последние годы.
Финал: Последний выход Тевье-молочника
29 января 1994 года. Леонов готовится к спектаклю «Поминальная молитва» — своей лебединой песне. Внезапно падает дома от остановки сердца.
Зрители, узнав о смерти, не сдали билеты - весь вечер стояли у «Ленкома» со свечами. Так страна прощалась с человеком, который смешил и плакал вместо нее.
_________________________
Вот и вопрос: почему мы, обожая Леонова-комика, забываем, что его главной мечтой был шекспировский мавр? Может, потому что он уже сыграл всех нас - маленьких людей с большими сердцами?..
Друзья, а какая роль Леонова запала вам в душу? Тот самый Шулейкин, печальный Тевье или может быть сосед из «Осеннего марафона»?
Пишите в комментариях, ставьте лайк, если верите, что такие артисты рождаются раз в столетие. И подписывайтесь на канал - здесь мы вспоминаем легенд, которые делали нашу жизнь ярче.
P.S. А фото Леонова в кошельке - все еще отличный антистресс. Проверено!