Необычный инцидент потряс мир авиации 35 лет назад. Страшная ситуация случилась в небе над Британией, когда пассажирский самолет, только что взлетевший с полосы, столкнулся с серьезной опасностью, вызванной небрежностью в подготовке к полету.
Через 13 минут после взлета капитан воздушного судна Тим Ланкастер стал свидетелем катастрофического события — внезапное и неожиданное мощное давление выдавило ветровое стекло из кабины.
Поскольку оно было недостаточно закреплено, его отсутствие вызвало сильные воздушные потоки, которые полностью изменили обстановку в кабине.
Ситуация приняла критический оборот, когда из-за резкого изменения давления капитан оказался выброшенным за пределы его рабочего места. Его буквально высосало из кабины.
В этот момент экипаж вынужден был сталкиваться с невообразимыми трудностями. Пассажиры почувствовали серьезную турбулентность и начали паниковать.
Вокруг царил хаос, и неразбериха заставляла людей ощущать, как близок кризис. Тем временем второй пилот Аластар Атчинсон, мгновенно осознав всю серьезность происшествия, инстинктивно принял управление авиационным судном. Обладая холодным расчетом и опытом, ему удалось суметь справиться с необычным происшествием и начать аварийную посадку.
Процесс спасения оказался непростым, но благодаря его взвешенным действиям и быстрой реакции команды, самолет удалось привести к безопасному приземлению. В то время как Атчинсон оперативно начал замещение трудового товарища, один из бортпроводников все же попробовал спасти жизнь несчастному. Он молниеносно схватил улетающего пилота за ноги и не дал ему улететь окончательно.
«Я услышал шум и, обернувшись, увидел, что переднее стекло исчезло, а Тим выскальзывал сквозь проем. Его высосало так, что я мог видеть только его ноги», — позже рассказывал бортпроводник Найджел Огден.
Этот случай стал ярким напоминанием о необходимости строгих стандартов безопасности в авиации. В результате произошел всесторонний анализ происшествия, который обнажил необходимость переосмысливать систему контроля за техническим состоянием воздушных судов.
Кардинальные изменения в правилах эксплуатации и проверки предшествовали новым стандартам, которые должны были стать основой авиационной безопасности. Данный инцидент оставил отпечаток не только на истории авиации, но и на каждом, кто прикасался к этой области.
Принятые меры легли в основу серьезных изменений в правилах поведения и проверки техники, ставших стандартами, способствующими безопасности миллионов пассажиров по всему миру.
Подробнее об инциденте
Тот самый день, 10 июня 1990 года, выдался вполне нормальный день – облачное небо и легкий ветерок не предвещали ничего зловещего. В международном аэропорту Бирмингема рейс BA5390 уже готовился к вылету в солнечную Малагу.
Экипаж во главе с капитаном Тимом Ланкастером, который, судя по его действиям, был настроен на рутинную работу, сидел в кабине и готовился к взлету. К тому времени на борту уже находился 81 пассажир, которые, вероятно, мечтали о коктейлях на пляже.
В 08:20 самолет взлетел и, прокладывая свой путь, поднялся на высоту 5273 метров. Всё шло хорошо – пилоты расслабились, расстегнули ремни, а бортпроводники начали собирать заказы на еду, когда вдруг… Раздался неожиданный хлопок, уничтожив мирное шествие событий.
Оказавшись лицом к лицу с декомпрессией, то есть нарушением герметизации, левое ветровое стекло решило, что ему не место в этом самолете, и без особых церемоний сбежало. Капитана Ланкастера выкинуло из кресла, и он оказался в воздухе, словно герой боевика. Его ноги застряли между штурвалом и панелью приборов, а дверца кабины оказалась на прилавке, помешав связи с диспетчерами.
На помощь бросился бортпроводник Найджел Огден. Храбро схватив Ланкастера, он намертво вцепился в него и предотвратил полное падение. Капитан воздушного судна оказался приплюснут к корпусу самолета с внешней стороны потоками воздуха, и лишь его ноги были внутри кабины.
«Я схватил Тима за ноги, но меня и самого чуть было не высосало из кабины – за ремень меня втянул обратно бортпроводник Джон. Всё продолжало вырывать и высасывать из кабины. Кислородный баллон, который был надежно закреплен, чуть было не снес мне голову. Я уже не мог держать Тима, и наш коллега обвязал его лодыжку и закрепил ее за креслом. Кто-то из присутствующих сказал: «Нам придется отпустить его», но я ответил, что никогда этого не сделаю, представляя, что мне еще придется смотреть в глаза членам его семьи», — рассказывал Огден.
Ситуация на борту рейса BA5390 накалилась до предела. Стюардесса Сьюзан Гиббинс, проявляя невероятное мужество, старалась успокоить пассажиров, умоляя их пристегнуться ремнями безопасности. Самолет резко терял высоту, но второй пилот Фрэнк Атчинсон не растерялся и начал экстренное снижение.
Активировав автопилот, который отключился, когда капитан Тим Ланкастер неожиданно задел штурвал ногами, Атчинсон сосредоточился на восстановлении контроля над полетом.
Вскоре после этого он передал сигнал бедствия, но речь шла о бедственном положении, и общения с диспетчерами почти не было. Из-за отсутствия стекла в кабине Атчинсон почти не слышал ответы, что добавляло неуверенности в столь критической ситуации.
Тем временем бортпроводник Найджел Огден, изо всех сил пытаясь удержать капитана, испытывал на себе последствия холодного воздуха — его конечности начали обмораживаться. Ситуация усложнялась, и ему становилось всё тяжелее справляться с нагрузкой.
Понимая, что бездействие может стать фатальным, на помощь Огдену пришли старший бортпроводник Джон Хьюард и Саймон Роджерс. Вместе они попытались удержать капитана в кабине и предотвратить его падение. Глаза Ланкастера к тому моменту уже не моргали, а его кожа постепенно меняла цвет на серый под воздействием холодного ветра.
В ту минуту непонимание и ужас охватили экипаж: они начали верить в худшее, предполагая, что капитан, возможно, уже мертв. Тем не менее даже в таком ужасном состоянии ни один из них не собирался сдаваться.
Сбросив все опасения, они продолжали фиксировать его тело, опасаясь, что оно может упасть в левый двигатель самолета. Команда отчаянно боролась за жизнь капитана и за безопасность всех на борту, показывая не только бесстрашие, но и настоящую командную работу в условиях катастрофы.
Наконец, когда самолет принял нужный курс и скорость начала снижаться, второй пилот Фрэнк Атчинсон с трепетом в сердце стал улавливать голос Лондонского центра управления воздушным движением. Эмоции нарастали, как в хорошем триллере: им предложили направиться в лондонский аэропорт «Гатвик», но вот сюрприз — диспетчеры вынуждены были перенаправить их в более близкий аэропорт Саутгемптона.
Атчинсон попал в затруднительное положение: не зная местности и ни на одной карте не имея подсказок, он чувствовал себя, как моряк на незнакомом берегу. Все бумажные инструкции и карты сдуло ветром в окно. Однако, несмотря на эти трудности, выбор был сделан: Саутгемптон стоял ближе к ним. Когда Фрэнк, наконец, сделал все необходимые маневры для посадки, оказалось, что у них с экипажем есть еще один плюс — инженерные чудеса и физика полностью работали на них.
Посадка прошла без сучка и задоринки. Не потребовалась даже аварийная эвакуация. Пассажиры, готовые ко всему, сошли по трапу, как будто вернулись с обычного рейса, а не из настоящей драмы. С момента, когда ветровое стекло покинуло самолет, прошло всего 22 невыносимые минуты.
Тем временем в кабине борьба продолжалась, но на этот раз с другой стороны. Капитана Ланкастера затащили вовнутрь. К несчастью и счастью одновременно, он был без сознания, но главное, что живой. Этот момент стал символом невероятной храбрости и стойкости команды, которая прошла через настоящие испытания. На горизонте забрезжила надежда.
Капитана вынесли на носилках, и это зрелище словно вырывалось из захватывающего боевика. Однако вместо героя, готового к новым подвигам, у всех на глазах лежал измученный ледяными порывами ветра человек, которому было нелегко даже дышать. Врачи сразу же принялись к делу — Ланкастеру диагностировали обморожение, перелом правой руки, запястья и нескольких пальцев на левой руке, а также множественные гематомы.
После долгого пути реабилитации, который длился целых полгода, Ланкастер вернулся к полетам. Это было похоже на возвращение героя из саги о смелых воинах: закаленный, со стойким характером и даже новыми историями, которые, возможно, он мог бы рассказать на следующее «волнительное» собрание экипажа.
Вернуться в небесные просторы казалось ему не просто долгом, а призванием. Каждый взлет напоминал о его триумфе над собственными страхами и физическими недугами. Это было начало новой эры для капитана, ведь он знал, что каждое давление, каждая высота, каждая капля адреналина теперь будут восприниматься совершенно по-другому. И, конечно, в его руках больше не будет сломанных элементов — только уверенность и полеты в открытом небе.
А вот бортпроводнику Огдену пришлось сложнее. У него развился посттравматический синдром. Попытавшись еще некоторое время работать, он покинул должность и сменил род деятельности. Второй пилот, как и остальная часть команды, продолжили работать, а некоторые из них даже были удостоены британским знаком отличия «Queen's Commendation for Valuable Service in the Air».
Причины выпадения стекла
Как ни печально, но судьба рейса BA5390 оказалась предопределена всего за 27 часов до вылета. Злополучное ветровое стекло, которое должно было оберегать самолет от непогоды и поддерживать связь между пилотами и миром, едва не стоило жизни экипажу и пассажирам. В чем же дело?
Как выяснили следователи, установка стекла состояла из череды ошибок. В самом центре этой ошибки стоял менеджер смены по техническому обслуживанию, проявивший невероятную невнимательность. В условиях нехватки рабочих рук, объявленных во время ночной смены, он решил самостоятельно заменить стекло.
В плохо освещенном складе он случайно схватил не те болты – значительно тоньше требуемых. Из 90 крепежных болтов 84 оказались не по размеру. А оставшиеся шесть только добавили перца в это опасное блюдо – они были короче требуемого.
Также в суете менеджер не заметил, что зенковка была ниже необходимой, и закрепил болты без необходимой проверки поддерживающей нагрузки и повторной проверки, как это предписано правилами. Завершив работу, он удовлетворенно потянулся, думая, что сделал все правильно.
Но эта «неосмотрительность» обернулась трагедией на высоте более пяти километров, став ярким примером того, как, казалось бы, мелкие упущения могут привести к огромным последствиям. Это не только была ошибка одного человека, это было предостережение для всей авиационной индустрии, где качество и внимательность играют жизненно важную роль.
Каждый полет начинается не только с планов и надежд, но и с мелочей, от которых может зависеть жизнь.