Найти в Дзене

Фильм «Нирвана» (1997) — стильный итальянский киберпанк, который не сбылся

Данный фильм снят режиссёром Габриэле Сальваторосом. И он входит в ряд киноработ 90-х (наряду, например, с «Джонни Мнемоником» Роберта Лонго, «Странными Днями» Кэтрин Бигелоу, «Экзистенцией» Дэвида Кроненберга), которые можно считать предтечами знакового фильма Вачовски «Матрица».

Напомню, «Матрица» вышла в марте 1999 года и — удивительное дело! — очень точно указала на целый пучок актуальных для текущего 21-го столетия трендов: цифровизация, виртуализация человеческой жизни, зависимость от технологий, страх перед тем, что машины поработят человечество...

С шедевром Вачовски в общем-то всё понятно. Но что там «Нирвана»? Одно из главных достоинств фильма заключается в том, что его создателям, несмотря на скромный бюджет, удалось создать и вправду крутую атмосферу киберпанка.

-2

Многолюдные улицы, нищета, жестокая борьба за выживание и деньги, повальная наркомания, продажа органов поставлена на поток, процветает киберпреступность. Повсюду женщины с цветными волосами, с татуировками на лицах. Из диалогов становится ясно, что центр города — это какое-то более или менее благополучное место. А вот пригородах творится чёрти что. По ходу сюжета зрителю показывают два таких пригорода — Новый Марракеш и Бомбей-сити, в первом заправляют арабы, во втором индийцы…

А ещё в мире будущего, который показан в «Нирване», большое влияние имеют японские корпорации. Одна из них называется «Окосама Старр».

Понятно, что это всё пальцем в небо, что не угадали создатели фильма с будущим. Всё как-то складывается по-другому, не в стиле классического киберпанка (да и вообще в «Нирване» показано уже типа прошлое, действие типа происходит в 2005 году). Но всё равно смотреть на это увлекательно.

О чём вообще повествует фильм? Главный герой — Джими (его играет Кристофер Ламберт, лично я считаю его роскошным актёром, в первом «Горце» он был невероятно крут) совсем недавно создал игру «Нирвана» для той самой «Окосама Старр». И эта игра — якобы какой-то большой прорыв. В этой игре пользователь получает невероятные возможности, в этой игре можно практически всё.

Уже через несколько дней должен состояться её релиз. Однако в игру проник странный вирус. И теперь один из персонажей — его называют здесь Соло, он достаточно упитанный и чем-то похож на Сальвадора Дали — осознаёт себя как мыслящее существо.

-3

Ему очень плохо в игре. Единственный, с кем ему по-настоящему интересно общаться — это Джими, его творец, его создатель. Он просит творца: «Сотри меня, удали меня!» В отличие от живого человека, Соло не может не играть, и это невыносимо для него.

Можно сказать, что он подобен Нео. Разница в том, что Соло сразу понимает, что выхода из виртуальной реальности куда-то наружу просто нет.

Как ни странно, Джими решает ему помочь. Для этого ему надо взломать корпоративную сеть/систему «Окосама Старр». Но он готов пойти на такой шаг — у него свои счёты с работодателями.

Чтобы осуществить задуманное, он едет в Новый Марракеш и находит там хакера по имени Джойстик, у которого вместо глаз — чёрно-белые видеопротезы.

-4

Они много общаются, куда-то идут, что-то мутят… В одной из сцен они оказываются в каком-то подвале. И здесь молодой парень в необычном шлеме на потеху публике пытается взломать банк, и публика делает на это ставки... Самое же интересное вот что: во вселенной «Нирваны» хакеры в процессе взламывания весьма рискуют своим психическим здоровьем и даже жизнью. Они напрямую подключают свой мозг к той или иной сети. В результате мозги могут реально поплавиться, сгореть.

За Джими и Джойстиком начинают гнаться представители «Окосамы Старр». Но это не заставляет их отказаться от своих планов. В какой-то момент они встречаются с Наимой, синеволосой девушкой, чьи знания и техника также нужны для проникновения в сеть корпорации….

-5

Важно отметить, что приключения Джими чередуются с приключениями Соло в игре. Он пытается пробудить других персонажей/ботов, рассказать им то, что понял он. В частности, пытается объяснить Марии — красивой девушке лёгкого поведения (вообще здесь задействованы на второстепенных ролях действительно красивые актрисы), что вся их жизнь — ложь. Что они лишь два занимающихся сексом электромагнитных уравнения.

Мария слушает его, при этом её платье (отличная придумка) переливается разными цветами. И губная помада тоже не имеет постоянного оттенка, он то синий, то зелёный, то жёлтый, то фиолетовый….

Марии Соло особенно сильно хочет открыть глаза.

-6

Он даже показывает ей, что их игровой мир резко обрывается за шкафом в комнате (похожая сцена, кстати, была и в фильме «Тринадцатый этаж», о нём я тоже как-то писал). Но всё бесполезно.

Ни Мария, ни другие не верят Соло. По сути, его понимает только Джими. И Соло с такой грустью и обречённостью рассказывает ему о своей участи…

Его постоянно убивают, ему приходится начинать всё сначала. На втором уровне ему надо бороться с мафией, на третьем — с торговцами органами. И он так хочет вырваться из этого круга рождений и смертей… Аллюзии на концепцию нирваны (одну из основополагающих концепций в индийской религиозной мысли) чётки и очевидны.

Но вернёмся к Джимми. Его путешествие имеет ещё одну цель — он хочет найти свою бывшую девушку Лизу. Она ушла от него в буддийскую общину. В итоге выясняется, что она умерла несколько месяцев назад — у неё была неизлечимая болезнь.

-7

Вдобавок ко всему один из индуистов даёт Джими аюрведический (!) микрочип, на нём Лиза оставила запись своей личности — свои воспоминания (в том числе и зрительные), впечатления, чувства, образ мыслей. И этот чип может вставить себе в мозг Наима (у неё есть для этого специальный порт над бровью). Она может прочитать, вобрать в себя его содержимое...

Получается, теперь в Наиме живёт две личности. И Джими немного путается, с кем он взаимодействует, с Лизой или с Наимой. Он не до конца понимает, сколько в Наиме Лизы, и кто перед ним в тот или иной конкретный момент. Та ещё мозголомня.

…И вот наконец кульминация. Джими надевает шлем и проникает в сеть «Окосама старр». Визуально это воплощается так: он бродит по какому-то странному заброшенному зданию, среди странных комнат, открывает двери (двери — это как бы директории и поддиректории).

-8

При этом перед ним появляются иллюзорные образы — его отец, знакомый таксист, и, конечно, Лиза — самое сильное искушение. С их помощью система пытается затормозить, остановить Джими, войти в его разум, заспамить его память… Но он не поддаётся на её провокации. И в результате получает доступ к огромным деньгам из секретного фонда японской корпорации. Также у него появляется возможность навсегда удалить свою игру. Восстановить её после этого будет уже нельзя...

Ну а в самом финале Джими находят-таки бойцы «Окосама Старр». Они стучатся в его комнату, он же в свою очередь достаёт пистолет и стреляет в их сторону. И, вероятно, в ответ его просто убьют.

-9

Мне понравился фильм. Он стильно сделан. Создатели хорошо поработали над деталями, над образами героев. В то же время чтобы понять его суть, его нужно смотреть более или менее внимательно. Просмотр в фоновом режиме не прокатит.

Фильм также привлекает тем, что здесь нет пиетета перед виртуальной реальностью. Виртуальная реальность показана как нечто кривое, неправильное, плохое. И поэтому Соло так отчаянно призывает себя стереть. А Джими решается на бунт против корпорации, создающей виртуальные миры. Ведь, в сущности, из-за них, из-за этих миров, настоящая реальность превращается в мрачный киберпанк.

И закрадывается мысль: «Может, выключить компьютер и не включать больше никогда. Отказаться от смартфонов, телефонов. Уехать в глушь, в деревню, в лес…» Потом, конечно, осознаю, что подобное бегство будет слишком уж радикальным.

Да уж…. виртуальная реальность — не лобио кушать. Виртуальная реальность не обещает нам нирваны. Виртуальная реальность таит в себе что-то опасное и зловещее.