Данный фильм снят режиссёром Габриэле Сальваторосом. И он входит в ряд киноработ 90-х (наряду, например, с «Джонни Мнемоником» Роберта Лонго, «Странными Днями» Кэтрин Бигелоу, «Экзистенцией» Дэвида Кроненберга), которые можно считать предтечами знакового фильма Вачовски «Матрица».
Напомню, «Матрица» вышла в марте 1999 года и — удивительное дело! — очень точно указала на целый пучок актуальных для текущего 21-го столетия трендов: цифровизация, виртуализация человеческой жизни, зависимость от технологий, страх перед тем, что машины поработят человечество...
С шедевром Вачовски в общем-то всё понятно. Но что там «Нирвана»? Одно из главных достоинств фильма заключается в том, что его создателям, несмотря на скромный бюджет, удалось создать и вправду крутую атмосферу киберпанка.
Многолюдные улицы, нищета, жестокая борьба за выживание и деньги, повальная наркомания, продажа органов поставлена на поток, процветает киберпреступность. Повсюду женщины с цветными волосами, с татуировками на лицах. Из диалогов становится ясно, что центр города — это какое-то более или менее благополучное место. А вот пригородах творится чёрти что. По ходу сюжета зрителю показывают два таких пригорода — Новый Марракеш и Бомбей-сити, в первом заправляют арабы, во втором индийцы…
А ещё в мире будущего, который показан в «Нирване», большое влияние имеют японские корпорации. Одна из них называется «Окосама Старр».
Понятно, что это всё пальцем в небо, что не угадали создатели фильма с будущим. Всё как-то складывается по-другому, не в стиле классического киберпанка (да и вообще в «Нирване» показано уже типа прошлое, действие типа происходит в 2005 году). Но всё равно смотреть на это увлекательно.
О чём вообще повествует фильм? Главный герой — Джими (его играет Кристофер Ламберт, лично я считаю его роскошным актёром, в первом «Горце» он был невероятно крут) совсем недавно создал игру «Нирвана» для той самой «Окосама Старр». И эта игра — якобы какой-то большой прорыв. В этой игре пользователь получает невероятные возможности, в этой игре можно практически всё.
Уже через несколько дней должен состояться её релиз. Однако в игру проник странный вирус. И теперь один из персонажей — его называют здесь Соло, он достаточно упитанный и чем-то похож на Сальвадора Дали — осознаёт себя как мыслящее существо.
Ему очень плохо в игре. Единственный, с кем ему по-настоящему интересно общаться — это Джими, его творец, его создатель. Он просит творца: «Сотри меня, удали меня!» В отличие от живого человека, Соло не может не играть, и это невыносимо для него.
Можно сказать, что он подобен Нео. Разница в том, что Соло сразу понимает, что выхода из виртуальной реальности куда-то наружу просто нет.
Как ни странно, Джими решает ему помочь. Для этого ему надо взломать корпоративную сеть/систему «Окосама Старр». Но он готов пойти на такой шаг — у него свои счёты с работодателями.
Чтобы осуществить задуманное, он едет в Новый Марракеш и находит там хакера по имени Джойстик, у которого вместо глаз — чёрно-белые видеопротезы.
Они много общаются, куда-то идут, что-то мутят… В одной из сцен они оказываются в каком-то подвале. И здесь молодой парень в необычном шлеме на потеху публике пытается взломать банк, и публика делает на это ставки... Самое же интересное вот что: во вселенной «Нирваны» хакеры в процессе взламывания весьма рискуют своим психическим здоровьем и даже жизнью. Они напрямую подключают свой мозг к той или иной сети. В результате мозги могут реально поплавиться, сгореть.
За Джими и Джойстиком начинают гнаться представители «Окосамы Старр». Но это не заставляет их отказаться от своих планов. В какой-то момент они встречаются с Наимой, синеволосой девушкой, чьи знания и техника также нужны для проникновения в сеть корпорации….
Важно отметить, что приключения Джими чередуются с приключениями Соло в игре. Он пытается пробудить других персонажей/ботов, рассказать им то, что понял он. В частности, пытается объяснить Марии — красивой девушке лёгкого поведения (вообще здесь задействованы на второстепенных ролях действительно красивые актрисы), что вся их жизнь — ложь. Что они лишь два занимающихся сексом электромагнитных уравнения.
Мария слушает его, при этом её платье (отличная придумка) переливается разными цветами. И губная помада тоже не имеет постоянного оттенка, он то синий, то зелёный, то жёлтый, то фиолетовый….
Марии Соло особенно сильно хочет открыть глаза.
Он даже показывает ей, что их игровой мир резко обрывается за шкафом в комнате (похожая сцена, кстати, была и в фильме «Тринадцатый этаж», о нём я тоже как-то писал). Но всё бесполезно.
Ни Мария, ни другие не верят Соло. По сути, его понимает только Джими. И Соло с такой грустью и обречённостью рассказывает ему о своей участи…
Его постоянно убивают, ему приходится начинать всё сначала. На втором уровне ему надо бороться с мафией, на третьем — с торговцами органами. И он так хочет вырваться из этого круга рождений и смертей… Аллюзии на концепцию нирваны (одну из основополагающих концепций в индийской религиозной мысли) чётки и очевидны.
Но вернёмся к Джимми. Его путешествие имеет ещё одну цель — он хочет найти свою бывшую девушку Лизу. Она ушла от него в буддийскую общину. В итоге выясняется, что она умерла несколько месяцев назад — у неё была неизлечимая болезнь.
Вдобавок ко всему один из индуистов даёт Джими аюрведический (!) микрочип, на нём Лиза оставила запись своей личности — свои воспоминания (в том числе и зрительные), впечатления, чувства, образ мыслей. И этот чип может вставить себе в мозг Наима (у неё есть для этого специальный порт над бровью). Она может прочитать, вобрать в себя его содержимое...
Получается, теперь в Наиме живёт две личности. И Джими немного путается, с кем он взаимодействует, с Лизой или с Наимой. Он не до конца понимает, сколько в Наиме Лизы, и кто перед ним в тот или иной конкретный момент. Та ещё мозголомня.
…И вот наконец кульминация. Джими надевает шлем и проникает в сеть «Окосама старр». Визуально это воплощается так: он бродит по какому-то странному заброшенному зданию, среди странных комнат, открывает двери (двери — это как бы директории и поддиректории).
При этом перед ним появляются иллюзорные образы — его отец, знакомый таксист, и, конечно, Лиза — самое сильное искушение. С их помощью система пытается затормозить, остановить Джими, войти в его разум, заспамить его память… Но он не поддаётся на её провокации. И в результате получает доступ к огромным деньгам из секретного фонда японской корпорации. Также у него появляется возможность навсегда удалить свою игру. Восстановить её после этого будет уже нельзя...
Ну а в самом финале Джими находят-таки бойцы «Окосама Старр». Они стучатся в его комнату, он же в свою очередь достаёт пистолет и стреляет в их сторону. И, вероятно, в ответ его просто убьют.
Мне понравился фильм. Он стильно сделан. Создатели хорошо поработали над деталями, над образами героев. В то же время чтобы понять его суть, его нужно смотреть более или менее внимательно. Просмотр в фоновом режиме не прокатит.
Фильм также привлекает тем, что здесь нет пиетета перед виртуальной реальностью. Виртуальная реальность показана как нечто кривое, неправильное, плохое. И поэтому Соло так отчаянно призывает себя стереть. А Джими решается на бунт против корпорации, создающей виртуальные миры. Ведь, в сущности, из-за них, из-за этих миров, настоящая реальность превращается в мрачный киберпанк.
И закрадывается мысль: «Может, выключить компьютер и не включать больше никогда. Отказаться от смартфонов, телефонов. Уехать в глушь, в деревню, в лес…» Потом, конечно, осознаю, что подобное бегство будет слишком уж радикальным.
Да уж…. виртуальная реальность — не лобио кушать. Виртуальная реальность не обещает нам нирваны. Виртуальная реальность таит в себе что-то опасное и зловещее.