Найти в Дзене

Проданная мужем

— Вы все еще хотите жить с моей супругой? — спросил Николай Арсеньев. — Извольте же, вот мое условие: 50 000 рублей и Варвара ваша. — Что????? — от услышанного у Сергея Мосина волосы встали дыбом. Он покраснел от злости, не веря своим ушам. Неужели его возлюбленной торгуют, как товаром… Помолчав минуту, он бросил на стол соперника перчатку. — Что это, ваше благородие? — издевательски усмехнулся Арсеньев. — Дуэль, сударь-с, сами видите. Даму, за которую чуть не вступили в схватку дворянин Николай Арсеньев и конструктор-оружейник Сергей Мосин, звали Варвара. Она происходила из старинного дворянского рода и была двоюродной сестрой писателя Ивана Тургенева. Как и многие благородные девушки XIX века, она получила хорошее домашнее образование, а в 19 лет вышла замуж за Николая Арсеньева, который был на восемь лет старше, и взяла его фамилию. К сожалению, Варвара быстро поняла, что связала жизнь не с тем человеком. Девушка тонкой романтической натуры совершенно не заслуживала в качестве супр
Оглавление

— Вы все еще хотите жить с моей супругой? — спросил Николай Арсеньев. — Извольте же, вот мое условие: 50 000 рублей и Варвара ваша.

— Что????? — от услышанного у Сергея Мосина волосы встали дыбом. Он покраснел от злости, не веря своим ушам. Неужели его возлюбленной торгуют, как товаром…

Помолчав минуту, он бросил на стол соперника перчатку.

— Что это, ваше благородие? — издевательски усмехнулся Арсеньев.

— Дуэль, сударь-с, сами видите.

Несчастливый брак

Даму, за которую чуть не вступили в схватку дворянин Николай Арсеньев и конструктор-оружейник Сергей Мосин, звали Варвара. Она происходила из старинного дворянского рода и была двоюродной сестрой писателя Ивана Тургенева.

Как и многие благородные девушки XIX века, она получила хорошее домашнее образование, а в 19 лет вышла замуж за Николая Арсеньева, который был на восемь лет старше, и взяла его фамилию.

Иллюстрация к статье
Иллюстрация к статье

К сожалению, Варвара быстро поняла, что связала жизнь не с тем человеком. Девушка тонкой романтической натуры совершенно не заслуживала в качестве супруга повесу и картежника. А потомственный помещик Николай Арсеньев был именно таким. Он лишь иногда бывал в поместье с женой, а основное время проводил в столичных салонах.

Но Варвара терпела выходки мужа — в ту пору для женщин считалось неприемлемым показывать свой характер и уходить из семьи. К тому же, за 2 года супружеской жизни молодая женщина уже успела родить двоих сыновей и не могла покинуть кормильца семьи. Но, будучи фактически одинокой при живом муже, Варвара постоянно пребывала в меланхолии. Она не ждала от жизни ничего хорошего.

Все изменилось, когда в 1875 году в поместье Арсеньева приехал молодой штабс-капитан и выпускник Санкт-Петербургского артиллерийского училища, Сергей Мосин. Он гостил у отца Ивана Игнатьевича, который трудился управляющим во владениях Арсеньева.

Знакомство

Свою первую встречу с Варварой инженер долго не мог забыть. Сергею было 26 лет, когда он впервые увидел супругу Арсеньева. Самого помещика в тот день, как это часто случалось, не было дома. Варвара, в качестве жеста вежливости, согласилась прогуляться с Мосиным по парку и показать ему поместье.

Они шли поодаль друг от друга, но огромные серые глаза стройной высокой женщины навсегда оставили свой след в душе Сергея. В них читалось столько тоски и безысходности!

— Вы бледны, — позволил себе заметить Мосин.

— Пустяки, — ответила Варвара. — Дурно спалось ночью.

Сергей промолчал. Он чувствовал симпатию к новой знакомой и уже понял, что она несчастна в браке. Но рассчитывать на взаимность несвободной женщины, матери двоих детей, даже не пытался.

Сергей Иванович Мосин
Сергей Иванович Мосин

Мосин в расстроенных чувствах уехал в Тулу и ушел с головой в работу на Имперском оружейном заводе, где показал себя отличным специалистом. Долгих четыре года оружейник пытался забыть прекрасный образ замужней женщины, но он преследовал его днем и ночью. А в 1879 году Сергей снова отправился в отпуск отцу.

К тому моменту супруги Арсеньевы, по факту, уже не были вместе — Николай стал бывать в поместье еще реже, заводил романы с другими дамами. Однако, от Варвары он требовал верности и не собирался официально растрогать брак.

У нее за эти 4 года родились три дочери, но ни одна не выжила, и женщина пребывала в глубоком унынии, вела затворническую жизнь. Перед приездом Мосина у нее родился еще один сын, и молодая мать все время уделяла ему.

Мосин и не думал заходить в гости к Арсеньевой, однако, они снова случайно встретились в саду. Сначала Сергей и Варвара долго не решались заговорить и только слушали шуршание золотых листьев под ногами, смущенно смотря вниз. Вдруг Варвара внезапно спросила:

— Почему вы до сих пор один, Сергей Иванович?

— Я люблю вас, — тихо сказал Мосин.

Но для Варвары, как бы несчастна в браке она ни была, отношения на стороне были неприемлемы. Услышав признание, она закрыла лицо руками, а потом бросилась бежать к своему дому. Сергей еще долго слышал, как быстро шуршал подол ее элегантного платья. Он понял: надежды нет.

Неожиданный поворот

Однако, Мосин ошибся. Через две недели, когда ему нужно было возвращаться в Тулу, Варвара передала ему записку со словами:

“Зимой с детьми собираюсь приехать в Тулу. Ваша В. Н”.

Сергей не мог поверить своему счастью. С тех пор он стал регулярно бывать в поместье Арсеньевых и встречаться с Варварой открыто.

Варвара Николаевна Арсеньева
Варвара Николаевна Арсеньева

Уездные дворяне много сплетничали о странной, по их мнению, паре, и осуждали замужнюю даму за неверность. Это продолжалось около трех лет, за которые муж Варвары - Николай Арсеньев - ни разу даже не заглянул в свое родовое имение. Но, наконец, до него дошли слухи о связи жены с Мосиным, и он бросился в поместье, чтобы выяснить отношения.

Конечно, был скандал... Варвара открыто заявила законному супругу, что не любит его и хочет жить с Мосиным. Женщина просила его расторгнуть брак, однако, Николай наотрез отказался: мол, развод испортит его репутацию.

Еще четыре года мастер оружейных дел Мосин пытался уговорить упрямого дворянина отпустить жену, но тот только смеялся и пытался унизить соперника.

Сложный выкуп

Ситуация изменилась в 1883 году, когда картежник и мот Арсеньев задолжал огромную сумму денег. Тогда он сам вызвал к себе Мосина и предложил сделку: расторжение брака с Варварой, если оружейник заплатит 50 000 рублей. В ту пору на эти деньги можно было запросто купить несколько деревень.

Оружейнику трудно было держать себя в руках, когда наглый картежник холодно и сухо чеканил слова о продаже своей жены, прохаживаясь вокруг стола в домашнем халате. Всем своим видом он вызывал у Сергея отвращение.

Сначала Мосин оскорбился и пытался вызвать дворянина на дуэль. Но трусливый Арсеньев не стал рисковать, а просто пожаловался на оружейника в жандармерию. Посидев под домашним арестом, Сергей подумал и решил… деньги все-таки надо доставать.

Но где было взять такую сумму? Мосин решил не покладая рук работать и придумать самую лучшую винтовку по заказу императора, за что можно было получить хорошее вознаграждение.

Конструктор трудился над своей “трехлинейкой” 8 лет. В 1891 году его изобретение было одобрено императором Александром III. Инженер получил звание полковника и солидную денежную сумму, в том числе, с Парижской выставки, где его винтовка была признана лучшей.

Император Александр III высоко оченил изобретение Мосина
Император Александр III высоко оченил изобретение Мосина

Вырученные деньги Мосин заплатил Арсеньеву - так сильно он любил Варвару, которую прождал долгих 16 лет. Наконец-то, влюбленные сыграли свадьбу, и с детьми Арсеньевой переехали в Сестрорецк. Там Мосин стал руководить оружейным заводом. Супруги счастливо прожили 8 лет, пока Сергей не ушел из жизни от тяжелого недуга.

У пары не было общих детей, и Варвара доживала свой век в одиночестве. Она никогда больше не задумывалась о замужестве, чтобы не предавать того, кто ради нее был готов на все.

А “трехлинейка” Мосина успешно применялась в военных сражениях вплоть до 1950 года. Она не раз проходила серьезные изменения, но ее основа была создана именно этим знаменитым конструктором. Создана ради любви к женщине! Едва ли в истории найдутся еще подобные примеры.

А как вы думаете, правильно ли поступил Мосин, что заплатил выкуп? Пишите свое мнение в комментариях.