Эти переговоры - не об урегулировании конфликта, а о выходе Америки из него. Возможно, вслед за Соединёнными Штатами на выход потянутся и некоторые западноевропейские государства. Тогда завершать конфликт будут те, кого он касается непосредственно. И общую безопасность в Восточной Европе оформит Россия со своими соседями по региону, без внешнего вредного вмешательства. Для России такой сценарий сейчас наилучший, а для США (да и для Западной Европы) - вынужденный, потому что слишком много у них других забот. Полномасштабное столкновение с Россией они позволить себе не могут.
Слухи о подготовке и даже о фактическом начале российско-американских переговоров распространялись с момента завершения президентских выборов в США и особенно усилились после вступления Трампа в должность президента. А 12 февраля 2025 года тайное стало явным - в Вашингтоне и в Москве официально сообщили о телефонном разговоре глав государств и о начавшемся обсуждении накопившихся проблем. Проблем много - по разным направлениям, в разных местах, но участников обсуждения всего двое - Америка да Россия - это двусторонние переговоры. Примечательно, что американская активность заметно выше, на фоне немногословной сдержанности российского руководства. Президент Трамп выступил перед журналистами в Белом доме: отвечал на вопросы, назвал своих переговорщиков - группу высокопоставленных чиновников. Он также заявил, что возвращение Украины к границам 2014 года маловероятно, вступление в НАТО - нецелесообразно. О том же объявил европейцам новый министр обороны США, выразив некоторое недовольство устройством Северо-Атлантического альянса. Новый министр финансов США привёз в Киев предложение рассчитаться за оказанную Украине помощь. А президент Путин в очередной раз напомнил о необходимости устранения первопричин конфликта (промежуточное, временное решение Россию не устроит). Первопричины эти давно известны и многократно названы: - продвижение военной инфраструктуры НАТО к российским границам, неприемлемые для России угрозы её безопасности.
Но ведь для прекращения военного конфликта необходимо участие в урегулировании всех воюющих сторон - как минимум Украины, да пожалуй и Европы (хотя бы в качестве послушных сателлитов)! Конфликт не прекратится, если они не перестанут воевать. Как же завершить конфликт без Киева и Брюсселя, в рамках двусторонних российско-американских переговоров? Может и никак, но тут возможен простой ответ - Путин и Трамп договариваются не о завершении конфликта, а о выходе из него Соединённых Штатов на приемлемых для Трампа условиях. Америке предстоит неизбежная и очень трудная конкуренция с Китаем, улаживание дел на Ближнем Востоке и в других регионах, а также сложная внутренняя перестройка в самих США. В таких обстоятельствах администрация Трампа вынуждена выходить из противостояния с Россией. Америка могла бы согласиться на вялотекущее продолжение или на временную заморозку - так чтобы и Россию нагрузить, и самим не напрягаться, однако на это решительно не согласна Россия. Вероятно, Путин поставил Трампу жёсткое условие - либо США выходят из Восточной Европы и прекращают там антироссийские действия, либо становятся прямым участником большой войны с Россией. Такую нагрузку одновременно со всеми прочими задачами Америка сегодня не потянет (Европа тем более не потянет, но они же не думали, что придётся самим...). Остаётся согласовать условия выхода. В успешном решении объективно заинтересованы и Вашингтон, и Москва - именно поэтому можно всерьёз рассчитывать на достижение договорённостей и на их реализацию (а не потому, что кто-то кому-то "доверяет").
В результате наметившегося российско-американского соглашения конфликт не прекратится, но Европа и Украина останутся одни, без Соединённых Штатов, в безнадёжном для них противостоянии с Россией. Наиболее точно суть происходящего поняли и сформулировали сами европейцы. Уже 13 февраля в Германии издание Bild опубликовало интервью с Карло Масалой, профессором международной политики Мюнхенского университета федеральных вооруженных сил. Немецкий эксперт прямо говорит, что Трамп хочет как можно быстрее закончить войну, чтобы вывести свои войска из Европы:
"Это апокалиптический сценарий. Переговоры будут вестись через головы украинцев и европейцев. Европейцам не будет места за столом переговоров. Им придется смириться с результатом. И, к сожалению, похоже, что это будет касаться и Украины. Путин, таким образом, выиграл в этом конфликте. Ему удалось заставить американцев выйти из него".
"Нас не спрашивают, согласны ли мы с результатом. Мы столкнулись с результатом и должны его принять. Если бы я был Путиным, я бы хлопал в ладоши. Европейские войска на Украине — лучшее, что могло случиться с Путиным. Они не остановят его от повторного нападения на остальную часть Украины через несколько лет или месяцев. Это не является сдерживающим фактором для россиян", — утверждает Карло Масала.
В Европе назревает паника, но западные европейцы долго паниковать не будут, а, скорее всего, по примеру заокеанского партнёра начнут потихоньку устраняться от участия в конфликте. Нет у них ни достаточных ресурсов, ни подходящих внутренних обстоятельств, нет и желания жертвовать собой ради собратьев по Евросоюзу. Подобные нотки уже зазвучали - например, в высказываниях Генсека НАТО. Останутся в конфликте вечно ожесточённые восточноевропейцы, в какой-то степени - их извечный подстрекатель Британия, да примкнувшие к ним украинцы (но там уже и "до последнего..." недалеко). Вот с этими и предстоит нам разбираться - всё-таки проще, чем весь коллективный Запад во главе с США. Россия получит реальную возможность обеспечить свою безопасность на Европейском направлении (хотя повоевать ещё немного придётся), ну а прочих интересов в Европе у России остаётся всё меньше. Нам тоже пора выходить из этого конфликта, чтобы сосредоточиться на более перспективных регионах, на более важных задачах.
Надо признать, что сдержанная политика России начинает приносить стратегические плоды. Наша активная оборона измотала Запад, а победа Трампа на президентских выборах существенно изменила обстановку. На нас работают и общие изменения в международном балансе - появление новых центров силы, с которыми теперь нашим традиционным противникам приходится считаться и конкурировать (эти изменения происходили при активном участии российской дипломатии). Россия усилилась внутренне - экономически, технически, да и морально. Искусственные антироссийские проекты на Европейском континенте естественным образом сдуваются, а организаторы этих проектов погружаются в собственные проблемы. Ещё недавно, при прежней администрации США, большая битва казалась неминуемой (об этом - в предыдущей статье). Но теперь открываются новые возможности, которыми надо правильно воспользоваться, избегая неосмотрительных действий, не нагружая Россию избыточными и сомнительными приобретениями. От сопредельных восточноевропейских стран нам достаточно их безопасного и умеренного состояния при некотором разумном контроле с нашей стороны, без излишнего вовлечения России в их обустройство и содержание.