Найти в Дзене
Дневник Авантюриста

#Новороссийск: смотровая «Семь ветров», Андреевский перевал, развалины древней генуэзской крепости, гора Амзай

Следующей целью в цепи горных вершин я выбрал смотровую площадку «Семь ветров» (44.725352, 37.866983), расположенную на Андреевском перевале, с её границ открываются прекрасные виды на панораму города и Цемесскую бухту. Пешком на высоту в 560 метров поднимался несколько раз, неоднократно наслаждался открывающимися пейзажами и гулял по окрестностям с обеих сторон перевала, однажды пешим походом пройдя за день 20 км по всему Маркхотскому хребту от Андреевского перевала через горы Большой Маркхот, Квашин бугор и Совхозная, дойдя до Кабардинки. Однако есть одна небольшая проблема в том, чтобы подняться на перевал на мотоцикле – единственная дорога с отличным асфальтовым полотном перекрыта контрольно-пропускным пунктом с автоматическим шлагбаумом, проезд разрешён только для автомобилей расположенной за перевалом нефтебазы. И всё же, внимательнее изучив карты и спутниковые снимки, а так же раздобыв информацию у местных эндуристов, я составил коварный план тактического манёвра, а так же, на крайний случай, план подлой рокировки, и решил их придерживаться.

На смотровой площадке «Семь ветров»
На смотровой площадке «Семь ветров»

В один из солнечных дней поздней осени я выехал из гаража и направился в сторону окраин города на выезде к Сухумскому шоссе. Аккуратно пропустив встречный поток автомобилей, сворачиваю с трассы влево на прилегающую дорогу, поднимаюсь по разбитому асфальту между двух рядов частных домов до конца улицы, и затем в довольно крутую горку взлетаю по залитой бетоном поверхности к воротам строящегося коттеджа. За его границами дорога от души засыпана крупным гравием и продолжает крутой подъём вверх. Я плавным движением рукоятки «газа» добавляю оборотов - байк, рыча двигателем, взбирается по неустойчивой поверхности, заднюю часть носит из стороны в сторону, из-под колёс летят потоки щебня. Поднимаюсь в горку и тут же останавливаюсь, видя перед собой пугающую картину: далее идёт череда следующих друг за другом нескольких спусков и подъёмов, своими вершинами похожих на старинную стиральную доску. Перед выполнением трудной и интересной задачи (как минимум, для езды на дорожном мотоцикле с шоссейной резиной) стою наверху на «нейтрали», перевожу дух. Навстречу мне из низинки поднимается старенькая бабушка, впереди себя погоняющая стадо коз. «Милок, козочка моя от стада отбилась, ты тут в округе её не видел?» Отрицательно машу головой и, пропустив процессию подальше за спину, включаю первую передачу и аккуратно, подтравливая тормозами, спускаюсь вниз, затем взлетаю наверх, потом повторяю всё ещё раз и, наконец, выезжаю на ровную дорогу как раз позади контрольно-пропускного пункта.

Немного вспотев от преодоления подобных участков местности на своём «дорожнике», далее на протяжении 5 километров наслаждаюсь поездкой по ровному асфальтовому покрытию отличной широкой дороги, серпантинной лентой поднимающейся вверх. Аккуратно прохожу на пути несколько крутых 180-градусных шпилек и пару плавных затяжных поворотов, и не спеша взбираюсь на Андреевский перевал с расположенной рядом высотой в 560 метров.

Наверху на перевале любуюсь не единожды наблюдаемыми мною видами: по одну сторону расположился город с обнимающей его полукольцом бухтой, по другую сторону открывается прекрасный вид на долину и горы. По прошествии некоторого времени, я забираюсь в седло мотоцикла, запускаю двигатель и начинаю спускаться вниз по ущелью за перевал, с интересом крутя головой по сторонам, ведь там я ещё ни разу и не был.

Вид на перевал со склонов горы Малый Маркотх
Вид на перевал со склонов горы Малый Маркотх

Красивой горной дорогой, уходящей вниз по склонам горы Малый Маркотх среди по-осеннему раскрашенного леса, я добрался до нефтебазы и, не задерживаясь у режимного объекта, свернул в сторону маленького хутора Афонка. В его окрестностях у истоков реки Адегой находятся несколько братских могил времён Великой отечественной войны с захоронениями павших советских воинов (44.729069, 37.934971; 44.735753, 37.931625), однако расположены они в лесу на склонах невысоких холмов.

У меня же остаётся не так много времени до окончания светового дня, поэтому я просто немного побродил по опавшей листве осеннего леса, сфотографировался на фоне одетых в золотистые тона деревьев, и в меланхоличном настроении, так подходящем этому времени года, выдвинулся назад к перевалу.

На склоне осеннего леса
На склоне осеннего леса

На обратном пути повторять эпичные манёвры на бездорожье у меня не было никакого желания, поэтому по дороге обратно вниз я решил исполнить финт, который изначально задумывался как «подлая рокировка». Проехав по серпантину все великолепные 5 шпилек-поворотов вниз, я немного замедлился и на подъезде к КПП позволил себя обогнать небольшому минивэну. А происходившее дальше было просто делом техники: пристроился микроавтобусу в хвост и колонной вместе с ним подъехал к шлагбауму. Автоматический ограничитель движения, среагировав на занесённый в базу данных автомобиль, плавно поднялся вверх, на 40 секунд освобождая проезд по перекрытой дороге, чего с запасом хватило для проезда как минивэну, так и моему манёвренному и быстрому байку. Ленивый Райдер – отличается умом, отличается сообразительностью!

Далее, заехав на дозаправку, я ещё немного прокатился по городу, и в конце насыщенного интересного дня в лучах раннего осеннего заката припарковал мотоцикл в тишине бетонной клетки гаража.

На спуске с горы
На спуске с горы

Последней в списке стала гора Амзай (или по старинному Нелять, что означает «Злодей») в Широкой балке – к ней я решил отправиться на исходе солнечного дня конца осени, предвещающей скорое завершение сезона. Привычным накатанным маршрутом по извилистой дороге добрался до небольшого туристического населённого пункта, перед въездом в село свернул вправо к основанию горы и по каменистой пологой грунтовке, широкой дугой уводящей в сторону, взобрался на малую высоту пригорка. Подобные манёвры на несложном сухом бездорожье, неоднократно выполняемые за этот продолжительный сезон, больше не могут напугать меня или доставить какие-либо неприятности. Пыльной неровной дорогой добираюсь до шлагбаума перед территорией одного из частных домов-санаториев местного мини-курорта. Здесь оставляю байк, не забыв сфотографировать его на фоне цветастой жёлто-красно-бурой листвы, и иду гулять по притихшему осеннему густому лесу на склоне горы.

На склоне горы Амзай
На склоне горы Амзай

Если от водонапорной башни взобраться на 200 метров вверх по склону, можно обнаружить старый глубокий колодец (44.660430, 37.695119), некогда бывший неиссякаемым источником питьевой воды древней генуэзской крепости и, согласно легендам, много раз выручавший её защитников во время жестоких осад. Сегодня от величественной крепости не осталось и следа, останки её развалин скрыты под слоем земли и поросли густым лесом. Колодец на месте углубления, некогда бывшего основанием угловой башни, и небольшие фрагменты кладки фундамента каменных сооружений немного западнее по склону горы – последние дошедшие до нас элементы древнего оборонительного укрепления, на которые сейчас можно взглянуть.

Старый колодец в окрестностях бывшей древней сторожевой крепости
Старый колодец в окрестностях бывшей древней сторожевой крепости

Нагулявшись по склонам холма тропинками среди густого векового леса, выхожу обратно к мотоциклу и, запустив двигатель, неспешно спускаюсь с горы, а затем устремляюсь по дороге к дому вслед за последними прощальными лучами солнца.

На закате
На закате