Найти в Дзене
GoArctic | ПОРА в Арктику!

От пионеров Наукана до науканского синдрома: из истории советского эксперимента на Чукотке — часть вторая

Оглавление

Подвижники просвещения, «учить и учиться», полугодовой аванс в счет жалования, шаманы и попы, «ломка» традиционного быта, пионерская дружина, первая баня, встреча Северного Ледовитого и Тихого океанов, Чукотского и Берингова морей, уголь и керосин на вес золота, новый жизненный и бытовой уклад

Науканские школьники на зарядке. Из собрания Музейного центра Наследие Чукотки
Науканские школьники на зарядке. Из собрания Музейного центра Наследие Чукотки

Начало статьи читайте здесь.

Начало науканской школы

История науканской школы известна пока по отдельным фрагментам — воспоминаниям науканцев, архивным документам и музейным экспонатам. Еще предстоит создать коллективный портрет подвижников просвещения, которые ехали в буквальном смысле на край света учить эскимосов и самим учиться их языку и правилам жизни в этом суровом краю. Однако уже сейчас можно и нужно воздать должное памяти науканских учителей и вспомнить школу, стоявшую на крутом обрыве, лицом к острову Ратманова. Школу, ученики которой первыми в СССР начинали учебный день.

О начале Науканской школы свидетельствует приказ Чукотского районного ревкома № 41: «Окончивший Хабаровский педтехникум т. Тарасов Александр Родионович назначается на должность Заведующего Науканской школой I ст.[упени] (Чукотка) с 17 июня с окладом содержания по XI разряду (107 р. 10 коп.). Основание: отношение Дальоно от 15.VI.1925 г.»[1].

А.Р. Тарасов был не только заведующим, но и единственным учителем Науканской школы. Он родился в 1906 г. в Чите, окончил Хабаровский педтехникум, был комсомольцем. Учительство в Наукане было для него началом трудовой деятельности[2].

В «Тихоокеанском дневнике» журналиста Бориса Лапина его деятельность описана следующим образом: «… Советский пароход привез в Наукан первого русского учителя девятнадцатилетнего комсомольца, до того знавшего об эскимосах не больше, чем об экваториальных неграх. <…> Ему был выдан полугодовой аванс в счет жалования. На эти деньги он купил продукты и различные вещи, нужные для того, чтобы прожить год. Его высадили на мысу Дежнева, среди толпы эскимосских детей, в первый раз видевших русского. <…> Через год пароход снова пришел в Наукан. Механик бился об заклад, что мальчишка, высаженный в селении, давно умер от цинги. Но, едва пароход стал на якорь, науканский учитель подъехал к бортам парохода в неустойчивой эскимосской лодке. <…> Учитель был краснощёк и здоров, оброс бородой и громко говорил с эскимосами на их языке. Пароход стоял возле Наукана три дня. Когда он уходил, учитель вколачивал в землю бревна, отпущенные капитаном для постройки жилого дома».

Далее Лапин описывает этот дом, который был одновременно и школой. «Дом состоял из одной комнаты, приспособленной под класс. На столике валялись тетради и книги, присланные с прошлогодним пароходом из центра. Учебник географии на русском языке, политграмота Коваленко и хрестоматия “Живое Слово”. В тетрадях упражнения маленьких эскимосов, выведших несуразными каракулями непонятные для себя фразы: “соцзм ест осветская власт плуз электровкация“» (1928 г.)[3].

Науканская школа. Переводчик Тевлянто, учителя Евгений Головин и Александр Тарасов. 1931 г. Фото из альбома Аркадия Кампана / Государственный архив Российской Федерации
Науканская школа. Переводчик Тевлянто, учителя Евгений Головин и Александр Тарасов. 1931 г. Фото из альбома Аркадия Кампана / Государственный архив Российской Федерации

Тарасов, по-видимому, пробыл в Наукане до 1931 г. Он зафиксирован на фотографии, выполненной в этом году пограничным офицером и краеведом Чукотской культбазы Аркадием Кампаном[4]. В соседний Уэлен на должность учителя в 1927 г. прибыл этнолог Александр Семенович Форштейн (1904-1968), создавший уникальные фотографии эскимосов Наукана и жителей других поселков береговой Чукотки[5].

Как и в Чауне, в Наукане школа встречала сопротивление местных жителей. В конце 1920-х годов в поселке возникло необычное религиозно-общественные движение, которое этнологи характеризуют как ревитализационное (revitalization movement). Ученые определяют такие движения как стремление к улучшению собственной культуры, в том числе и за счет заимствования. Ревитализация в Наукане развивалась под влиянием американских миссионеров. Сведений об этом немного. Житель Наукана, Николай Иванович Якын (1922−1994) вспоминал:

«В 30-е годы колхозы организовали. Сначала люди не хотели вступать. Ну, у нас ведь шаманы были и даже попы. Я сам видел, они какие-то балахоны шили из черной материи. Попом был Кантахун, потом Аминак это женщина, и третий Нуныгнилян. Этот сначала был шаманом, потом попом стал. Они по воскресеньям собирались, людей звали. <…> Я как-то зашел к ним в ярангу. У них такие балахоны черные, длинные рукава такие большие. Они их только по воскресеньям надевали. У одного, значит, в руках белый платок, он по яранге кругом ходит, что-то бормочет. Они детям не разрешали ходить в школу и мылом мыться <…> Как-то погода плохая была, мой брат старший на охоту не пошел. <…> Ну, вот, брат заглянул к попам в ярангу. А один из них его увидел, говорит: “Ой, плохо мне, русским духом запахло. Прогоните его”. Это они научились от американцев. Раньше ведь на ту сторону много ездили. Еще многие на китобойных судах работали. У попов кресты самодельные были. Многие им верили, примерно, треть поселка. Я к ним близко не подходил. Я в школе учился, а они ненавидели тех, кто в школу ходит»[6].

«Тихоокеанский дневник» Бориса Лапина подтверждает свидетельство Якына:

«В юрте Эйакона, сына Налювиака, племянника Ипака, на стене висело распятие. Это было нечто в роде туземной часовни. Когда-тот тут был миссионер. На большом листе бумаги был нарисован, умилительным барашком, белокурый Иисус Христос и красовались поучительные детские стишки, похожие на маргаритки и кружевные занавески в домах Новой Англии <…>»[7].

Скорее всего, описанная Лапиным «юрта» это и есть яранга «попов».

Таким образом, в самом начале пути науканская школа испытала довольно сильное сопротивление. По мнению исследователей Е.В. Головко и П. Швайтцера, «науканское движение» стало ответом на советскую «ломку» традиционного быта. Но Тарасову и его преемникам удалось сделать более привлекательной советскую, а не миссионерскую модель усовершенствования. Ставка на молодежь, которую делали учителя, оправдала себя. Нельзя сказать, что соревнование шло на равных. Успехам школы способствовал весь комплекс мероприятий местных властей – от поставки моторных вельботов, оружия, боеприпасов и продуктов до усиления административного надзора и репрессий. Известно, что одного из науканских «попов», Нуныгниляна «посадили перед войной за миссионерскую деятельность»[8]. Науканская школа действовала не в одиночку, однако путь преобразований был нелегким.

Учительницы Уэленской школы Лариса Беликова, Елена Ольшевская и Антонина Ковальчук
Учительницы Уэленской школы Лариса Беликова, Елена Ольшевская и Антонина Ковальчук

Науканская школа и ее учителя

В 1933 г. в Наукан приехала Елена Фадеевна Ольшевская, которая позднее, в 1940 г. стала директором школы.

Она создала в Наукане пионерскую дружину. В неопубликованных воспоминаниях (хранятся в Музейном центре «Наследие Чукотки»), Е.Ф. Ольшевская пишет:

«С самого начала учебного года я стала рассказывать о пионерах. Познакомила их с законами и обычаями юных пионеров — тогда у пионеров были законы и обычаи. Например, "пионер — всем ребятам пример". Или в обычаях было записано — "руки мыть и ноги мыть и сырой воды не пить"»[9].

Эти призывы звучат наивно, но мы знаем, что распространение элементарной гигиены в чукотско-эскимосских поселках было важнейшей задачей школы.

Читаем дальше в воспоминаниях Ольшевской:

«Прием в пионеры мы решили провести торжественно 7/XI. К сбору мы готовились долго: разучили торжественное обещание, подготовили песни <…>, физкультурные пирамиды, научились скандировать хором: “Смена смене идёт, пионер ее ждет, партия гордится, что сменушка родится”, подготовили коллективные танцы: “Светит месяц” и др., выпустили стенгазету на эскимосском языке <…> Одним из мероприятий по подготовке к сбору было мытьё детей. В школе организовали баню это была первая баня в жизни науканцев.

Наконец, наступило 7/XI. Еще рано утром всё население собралось в школу.

Дети пришли в чистеньких новых пионерских костюмах синие юбки и брюки, и зеленые рубашки. Они с нетерпением ждали того момента, когда их примут в пионеры. Хотя и они, и их родители очень боялись, как бы худо от этого не было. Вдруг этим они привлекут внимание злых духов. Народ в то время был суеверный, верил шаманам.

Потом все расселись, кто на скамейках, кто на полу. Школа была переполнена. Ребята выстроились. Дали торжественное обещание, комсомольцы надели им новые пионерские галстуки. И они стали пионерами»[10].

Добавим к описанию небольшое размышление: вся пионерская форма, о которой говорит Ольшевская, а именно — галстуки, синие юбки и брюки, зеленые рубашки, — доставлялась сюда, на край Евразии, из Владивостока. Трудно представить сколько усилий стоило учительнице получить эти товары для Наукана.

Пионерские традиции в Наукане закрепились. На фотографиях 1930−1950-х гг. здешние школьники — с пионерскими галстуками. Такова, например, одна из первых фотографий науканских школьников, датированная 1936−1937 гг. Они сфотографировались с учительницей Антониной Мефодьевной Ковальчук.

Науканские школьники с учительницей Антониной Ковальчук. 1936−1937 гг. Из собрания Музейного центра Наследие Чукотки
Науканские школьники с учительницей Антониной Ковальчук. 1936−1937 гг. Из собрания Музейного центра Наследие Чукотки

Школа в Наукане находилась на южной стороне поселка. Сейчас можно видеть ее фундамент и площадку, на которой проходили спортивные соревнования и празднования. Есть в Наукане и еще одно памятное место, связанное со школой — могила Эдика Рудича, сына науканской учительницы Марии Павловны.

Если подняться на сопку за маяком, то увидишь небольшой памятник, издалека сливающийся с серым камнем, поросшим оранжевыми мхами. Это — маленькое надгробие в виде стелы с выложенной на земле прямоугольной рамой. На памятнике надпись: «Здесь покоится Эдик Рудич 1940−1942 г.». На обратной стороне: «Спи спокойно, дорогой сынок».

Отсюда открывается вид на весь Наукан. Прямо — памятник-маяк в честь Семена Дежнева: стройное сооружение в классических формах, увенчанное пятиконечной звездой в круге. Под маяком — разрушающиеся дома метеостанции, ниже — крутой обрыв к морю. Сколько хватает глаз — тянется море. Здесь встречаются Северный Ледовитый и Тихий океаны, Чукотское и Берингово моря. От могилы мальчика в ясную погоду виден остров Ратманова, предел российских владений на востоке, а за ним — темно-синяя полоса берегов Аляски и мыс Принца Уэльского.

Эдик Рудич… Прошло более восьмидесяти лет после этой трагедии. Ребенок родился и умер здесь, в Наукане. Его похоронили в одном из самых красивых мест на земле, высоко над посёлком, метеостанцией и даже маяком, царящим над всей панорамой мыса Дежнева.

Могила Эдика Рудича над поселком Наукан. Фото: Сергей Шокарев
Могила Эдика Рудича над поселком Наукан. Фото: Сергей Шокарев

Что мы знаем об этом мальчике и его семье? Совсем немного. Жительница Наукана Светлана Вемруна (1929 года рождения) вспоминала:

«Рудич Мария Павловна была нашей первой учительницей. Видя ее доброжелательное отношение, мы все ее очень полюбили. Я сидела за первой партой с моей лучшей подругой Натальей Рукактак. Мария Павловна часто на плечах носила большой теплый платок. Иногда было прохладно, и она этим теплым платком накрывала нас с Рукактак»[11].

Мария Рудич — это мать Эдика.

Читаем дальше воспоминания Вемруны:

«Учителя были творческими людьми. На каждый праздник готовили разные концертные номера. Мы разучивали с ними русские песни. Сам Нутетеин (знаменитый эскимосский танцор. С.Ш.) репетировал с нами национальные танцы. <…> Для танца “Чайки” Мария Павловна сшила мне коротенькое белое платьице, белые плавочки и тапочки. Также и моему напарнику в танце Нангине сшила из всего белого костюм. С этим номером мы поехали выступать в Уэлен и там заняли первое место, получили премию»[12].

Этой короткой зарисовки достаточно, чтобы представить себе Марию Рудич. Ее доброту и любовь к детям ученица запомнила на долгие годы. Страшно подумать, каким ударом стала для нее смерть двухлетнего сына.

В архиве Е.Ф. Ольшевской в Музейном центре «Наследие Чукотки» есть несколько фотографий Марии Рудич. Вот — крупный портрет. Мария Павловна улыбается, смотрит куда-то в сторону. Темные волосы и карие глаза. Вероятно, эта фотография снята в тот же день, что и фотография с Эдиком. Мария Павловна сидит на бревне перед домом и держит в руках мальчика, одетого в белую рубашечку и чепчик. Светит солнце, значит фотография сделана летом, в редкие ясные и теплые дни. На третьей фотографии — учителя науканской школы. Трое мужчин стоят, три женщины сидят. Мария Рудич — слева. Сзади, на школьной доске мелом написано: «Чукотский п/о Наукан 1942». У Марии Павловны чуть отстраненный взгляд, она погружена в себя. Может быть, фотография сделана после того, как она потеряла сына…

Учителя Науканской школы. Мария Рудич — крайняя слева в первом ряду. 1942 г. Из собрания Музейного центра Наследие Чукотки
Учителя Науканской школы. Мария Рудич — крайняя слева в первом ряду. 1942 г. Из собрания Музейного центра Наследие Чукотки

О том, как жили учителя науканской школы в годы войны, известно немногое.

Л.И. Беликова, учительствовавшая в соседнем Уэлене, вспоминала:

«… Летом 1943 года нам не смогли отгрузить уголь. Был сильный шторм. Надвигалась осень. И уголь выгрузили в Дежневе. А потом всю зиму на собачьих нартах возили из Дежнева в Уэлен. Помню, что разрешалось сжигать в день на одну печь ведро угля. А зима была холодная. На вес золота был и керосин. Правда, когда дул ветер и работал движок, у нас горел электрический свет. Но если ветер стихал, выручали свечи. У учеников было по две чернильницы. Все они были одеты в меховую одежду. Засунут одну чернильницу за пазуху, а второй пользуются пока чернила не замерзнут, а затем чернильницы меняют»[13].

Не хватало угля и в Наукане. По воспоминаниям Ситнеун (Екатерины Иргуляновны) (родилась в 1937 г.), классы занимались в ярангах. «Не хватало тетрадей, и мы писали в книгах между строчками. Писали чернилами, и в некоторых книгах чернила расплывались, не видно было написанного. Поэтому мы экономно использовали карандаши, они становились совсем маленькими»[14].

Здешняя жизнь никогда не была легкой. Морозы и ветер, шторм и пурга, когда несколько дней нельзя выйти из жилища. Недостаток угля и керосина. Скудная пища, недоедание, иногда, голод. Медицинской помощи нет. Такими, скорее всего, были науканские зимы военных лет. Рассматривая старые фотографии, можно представить себе класс, погруженный в темноту, свечи на партах и девочек, склонившихся над чтением. Между партами идет учительница, с грустной улыбкой склоняется над девочками и накрывает их своим платком. За окном — полярная ночь. Холодно. Слышно, как воет метель и где-то лают собаки.

Науканская школа регулярно упоминается в документах сельского совета в 1940−1950-е гг. Из всех советских учреждений (изба-читальня, медпункт, магазин, пекарня) школа доставляла сельскому совету меньше всего хлопот. Она не требовала ничего, кроме ремонта и топлива и регулярно отчитывалась неплохими показателями в учебе: упоминаются 78%, 81,9%, 87% и другие высокие показатели успеваемости. В 1951 г. учеников было 51, на второй год были оставлены всего два. Правда, в 1957 г. сельсовет озаботился тем, что «некоторые ученики ходят в школу в грязной внешности», но исправляться грязнулям пришлось уже после переселения поселка на новое место, в Нунямо[15].

Школа размещалась в хорошем, сравнительно большом здании. По воспоминаниям Бориса Альпыргина (родился в 1943 г.), в ней было три комнаты, в каждой из которых одновременно занимались два класса[16]. Заботой колхоза, как говорилось выше, было обеспечение школы топливом — углем и керосином. В 1950-е гг. школе требовалось 10 тонн угля и 400 литров керосина. Даже если уголь удавалось выгрузить в самом Наукане, его нужно было поднимать с «пляжа» под берегом наверх, к школе. Другой проблемой было жилье для учителей, они жили в самом помещении школы. Этот вопрос так и не был решен вплоть до закрытия поселка.

Науканцы вспоминали школу и учителей с любовью. Эти воспоминания собраны и опубликованы Валентиной Леоновой в книге «Наукан и науканцы» (Владивосток, 2014) и Виктором Никифоровым в книге «Поговорим о Наукане» (Лаврентия, 2021).

Светлана Вемруна вспоминала: «Школа в Наукане была очень хорошая. Ее построили сами жители. Вспоминается такой длинный коридор, большие окна. Все начальные классы занимались отдельно <…> Говорили только на эскимосском языке, русский тогда мало кто знал, а если знал, то не очень хорошо. Я, когда в первый класс пошла, не знала вообще ни одного русского слова»[17].

Ученица Альпырах. Фото А.С. Форштейна. 1927−1929 гг. Из коллекции Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Ученица Альпырах. Фото А.С. Форштейна. 1927−1929 гг. Из коллекции Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Другая науканка, Антонина Вербицкая (родилась в 1949 г.), так рассказывает о школе: «В школе у нас была учительница Галина Александровна Белоногова. Она эскимосский не знает, и мы русский язык не знаем. Школа для нас такое большое здание было дворец целый! Мы приходим в класс, она нам чертит на доске палочки, крючочки, мы перерисовываем в тетрадки». Постепенно, учителя осваивали эскимосский язык, а ученики — русский. «Учитель Черешнев Алексей Алексеевич по-наукански начал говорить быстрее, чем мы по-русски» (С. Вермруна)[18]. Появились в школе учителя из местных жителей. Таким был Василий Иванович Ёмрон (1925−1987), впоследствии — заслуженный учитель РСФСР, «Отличник народного просвещения».

Петр Хальхаегын, родившийся в Наукане в 1943 г., вспоминал: «Когда я пошел в школу, домик, где она находилась, только что отремонтировали, окна были большими, к школе были пристроены угольники из гофрированного железа <…> Часто меня с уроков выгонял Василий Иванович Ёмрон, потому что я был совершенно непослушным. Я помню, как рассматривали в микроскоп вшу. Василий Иванович принес на урок микроскоп, рассказал о нем, и Лиза поймала вошь у Веры Аран, придавила, а Василий Иванович положил ее под стекло. Под микроскопом вошь такая страшная! Когда я пришел домой, то попросил маму, чтобы она мне срочно помыла голову хозяйственным мылом, чтобы не было вшей»[19].

Школа играла большую роль в жизни науканцев. Борис Тынаун вспоминал: «Раньше в Наукане даже в сильную пургу мы ходили в школу, а школа находилась на другой стороне реки. Сейчас чуть подует ветер отменяют занятия в школе. А в Наукане даже в сильную пургу мой дед, надев киниягыт (металлические кошки), взяв нас с сестрой за руки, отводил в школу на противоположной стороне Наукана»[20]. Несмотря на то, что школьные знания слабо применимы в морском промысле, науканцы гордились своей школой и радовались успехам детей. В школе также учили читать и писать и взрослых науканцев.

Первоначально Науканская школа, как и другие «туземные» школы на береговой Чукотке, была 4-х классной (включая подготовительный), но она открывала путь для дальнейшего продвижения и освоения новых специальностей. Юные жители Наукана далее продолжали образование в интернате на Кульбазе, а затем — в Анадыре, Хабаровске, Владивостоке. В 1950-е гг. сельские школы на Чукотке были преобразованы в семилетние. Постепенно на береговой Чукотке вырабатывался новый жизненный и бытовой уклад, сочетавший элементы старины и нововведений. Однако в Наукане этот порядок не устоял из-за смены государственной политики, что привело к трагедии целого народа.

Окончание следует.

***

Сергей Шокарев, специально для GoArctic

[1] Государственный архив Чукотского автономного округа (ГА ЧАО). Ф. Р-34/188. Оп. 1. Д. 1. Л. 2.

[2] Там же. Лл. 9−11.

[3] Лапин Б.М. Указ. соч. С. 22, 23.

[4] Об этих фотографиях см.: Шокарев С.Ю. Фотоальбом А.А. Кампана — источник по истории береговой Чукотки начала 1930-х годов // Кунсткамера. 2024. № 3 (25). С. 103−120. Благодарю В. Никифорова за указание на А.Р. Тарасова на данном фото.

[5] См.: Крупник И.И., Михайлова Е.А. Пейзажи, лица и истории: эскимосские фотографии Александра Форштейна (1927−1929 гг.) // Антропологический форум. 2006. № 4. С. 188−217.

[6] Головко Е.В., Швайтцер П. Эскимосские «попы» поселка Наукан: об одном случае revitalization movementна Чукотке // Сны Богородицы: исследования по антропологии религии. Вып. 3. СПб., 2006. С. 102, 103.

[7] Лапин Б.М. Указ. соч. С. 24.

[8] Головко Е.В., Швайтцер П. Указ. соч. С. 110, 111.

[9] Ольшевская Е.Ф. Воспоминание о первых пионерских отрядах их создателях. О приеме в пионеры детей Науканской школы. Музейный центр «Наследие Чукотки». ЧОКМ-2522-6. Л. 1.

[10] Ольшевская Е.Ф. Указ. соч. Л. 2.

[11] Наукан и науканцы = Нувуӄаӄ ынкам нувуӄахмит = Нувуӄаӄ ынкам нувуӄахмит : [рассказы науканских эскимосов] / Сост. В. Леонова]. Владивосток. 2014. С. 70.

[12] Наукан и науканцы… С. 71.

[13] Беликова Л.И. Семь лет на Чукотке // Время, события, люди. Исторические очерки об освоении Колымы и Чукотки. 1928−1940. Магадан, 1968. С. 243.

[14] Наукан и науканцы… С. 93.

[15] Шокарев С.Ю. Человек, природа и советская власть на мысе Дежнева // Человек и природа: история взаимодействия, источники и информационные ресурсы, визуальные образы и исследовательские практики: Материалы ХХХ Международной научной конференции. Москва, 25−26 апреля 2017 г. / Отв. ред. В.И. Дурновцев. М., 2017. С. 240.

[16] Поговорим о Наукане: воспоминания науканских эскимосов / Сост. В. Никифоров. Лаврентия, 2021. С. 84.

[17] Наукан и науканцы… С. 70.

[18] Поговорим о Наукане… С. 40, 54.

[19] Наукан и науканцы… С. 174.

[20] Наукан и науканцы… С. 81.