Гэндальф — действительно герой Средиземья. Неважно, организует ли он приключения по уничтожению драконов в качестве серого волшебника или возвращает изгнанных королей в качестве белого волшебника. Кажется, он всегда знает, как действовать и спасти положение.
Персонаж неизменно демонстрирует храбрость, мудрость и сострадание (а иногда и обаятельно смеётся).
Однако это не значит, что он безупречен. Напротив, есть множество моментов, когда жесткость Серого Странника, его загадочная сдержанность и нерешительность в принятии решений приводили к ужасным последствиям. Конечно, на нем лежит огромная ответственность. Гэндальф фактически руководит сопротивлением свободных народов мира и пытается противостоять ужасающему злу.
Тем не менее, у Гэндальфа в прошлом было несколько, как минимум, спорных ,а как максимум — ужасных поступков. Их мы и разберем в этой статье!
Гэндальф отвергал свое призвание, и это чуть не стоило Средиземью гибели
Храбрость Гэндальфа действительно раскрылась в полной мере в событиях «Хоббита» и «Властелина колец», но изначально он отклонил свою роль в борьбе против Саурона, ссылаясь на собственный страх.
В книге «Неоконченные предания» содержится краткое описание того, как Валар — божественные хранители мироздания — выбирали пятерых своих представителей для отправки в Средиземье.
Саруман и Алатар, один из таинственных Синих волшебников, действовавших на востоке континента, добровольно согласились принять участие в этой миссии. Остальных троих выбрали в качестве помощников этим двоим.
Когда очередь дошла до Гэндальфа, который тогда носил имя Олорин, в тексте говорится: «Олорин утверждал, что он недостаточно силён для такой задачи и что он испытывает страх перед Сауроном». Гэндальф попытался отказаться от этой ответственности, но его желание не было учтено, и ему всё равно дали приказ отправиться в Средиземье.
Кто знает, какие катастрофические последствия могли бы возникнуть, если бы другие волшебники, включая Сарумана, отправились на миссию без Гэндальфа? Какие кошмарные события могли развернуться, если бы Митрандир (другое имя Гэндальфа) остался в Благословенных Землях? К счастью, более высшие силы настояли на его участии, и это решение спасло мир от самого страшного исхода.
Гэндальф покинул Торина и его спутников в крайне сложный момент их путешествия
Его роль в первой части «Хоббита» была неоценимой: он собрал отряд, помог найти путь к Ривенделлу, спас героев от троллей, гоблинов и варгов, познакомил их с Беорном и обеспечил отряд его поддержкой. Однако, достигнув границ Лихолесья, волшебник внезапно исчез.
Именно там, на опушке темного и зловещего леса, Гэндальф объявил, что должен покинуть группу, чтобы заняться другими делами.
В оригинальной книге этот момент описан примерно следующим образом: «Когда стало ясно, что Гэндальф намерен оставить их у самого входа в Лихолесье, отчаяние охватило всех. Никакие уговоры не смогли заставить его изменить решение».
На самом деле, Гэндальф решил отправиться на юг, чтобы сразиться с Некромантом — тайным обликом Саурона. Это решение имело важное значение, так как присутствие Саурона в южной части леса создавало дополнительные трудности для Бильбо и гномов на их пути через северную часть леса.
Несмотря на это, путь через Лихолесье оказался полон опасностей. Группа столкнулась с гигантскими пауками, враждебными эльфами и риском голодной смерти. Гэндальф практически не подготовил их к этим испытаниям, ограничившись лишь общими указаниями не сворачивать с тропы.
Что особенно удручает, так это то, что он строго выговаривал Бильбо за сомнения в необходимости прохождения через лес, а затем бесцеремонно ушел, предоставив хоббита самому себе.
Он позволил Фродо оставить Кольцо себе на 20 лет
В начале истории «Хоббит» не было никаких намёков на существование Кольца Всевластия и его разрушительной силы. Однако к концу повествования Гэндальф начинает подозревать, что найденная Бильбо безделушка скрывает в себе нечто зловещее, но принимает решение оставить всё как есть.
Когда же разворачиваются события «Братства Кольца», волшебник меняет свою позицию и настоятельно советует Бильбо передать Кольцо Фродо. При этом вместо того, чтобы полностью уничтожить влияние этого артефакта, он лишь переносит его бремя на молодого и неопытного Фродо.
В романе «Братство Кольца» Гэндальф признаётся, что после того, как Бильбо отказался от Кольца, он больше не беспокоился о нём. Теперь вся ответственность легла на Фродо. Эти слова могут показаться заботливыми, но стоит взглянуть на ситуацию шире.
В том же разговоре волшебник вспоминает момент празднования 111-летия Бильбо, произошедший почти двадцать лет назад: «Тогда он сказал и сделал вещи, которые наполнили меня тревогой, несмотря на все уверения Сарумана. Именно тогда я понял, что здесь таится что-то темное и опасное». Он также добавляет, что с тех пор пытался раскрыть правду о Кольце.
Однако возникает закономерный вопрос: почему Гэндальф не предпринял мер для того, чтобы Фродо передал Кольцо кому-то другому? Или, по крайней мере, почему он не организовал его переезд в безопасное место, например, в Ривенделл, гораздо раньше?
Его промедление и кажущееся бездействие едва не привели к катастрофе.
Гэндальф долго позволял Средиземью разрушаться и не подготовил его
Когда Гэндальф узнаёт, что Единое Кольцо может быть найдено, он хитро избегает довольно серьёзных опасностей. Например, волшебник скрывает существование Кольца от Сарумана, который в то время был экспертом по Кольцу и главой Белого Совета.
Однако, если проанализировать ситуацию, когда Единое Кольцо наконец покидает Шир, становится ясно, что нерешительность Гэндальфа не принесла плодов.
Когда начинается Война Кольца, Саурон успевает перебраться в Мордор и собрать армию. Гондор находится под слабым и неэффективным руководством. Король Рохана стремительно стареет. Саруман успевает нанять (или вывести — по фильмы) своих ужасных урук-хаев и завербовать людей из близлежащего Дунланда.
Эта задержка даже даёт Саурону шанс поймать Голлума и узнать о Бэггинсах и Кольце. Если бы Гэндальф действовал быстрее, Средиземье, скорее всего, было бы способно противостоять Саурону, а у носителя Кольца не было бы такого опасного пути.
Гэндальф все время скрывал свои намерения и мотивы
Когда вам поручают спасти целый континент и вы тратите 2000 лет на подготовку к этой задаче, вполне логично, что вы будете держать некоторые замысле при себе. Тем не менее, Гэндальф проявляет исключительную сдержанность в общении с другими — даже с теми, кто заслужил его доверие.
Арагорн указывает на это, когда волшебник возвращается в образе Гэндальфа Белого в книге «Две крепости». Когда Гэндальф выдает несколько завуалированных намеков, Арагорн говорит: «В одном ты не изменился, дорогой друг... ты по-прежнему говоришь загадками».
Гэндальф даже иногда подшучивает над своими сбитыми с толку друзьями. Когда он прибывает в Хельмову Падь в самый последний момент, Король Теоден, переживший долгую ночь полной неопределённости и реальной угрозы гибели, приветствовал Гэндальфа с облегчением, а тот ответил ему: «Я ведь сказал, что вернусь и встречу тебя здесь».
Такой ответ игнорировал тот факт, что Гэндальф не дал никаких конкретных указаний о своём возвращении — ни времени, ни способе. Просто исчезнув, он заставил своих товарищей сомневаться в будущем и терять уверенность, хотя мог бы легко объяснить свои планы или хотя бы успокоить их.
Он отдал судьбу всего Средиземья в руки трактирщика
Барлиман Батербур появился в фильмах Питера Джексона лишь ненадолго, но в первоисточнике он играет более важную роль. Помимо того, что он приютил Фродо и его друзей, когда они бежали из Шира, и объяснил, кто такой Странник, Батербур действует как агент Гэндальфа в Бри.
Он дружит с волшебником, и Гэндальф специально просит его помочь Фродо, когда отправляется поговорить с Саруманом (и неожиданно оказывается похищенным).
В книге «Братство Кольца» объясняется, что, когда Гэндальф отправляется в путь, он оставляет Барлиману письмо, адресованное Фродо, в котором просит его как можно скорее покинуть Шир. Хозяин гостиницы обещает доставить письмо, но тут же забывает об этом. На Совете Элронда Гэндальф сожалеет о том, что оставил Барлимана ответственным за столь важное послание.
«Моя надежда была основана на толстяке из Бри», — говорит он, а вскоре добавляет: «Но у толстяков, которые продают эль, много дел». Но больше всего здесь виноват сам Гэндальф. Он не сообщает Баттербуру о важности своего послания, из-за чего трактирщик забывает его доставить.
Результат: назгул практически схватили Фродо.
Гэндальф плохо защищает палантир — опаснейший артефакт
Когда Пиппин возвращает палантир в "Двух башнях", Гэндальф быстро забирает его, оставляя хоббита с заманчивыми воспоминаниями о завораживающем Видящем Камне. В конце концов, зуд в ладонях Пиппина становится настолько сильным, что он тайком забирает камень у Волшебника, заглядывает в него и почти проваливают всю миссию, когда его раскрывает Саурон.
В книге «Две крепости», когда Гэндальф понимает, что произошло, он признаёт: «Пиппин не должен был прикасаться к нему в Изенгарде, и я должен был быть быстрее.» Он оправдывается тем, что отвлекся на Сарумана, а потом так устал, что заснул, размышляя о том, что с ним делать. Однако ясно, что волшебник знал, что это могущественный и опасный предмет, и что ему следовало принять более серьёзные меры предосторожности.
Это также намекает на ещё более ужасное «могло бы быть». Увидев, что случилось с Пиппином, Гэндальф признаётся: «Я подумывал о том, чтобы самому исследовать этот Камень и найти ему применение. Если бы я это сделал, то сам бы открылся Саурону».
Добавив, что он недостаточно силён для такого испытания, он заключает: «Для него было бы катастрофой увидеть меня сейчас». Весь эпизод с палантиром едва не погубил всё — и неудачное решение Гэндальфа стало катализатором всей этой истории.
Гэндальф доверяется Саруману, когда должен был спасать Фродо
Несмотря на свои опасения по поводу Сарумана и зная о надвигающейся опасности для Фродо, Гэндальф подчиняется призыву Белого волшебника, что приводит к событию, которое в книге «Братство Кольца» он называет своей величайшей ошибкой.
Во время Совета Элронда Гэндальф рассказывает подробности своего пленения и последующего побега от Сарумана. Когда он доходит до того места, где решает отправиться в Изенгард, он говорит: «Я переночевал в Бри и решил, что у меня нет времени возвращаться в Шир. Никогда я не совершал большей ошибки!»
К счастью, всё закончилось хорошо, но Гэндальф мог бы избежать множества проблем (не говоря уже о ране Фродо, полученной от Короля-чародея), если бы немного по-другому расставил приоритеты.
Гэндальф без спроса берет то, что хочет
Роханцы любят своих лошадей, это все знают.
Боромир упоминает об этом в книге «Братство Кольца», когда прямо говорит о рохиррим: «Они любят своих лошадей больше, чем своих родных», добавляя, что на то есть причина: «Лошади Рохана родом с полей Севера, далеко от Тени, и их порода, как и порода их хозяев, ведёт своё начало со времён свободы».
Вожак этой необыкновенной расы лошадей — Скадуфакс. Гэндальф, как известно, приручает его, и они становятся неразлучной парой, которая носится по Средиземью. Часто упускают из виду, что, забрав Скадуфакса, Гэндальф, по сути, лишает Рохан одного из самых ценных его богатств.
В книге «Две крепости» Грима даже упоминает об этом, говоря: «Мой господин велел тебе выбрать любую лошадь, какую пожелаешь, и убираться прочь; и, к всеобщему удивлению, ты в своей наглости взял Скадуфакса». Он добавляет, что Теодена это сильно огорчило, да и как иначе?
Волшебник, который появляется ниоткуда, злоупотребляет вашей щедростью, а затем уезжает на самом ценном имуществе вашего королевства — кому бы это понравилось?
Гэндальф — настоящий мастер пыточных дел
Гэндальфа часто изображают как доброго старика, который смешит детей-хоббитов и развлекает народ фейерверками. Однако он также является хладнокровным дознавателем, способным угрожать своим жертвам ужасными пытками, если они не будут сотрудничать.
В книге «Братство Кольца», когда Гэндальф говорит Фродо, что его кольцо — это Единое Кольцо, он объясняет, что узнал от Голлума после того, как Арагорн поймал это жалкое существо и привёл его в тюрьму лесных эльфов. Серый Волшебник описывает эту изнурительную встречу так:
«Я терпел его как можно дольше, но правда была крайне важна, и в конце концов мне пришлось быть жёстким. Я внушил ему страх перед огнём и постепенно выжал из него правду...»
Хотя подробностей не хватает, мысль о том, что Гэндальф использовал свою огненную силу, чтобы медленно пытать Голлума, пока тот не признался, кажется довольно пугающей.
Это не единственный раз, когда Гэндальф подумывает о том, чтобы использовать огонь в качестве наказания. Позже в книге, когда он снова приходит к Барлиману после того, как трактирщик забывает отправить срочное послание Фродо, он думает: «Если эта задержка произошла по его вине, я растоплю в нём весь жир. Я поджарю старого дурака на медленном огне».
Да, конечно, описанные в статье поступки Гэндальфа отнюдь не делают его злодеем. Он, безусловно, герой, спасший Средиземье. Однако это показывает, что персонаж Гэндальфа — намного более глубокий и многогранный, чем просто добрый волшебник.
А как вы относитесь к этому персонажу? Делитесь в комментариях!
Друзья, если было интересно, подпишитесь, пожалуйста, на мой Telegram-канал. Там вас ждут мои персональные рекомендации отличной фантастики: книг, сериалов и фильмов. Вам больше не придется искать самим, что почитать и посмотреть, я это делаю за вас :)