Найти в Дзене
КиноБуква

«Принцесса Володимирская» Евгения Салиаса - забытый авантюрный роман самого популярного русского автора конца XIX века

Оглавление

Если вы никогда не слышали о таком писателе, то знайте: Евгений Салиас в конце XIX века был самым читаемым автором в России! По своей популярности он опережал не только соотечественников, пишущих в аналогичном историко-приключенческом жанре, как Г. П. Данилевский или В.С. Соловьёв, но и даже мастодонтов авантюризма Александра Дюма и Жюля Верна.

Автор многочисленных произведений о русской истории XVIII и XIX веков Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир родился в семье французского графа Анри Салиас-де-Турнемир и русской писательницы, переводчицы и хозяйки литературного салона Евгении Тур, при рождении - Елизаветы Васильевны Сухово-Кобылиной - сестры знаменитого драматурга Александра Васильевича Сухово-Кобылина и художницы, первой выпускницы Императорской Академии художеств, удостоенной большой золотой медалью Софьи Васильевны Сухово-Кобылиной. Одним словом, семья аристократическая и творческая.

Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир
Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир

После событий Октябрьской революции 1917 года «дворянские» романы Салиаса перестали соответствовать советской идеологии и долгое время вообще не издавались. О писателе вспомнили только в 90-ые. Сейчас же я не уверена, что можно найти новое издание – везде, где книга есть в наличии, только букинистика. Стало быть, не переиздается роман давно. Уверена, что не только современное поколение, но и люди среднего возраста о Салиасе даже не слышали, что, конечно, делает его наследие малоизвестным.

📚Евгений Андреевич Салиас-де-Турнемир «Принцесса Володимирская»

О чем роман: это жизнеописание одной из самых загадочных фигур XVIII века – редкой красавицы и блистательной авантюристки, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, и претендовавшей на российский престол. Княжны Таракановой, конечно же.

Говоря «жизнеописание», я имею ввиду дотошное, подробное повествование на более, чем пятиста страницах, о Таракановой – от рождения до смерти. Точнее даже не от рождения, а от беременности её матери.

«…очень устала и чувствую себя совсем нехорошо или, лучше сказать, грустно - чувствую себя накануне давно ожидаемого...»
Е.А. Салиас-де-Турнемир

Происхождение княжны Таракановой до настоящего момента достоверно неизвестно. Поэтому никакая она не княжна и никакая не Тараканова. С вероятностью в 99,9% авантюристка и сама не знала, кто она. На этом и построен сюжет. Не только у Салиаса, кстати. Зная о человеке фактически лишь только последние месяцы его жизни (арест, заключение в Петропавловскую крепость, рождение ребенка и смерть – неизвестен даже год рождения Таракановой), об остальном можно лишь предполагать и фантазировать. И Салис насочинял огромный роман в лучших традициях авантюрно-приключенческих историй.

При крещении девочка получила имя Катрина, но дальнейшая череда её имен поражает. Она была любимой дочерью Людовикой Краковской, не менее любимой женой Алиной Шель, арфисткой Алиной Франк, аристократкой Марией де ла Тремуаль, султаншей Алимэ-Шах-Намэт, принцессой Азовской, Элеонорой, Елизаветой, в конце концов.

Одни считали, что она дочь немецкого булочника, другие, что пражского трактирщика, третьи были уверены в ее аристократическом происхождении и французских корнях. Или персидских.

Она мастерски вела себя в обществе, знала языки, прекрасно разбиралась в искусстве и умела очаровать и расположить к себе любого, в особенности, если это мужчина.

Но закончила княжна Тараканова, как мы помним, плохо. Кажется, сама поверила в очередную свою ложь, что несколько разозлило Екатерину II – и в 1775 году умерла от туберкулеза, находясь в заточении.

«Через двое суток с лишком, 4 декабря, в семь часов вечера, в Варварин день, слабо, часто и неровно дышавшая женщина, стихла, стихла и замолчала навеки.
Прежняя красавица, кокетка, талантливая, блестящая, одаренная будто предназначенная по воле природы на видную роль, но по воле слепой судьбы загубленная, скончалась мученицей не за преступление, а за легкомыслие…»
Е.А. Салиас-де-Турнемир
Варианты изданий
Варианты изданий

Очень давно, еще в школе, я читала «Княжну Тараканову» Данилевского. Тогда я очень увлекалась историей. Роман, куда как менее насыщенный событиями и раза в два меньше по объему, но я была под впечатлением от сюжета и такой трагичной судьбы. Чего нельзя сказать об эпопее Салиаса, который акцентируется именно на том, что было ДО ареста, до встречи с Орловым и его предательства. То есть примерно 90% книги – события до момента, пока Тараканова (не без помощи доброжелателей) не решила, что она дочь российской императрицы. И этого не просто много, это вываливается через край.

Мне, как читателю, который вообще никак не любит ни Дюма, ни Верна, продираться через описания, действия, еще раз описания, очень детальные описания и действенные действия было невыносимо. Невыносимо скучно и не интересно. В итоге даже героиня стала раздражать, хотя я помню, что после Данилевского это было, скорее, сочувствие. А ведь он, в отличие о Салиаса, занял отстраненную позицию, открыто не высказываясь в защиту или порицание княжны, тогда как Салиас явно очень любит свою принцессу Володимирскую. Тем не менее, я не прониклась её судьбой, простите, высосанной из пальца. Но при этом понимаю, что так привлекало читателей в его романах тогда, в XIX веке. Такой собственный русский Дюма, который пишет об отечественных героях.

«Действительно, около полудня серебристые вершины потемнели, розово-матовая или опаловая тень легла на сверкавшие за несколько минут снеговые глыбы, из-за самого высокого зубца показалась сизая туча, и среди дня наступала теперь будто ночь. Долина, еще недавно освободившаяся от снега и только теперь начинавшая немножко зеленеть, как бы притихла в испуге».
Е.А. Салиас-де-Турнемир

Кому понравится? Искать историческую достоверность здесь смысла нет, как вы поняли, поэтому понравится тем, кто любит авантюрные, приключенческие, плутовские романы с обилием детализации, нагромождениями в сюжете и гиперболизированными эмоциями. Ну и тем, кто любит выискивать среди старого-забытого некогда любимых авторов.

А вы знаете такого писателя, читали его романы?