Переношу в Дзен с просторов сети Интернет свою статью (читайте ее ниже), подготовленную в 2010 году к 85-летию художника Алексея Павловича Петрова (04.04.1925 - 06. 12. 2020). Новинкой станет аудиозапись нашего с ним разговора, сделанная в феврале 2010 года, накануне юбилея. Она никогда и нигде не публиковалась.
Мы общались в моем кабинете в Художественной галерее, которая тогда располагалась по адресу Камышин, ул. Ленина, 10. В ту пору я была научным сотрудником Камышинского историко-краеведческого музея, подразделением которого является галерея. В настоящее время она действует по адресу ул. Набережная, 66.
Статья же называлась "Три юбилея художника". Почему три? В 2010 году самому Алексею Павловичу исполнилось 85 лет. Победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (а Петров был участником войны) - 65. И минуло 60 лет, как Петров стал заниматься живописью. На фото мы с ним в славный день открытия персональной выставки в галерее в честь 85 дня рождения мастера.
Прибавим 15 промелькнувших с тех пор лет, и блеснут краски очередных дат. Алексею Павловичу могло бы исполнится 100 лет. Великой Победе будет 80. А его занятиям живописью - 75. Только у Бога на все свои планы. Он позвал к себе Алексея Павловича в его 95.
Мы с художником шутили, почитай с самого 80-летия: "Так! В следующий раз отмечаем 85! В 85 договаривались встретиться за праздничным столом в 90. В девяносто - погулять на 95-летии. В 95 планировали "пир горой" в "стольничек"! Да вот не сбылось... Но вернемся ко времени, где Алексей Павлович Петров рядом. Где все "с его слов записано верно". И даже услышим его голос.
Три юбилея художника Петрова: уже история
Перебираю вырезки из местных газет разных лет. С заметками о человеке, которого камышане хорошо знают. Собственно говоря, им самим эти незатейливые «письмена» и собраны. Для личного архива. В этот своего рода домашний «музей» вошли также фотографии, грамоты, благодарственные письма разных лет.
Особую гордость семьи составляет серебряная медаль «За вклад в Отечественную культуру» - награда Творческого Союза художников России. 4 апреля 2010 года Алексею Павловичу исполняется 85 лет. Но весна 2010-го преподнесла А. П. Петрову еще два значимых юбилея: 65-летие Победы в Великой Отечественной войне, участником которой он был, и 60-летие его занятий живописью.
В апреле в городской Художественной галерее работает выставка, посвященная творчеству А. Петрова под названием «Подарок всем, кто любит».
Начало, которому 85!
Павел Петров вышел на крыльцо своей небольшой избы в Белогорках Камышинского уезда, поднял голову, прищурив глаза, словно пытаясь разглядеть что-то в апрельской синеве, сказал тихо: «Ну вот, еще один мужик на земле появился, ему теперь под этим небом жить…».
А там, в доме, будил вселенную громким криком младенец, которого назвали Алексеем. Его прадед по матери писал иконы для церквей всех окрестных сел. Не он ли, иконописец Василий, наградил правнучка художественным даром?
…Алеша рос, взрослел, не по-детски серьезно относился к жизни. Начальную школу одолел в родных Белогорках. Потом была семилетка в Антиповке. Изобразительное искусство, как сейчас говорят, там преподавал замечательный педагог, будущий участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Михаил Львович Воинов.
И не беда, что Воинов был математиком, а рисование вел лишь по причине острой нехватки педагогических кадров на селе. Кумир взрослых и детей, Михаил Львович любую работу выполнял качественно и достойно. Вот и Алешу Петрова и математике, и рисованию учил на совесть, как и всех других своих учеников.
Колхозы и совхозы… Эти коллективные хозяйства, созданные в СССР болью и кровью миллионов крестьян, с высоты минувших лет многим уже не кажутся явлением сугубо отрицательным. Тогда в большинстве, ныне забытых богом и государством, селах и деревнях кипела жизнь, росли, как грибы после дождя, коровники, птицефермы, машинно-тракторные станции. На одну из таких МТС в колхозе «Правильный путь» Алексей и устроился работать. Было ему тогда всего 16 годков.
Великая Победа, которой 65!
Дальше все шло по обычному пути. В 18 лет молодые люди отправлялись служить Отечеству, а родители с гордостью ждали их домой. Алексей Петров стал моряком. С 1943 по 1950 годы он был старшим матросом на Крондштадтском дважды Краснознаменном линкоре имени Октябрьской революции.
Военные походы, минуты затишья, суровые послевоенные годы... Вспоминая срочную службу, Алексей Павлович говорил, что каждый раз, отправляясь в увольнение, он и его сослуживцы спешили в Эрмитаж, Русский музей, знакомились с шедеврами мирового искусства.
Благодарили судьбу за возможность прикоснуться к вечному. В корабельной библиотеке флотские парни брали книги о русских художниках, их творчестве. Даже пытались делать копии с опубликованных в них иллюстраций…
Многое из морской службы сохранилось в памяти Алексея Павловича Петрова. Особенно ярко - 9 мая 1945 года. Тогда на палубу легендарного линкора революции высыпали все тысяча пятьсот членов экипажа. Они кричали от радости и подбрасывали вверх бескозырки. Матросу Петрову подумалось: в этой Великой Победе есть и наш вклад!
Живопись, которой 60!
В Камышин демобилизованный матрос приехал в марте 1950-го года. Здесь обзавелся семьей, стал работать директором городского клуба «Нефтяник», сменив на этом посту Григория Мартынова, отца известного композитора и певца Евгения Мартынова.
В клубе «Нефтяник» Алексей Петров был, что называется, «и швец, и жнец, и на дуде игрец». Он организовывал художественную самодеятельность, выдавал читателям книги из клубной библиотеки, продавал билеты на очередные киносеансы, играл в оркестре струнных инструментов, которым и руководил.
Это было время, когда Петров серьезно увлекся живописью. При этом «новорожденный живописец» не забывал вносить свою лепту в оформление не только клуба, но и учреждений, расположенных на территории поселка нефтяников, да и самой нефтебазы.
В 1955 году Алексей Павлович расширил для себя «горизонты оформительства». Причиной тому послужило предложение самодеятельного художника Николая Васильевича Ерофеева поработать в только что открытой при конторе (позже комбинате) благоустройства мастерской (тогда она размещалась в районе кинотеатра «Дружба»).
Несколько лет мастерской руководил сам Ерофеев, потом он передал «бразды правления» Алексею Петрову. Давно нет Николая Васильевича, в далеком 1985 году из той самой мастерской ушел на пенсию и сам Алексей Павлович Петров. Но их верное служение делу благоустройства и оформления Камышина в городе помнят до сих пор.
Таблички, вывески, дорожные знаки, заказы городских школ, оформление Площади Павших Борцов, - эта работа, хоть и утомляла, очень нравилась Алексею Павловичу, который одновременно был еще и депутатом городского исполнительного комитета!
Но разве могли два художника - «старец» Ерофеев и «молодец» Петров - ограничиться только оформительством? Они отправлялись на пленер писать природу с натуры. Алексей Павлович, как положено, приобрел для этих целей этюдник, мольберт, зонтик. А еще, поступил в Московский народный университет. Подкрепившись теорией, художник с новой силой углубился в практику.
Широкий круг зрителей увидел картины А. П. Петрова еще в 1962-1963 годах. С тех пор участие в художественных выставках разного масштаба стало для Алексея Павловича традицией.
В 1972 году заслуженный художник России А.И. Бородин лично отобрал 20 работ нашего земляка для участия во Всесоюзной выставке в Москве.
Чем же «дышит» живописец Алексей Петров? До сих пор любимой темой бывшего моряка остаются белоснежные танкеры на водной глади, катамараны, яхты на волжских просторах. Знают Алексея Павловича и как «сухопутного» пейзажиста, горячо влюбленного в свой родной край, не единожды воспетый в его работах.
Давно подмечено: молодость или старость живут в людях, независимо от календарного возраста. В Петрове, на мой взгляд, навечно «прописалась» любопытная юность: он успевает первым запечатлеть новые камышинские пейзажи.
Украшенные философией прожитых автором лет, они имеют особое «петровское» звучание. Новый Камышин у художника всегда имеет то явный, то едва уловимый «оттенок» прошлого. При этом сам Алексей Петров выступает не только певцом настоящего, но и невольным хранителем истории нашего замечательного города.
Подарок всем, кто любит…
Кроме картин, зрителям знакомы чеканка, резьба по дереву, произведения монументально-декоративного искусства А.П. Петрова. С Владимиром Цеденовым из Старого Оскола он оформлял интерьеры Дворца культуры «Текстильщик» (в настоящее время интерьер частично обновлен), лично преобразил холл ГПТУ №2 (в настоящее время медучилище)…
Для него, участника Великой Отечественной войны, особой вехой в жизни стало создание проекта памятника солдатам, погибшим в 1942 году при бомбардировке немецко-фашистской авиацией территории камышинской нефтебазы. Этот памятник стоит на нефтебазе и поныне. Он - символ памяти благодарных потомков.
Сегодня Петров много работает «в масле». По его мнению, картинам, написанным масляными красками, присуща некая «капитальность». Они могут жить долго. Настоящему художнику и просто доброму человеку, Алексею Павловичу Петрову это очень важно.
Потому что в этих картинах, как и в других работах, заключена его долгая и плодотворная жизнь. Однажды он решил подарить ее всем, кто любит искусство. И это ему сделать удалось. С днем рождения, Алексей Павлович! Спасибо за бесценный подарок!
PS: Не знаю, как добавить аудио. Научусь - добавлю