Самым значимым событием 2025 года является 80-летие Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. В этой связи отдел новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани подготовил «Календарь Победы: Татарстан и татарстанцы в годы Великой Отечественной войны».
Это уникальное иллюстрированное издание, в котором каждый лист отражает то или иное свершение, связанное с судьбой Татарской республики и ее жителей, а также татарского народа в целом, которое произошло в конкретный день военного лихолетья. Календарь содержит разные по характеру и подаче сведения, отражающие фронтовые подвиги, трагические утраты, самоотверженный труд в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, вклад науки, литературы и искусства, вдохновляющий на победу, суровую повседневность.
Работая над популярным изданием, мы во многом опирались на наследие нашей безвременно ушедшей коллеги Айслу Кабировой. На сегодняшний день ее фундаментальные научные труды по Великой Отечественной войне имеют непревзойденный характер по истории Татарстана в период военного лихолетья. Вот почему мы называем наш канал ее именем.
Здесь мы будем раз в неделю знакомить с избранными страницами календаря Победы. А для начала кратко об Айслу Шарипзяновне Кабировой.
Основной темой научного творчества Айслу Шарипзяновны является военное лихолетье в Татарской АССР. В 7 ее монографиях: «Женщины Татарстана на фронте и в тылу» (1995); «Сороковые – роковые: Татарстан в годы военного лихолетья» (2011); «Татарстан в годы Великой Отечественной войны: страницы социальной истории» (2011); «Война и общество: Татарстан в 1941–1945 гг.» (2011); «Татарстан в годы военных испытаний (1941–1945 гг.)» (2015); «Нам жить и помнить. Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)» (2016); «Татарстан: все для фронта, все для Победы! 1941–1945» (2019) во всей полноте воссоздана панорама войны 1941–1945 гг. в ретроспекции Татарской республики. Проведенный ею комплексный фундаментальный анализ социально-экономических и культурно-идеологических процессов, развернувшихся в Татарской АССР в 1941–1945 гг., освещает реальную картину жизни тылового региона в экстремальных обстоятельства, раскрывает героизм и патриотизм татарстанцев и татар на фронтах войны. Высочайшую оценку книгам А.Ш. Кабировой дал уфимский профессор, историк Рустэм Асхатович Хазиев: «В Татарстане знают, как им повезло, что они имеют такие книги по истории войны, которые создала Айслу Кабирова?».
Костромские ученые о Кабировой и ее вкладе в науку: «Такого ученого, как Айслу Шарипзяновна, исполнительного, работоспособного, дисциплинированного, безотказного подвижника, любящего свое дело, все труднее найти в ученом сообществе. Личные качества Айслу Шарипзяновны: доброта, отзывчивость, радушие, гостеприимство, умение дружить, проявлять заботу и внимание всегда останутся в наших сердцах».
Со всех сторон Айслу являла собой образец лучшего представителя своего времени: продуктивного профессионала, прилежного руководителя, надежного коллеги, яркой личности, удивительно красивой женщины. Этот ряд можно продолжать, характеризуя ее как примерную дочь, жену, мать, верную подругу, неудержимого жизнелюба…, и мы предлагаем читателю делиться в комментариях о нашей незабвенной коллеге.
А также делиться своей информацией о том, какие события Великой Отечественной войны коснулись вашей семьи, вашего города, села, вашего региона в этот день на этой неделе.
Итак, мы открываем наш канал с весьма примечательного события в Татарстане в истории военного лихолетья:
15 февраля – день рождения великого татарского поэта Мусы Джалиля. В Татарстане, да и в стране оно отмечается как важное всенародное событие.
Из календаря Победы:
15 февраля 1942 года в последний раз на воле встречает свой 36-й день рождения татарский поэт Муса Джалиль, обретший к тому времени уже широкую известность.
В этот день своей дочери Чулпан он пишет полное оптимизма письмо:
«Я еще в Москве. В январе здесь были сильные морозы, но сейчас все становится теплее. Когда совсем будет тепло – весною, ты и Светик приедете в Загорянск. Бабушка и дедушка ждут не дождутся вас. Но я тогда уж буду на фронте. Надо этого проклятого Гитлера с его фашистами совсем уничтожить. А то он и летом не даст нам покоя. Я для тебя сочинил интересную сказку про золотого петушка, за которым гнались фашисты и попали в ловушку».
А за месяц до этого он пишет своей жене Амине письмо-предчувствие, письмо-завещание, в котором предсказал свое бессмертие:
«…Я до этого два раза расставался с тобой, уезжая на фронт, но последнее расставание было во сто крат тяжелее …Не видя никаких особых причин своей грусти и переживаний в день расставания, я с испугом начал сомневаться: не есть ли это предчувствие того, что я больше не увижу ни тебя, ни Чулпан… Когда я думаю о Чулпаночке, мне очень тяжело. Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. .... Когда приходит мысль о смерти, то думаешь так: А вот есть жизнь загробная, после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь - "жизнь после смерти". Потому, что обо мне будут говорить, писать, печатать ... Если этого я заслужил, то зачем же бояться смерти? Цель-то жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать…».
Из книги Кабировой А.Ш. Сороковые-роковые: Татарстан в годы военного лихолетья. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2011. С. 74: «Сегодня подвиг Мусы Джалиля и его товарищей известен всему миру. Имя татарского поэта-героя стало символом мужества, стойкости, величия духа и несгибаемой силы воли. Будучи приговоренным к смертной казни, в казематах Моабитской тюрьмы он написал цикл стихотворений, проникнутых любовью к своему Отечеству, верой в Победу».
Альфия Галлямова