Михаил Константинович Клодт (Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, 1832–1902) — крупный художник-пейзажист второй половины XIХ века, обладавший ярко выраженной творческой индивидуальностью. Он оставил нам много интересных пейзажей, правдивых по содержанию, совершенных по мастерству исполнения, с любовью к родине и её природе.
Михаил Константинович Клодт родился в 1832 году в Петербурге. Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, был первым русским гравёром. В 1835 году он вышел в отставку и посвятил свою дальнейшую жизнь преподаванию искусства ксилографии в Академии художеств. Дядя M. К. Клодта, Петр Карлович, был известным скульптором. Двоюродный брат, Михаил Петрович Клодт,— живописец-жанрист.
Михаил рано почувствовал тягу к искусству. Но по существующей в семье традиции мальчик был определён для обучения в Горный кадетский корпус. Учителем рисования в корпусе был известный художник, мастер натюрморта И. Т. Хруцкий. Отличительной чертой Хруцкого было умение передавать вещественность предметов. Своих учеников он учил воспроизводить их материальность, добиваться законченности в изображении объекта, не допускать неряшливости в рисунке. Это прочно усвоилось будущим художником.
В восемнадцать лет будущий пейзажист уходит из Горного корпуса и поступает в Академию художеств в класс профессора М. Н. Воробьёва, преподававшего ландшафтную живопись. Молодым художником от Воробьёва было усвоено поэтическое восприятие природы.
Обучение в Академии с 1851 по 1858 годы протекало успешно. Клодт получал серебряные медали за пейзажи с натуры. В 1857 году была получена золотая медаль за «Вид на острове Валааме». Этот пейзаж, по словам И. Н. Крамского, занял одно из видных мест на выставке 1857 года.
В 1858 году Клодт получил золотую медаль и право на заграничную командировку на три года за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги». Художник выехал за границу. Во Франции Клодт посещает музеи, знакомится с произведениями современных художников. Но французская живопись, в которой к концу 50-х годов уже намечался отход от реализма, была чужда Клодту. В письме в Россию он писал:
«Я был сильно озадачен направлением французской школы. Меня весьма поразила та небрежность с которой они заканчивают картины... Они казались неоконченными и даже неопрятными».
Законченность, реалистическая завершённость произведения являлась принципом передового русского искусства, стремившегося правдиво отразить действительность.
Клодт в 1861 году вернулся на родину. По впечатлениям от путешествия он пишет картину "Ночной вид в Нормандии. Рыбаки".
Начиная с 1863 года все пейзажи художника посвящены изображению природы России. В эти годы наступает расцвет творчества Клодта. В 60-х годах им были написаны «Большая дорога осенью», «Дубовая роща», «Вид в Орловской губернии», «Русская деревня», «Аллея в берёзовой роще», «Лучи солнца».
За картину «Вид в Орловской губернии» Клодт получил от Совета Академии звание профессора. Во всех картинах художник изображает типичные мотивы русской природы. Художник проникновенно и просто рассказывает зрителю о красоте родных полей и лесов, о прозрачной глубине светлого неба, о белых облаках, о стройных берёзах и могучих дубах.
Все эти произведения, столь различные по сюжету, по настроению и исполнению, объединяются общим чувством любви автора к родине и её народу; простым языком передают они многообразную прелесть скромной и прекрасной русской природы. Правдивое, реалистическое, даже скрупулёзно точное изображение природы, тщательная проработка деталей, большая материальность и объёмность в передаче предметов — таковы отличительные черты большинства пейзажей художника периода расцвета его творчества.
Особо следует подчеркнуть ещё одну сторону лучших его произведений 60-х годов — умение связать в единое целое пейзаж и человека. Единство жанра и пейзажа присуще творчеству Клодта.
Клодт был профессором Академии до 1886 года. Он относился к преподаванию с усердием, уделяя ученикам много времени. Из мастерской Клодта вышел ряд известных пейзажистов: Клевер, Дубовской, Беггров и другие.
К сожалению, сохранилось мало документов о последних двадцати годах жизни Клодта. Ничего принципиально нового и выдающегося в конце 80-х и 90-х годах художник не создал и почти не выставлялся.
Михаил Константинович Клодт скончался в 1902 году.
В газетном некрологе написали:
«Для своего времени М. К. Клодт был выдающимся по талантливости художником, и его имя никогда не перестанет иметь немаловажное значение в истории русской пейзажной живописи — особенно как художника, горячо любившего русскую природу и изумительно знавшего ее».
Источники: Материалы Третьяковской галереи и Русского музея; биографический очерк о жизни М.К.Клодта, автор Л.А.Беспалова; Викисклад.