Найти в Дзене
Русская и мировая живопись

Красота русской природы в пейзажах Михаила Константиновича Клодта

Михаил Константинович Клодт (Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, 1832–1902) — крупный художник-пейзажист второй половины XIХ века, обладавший ярко выраженной творческой индивидуальностью. Он оставил нам много интересных пейзажей, правдивых по содержанию, совершенных по мастерству исполнения, с любовью к родине и её природе. Михаил Константинович Клодт родился в 1832 году в Петербурге.  Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, был первым русским гравёром. В 1835 году он вышел в отставку и посвятил свою дальнейшую жизнь преподаванию искусства ксилографии в Академии художеств. Дядя M. К. Клодта, Петр Карлович, был известным скульптором. Двоюродный брат, Михаил Петрович Клодт,— живописец-жанрист. Михаил рано почувствовал тягу к искусству. Но по существующей в семье традиции мальчик был определён для обучения в Горный кадетский корпус. Учителем рисования в корпусе был известный художник, мастер натюрморта И. Т. Хруцкий. Отличительной чертой Хруцкого было умение

Михаил Константинович Клодт (Михаил Константинович Клодт фон Юргенсбург, 1832–1902) — крупный художник-пейзажист второй половины XIХ века, обладавший ярко выраженной творческой индивидуальностью. Он оставил нам много интересных пейзажей, правдивых по содержанию, совершенных по мастерству исполнения, с любовью к родине и её природе.

Иван Крамской. Портрет барона М. К. Клодта. 1871. Холст, масло. 89×69 см. Третьяковская галерея, Москва
Иван Крамской. Портрет барона М. К. Клодта. 1871. Холст, масло. 89×69 см. Третьяковская галерея, Москва

Михаил Константинович Клодт родился в 1832 году в Петербурге.  Его отец, генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт, был первым русским гравёром. В 1835 году он вышел в отставку и посвятил свою дальнейшую жизнь преподаванию искусства ксилографии в Академии художеств. Дядя M. К. Клодта, Петр Карлович, был известным скульптором. Двоюродный брат, Михаил Петрович Клодт,— живописец-жанрист.

Клодт Михаил Константинович: Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще). 1867 Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея
Клодт Михаил Константинович: Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще). 1867 Холст, масло. Пермская государственная художественная галерея

Михаил Константинович Клодт: "Стадо у реки в полдень", 1869, х.м. Русский музей, Санкт-Петербург
Михаил Константинович Клодт: "Стадо у реки в полдень", 1869, х.м. Русский музей, Санкт-Петербург

Михаил рано почувствовал тягу к искусству. Но по существующей в семье традиции мальчик был определён для обучения в Горный кадетский корпус. Учителем рисования в корпусе был известный художник, мастер натюрморта И. Т. Хруцкий. Отличительной чертой Хруцкого было умение передавать вещественность предметов. Своих учеников он учил воспроизводить их материальность, добиваться законченности в изображении объекта, не допускать неряшливости в рисунке. Это прочно усвоилось будущим художником.

Клодт Михаил Константинович: Дубовая роща. 1863 Холст, масло. 98 x 160 см    Государственная Третьяковская галерея
Клодт Михаил Константинович: Дубовая роща. 1863 Холст, масло. 98 x 160 см Государственная Третьяковская галерея

В восемнадцать лет будущий пейзажист уходит из Горного корпуса и поступает в Академию художеств в класс профессора М. Н. Воробьёва, преподававшего ландшафтную живопись. Молодым художником от Воробьёва было усвоено поэтическое восприятие природы.

Михаил Константинович Клодт: «Вид в имении Загезаль близ Риги», Томский областной художественный музей, 1858
Михаил Константинович Клодт: «Вид в имении Загезаль близ Риги», Томский областной художественный музей, 1858

Обучение в Академии  с 1851 по 1858 годы протекало успешно. Клодт получал серебряные медали за пейзажи с натуры. В 1857 году была получена золотая медаль за «Вид на острове Валааме». Этот пейзаж, по словам И. Н. Крамского, занял одно из видных мест на выставке 1857 года.

Клодт М.К.: Пейзаж с коровами (1878)
Клодт М.К.: Пейзаж с коровами (1878)

В 1858 году Клодт получил золотую медаль и право на заграничную командировку на три года за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги». Художник выехал за границу. Во Франции Клодт посещает музеи, знакомится с произведениями современных художников. Но французская живопись, в которой к концу 50-х годов уже намечался отход от реализма, была чужда Клодту. В письме в Россию он писал:

«Я был сильно озадачен направлением французской школы. Меня весьма поразила та небрежность с которой они заканчивают картины... Они казались неоконченными и даже неопрятными».

Законченность, реалистическая завершённость произведения являлась принципом передового русского искусства, стремившегося правдиво отразить действительность.

Михаил Константинович Клодт: Летний день в Нормандии, холст, масло, 61 х 91 см
Михаил Константинович Клодт: Летний день в Нормандии, холст, масло, 61 х 91 см

Михаил Константинович Клодт: :Ночной вид в Нормандии. Рыбаки". Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Михаил Константинович Клодт: :Ночной вид в Нормандии. Рыбаки". Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Клодт в 1861 году вернулся на родину. По впечатлениям от путешествия он пишет картину "Ночной вид в Нормандии. Рыбаки".

Михаил Константинович Клодт: Пейзаж в Киеве, 1871, частная коллекция
Михаил Константинович Клодт: Пейзаж в Киеве, 1871, частная коллекция

Начиная с 1863 года все пейзажи художника посвящены изображению природы России. В эти годы наступает расцвет творчества Клодта. В 60-х годах им были написаны «Большая дорога осенью», «Дубовая роща», «Вид в Орловской губернии», «Русская деревня», «Аллея в берёзовой роще», «Лучи солнца».

Михаил Константинович Клодт: Березовая аллея. Холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Михаил Константинович Клодт: Березовая аллея. Холст, масло. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник

Михаил Константинович Клодт (1832-1902) «Село в Орловской губернии», 1864
Михаил Константинович Клодт (1832-1902) «Село в Орловской губернии», 1864

Клодт Михаил Константинович: Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874 Холст, масло. 58 x 106 см Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Клодт Михаил Константинович: Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874 Холст, масло. 58 x 106 см Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

За картину «Вид в Орловской губернии» Клодт получил от Совета Академии звание профессора. Во всех картинах художник изображает типичные мотивы русской природы. Художник проникновенно и просто рассказывает зрителю о красоте родных полей и лесов, о прозрачной глубине светлого неба, о белых облаках, о стройных берёзах и могучих дубах.

Михаил Константинович Клодт: "На пашне", 1872, холст, масло. 71 x 131 см, Третьяковская галерея, Москва
Михаил Константинович Клодт: "На пашне", 1872, холст, масло. 71 x 131 см, Третьяковская галерея, Москва

Фрагмент картины "На пашне"
Фрагмент картины "На пашне"

Фрагмент картины "На пашне "
Фрагмент картины "На пашне "

Все эти произведения, столь различные по сюжету, по настроению и исполнению, объединяются общим чувством любви автора к родине и её народу; простым языком передают они многообразную прелесть скромной и прекрасной русской природы. Правдивое, реалистическое, даже скрупулёзно точное изображение природы, тщательная проработка деталей, большая материальность и объёмность в передаче предметов — таковы отличительные черты большинства пейзажей художника периода расцвета его творчества.

"Сумерки" Михаила Константиновича Клодта, 1869, холст, масло, Мурманский областной художественный музей
"Сумерки" Михаила Константиновича Клодта, 1869, холст, масло, Мурманский областной художественный музей

Особо следует подчеркнуть ещё одну сторону лучших его произведений 60-х годов — умение связать в единое целое пейзаж и человека. Единство жанра и пейзажа присуще творчеству Клодта.

Клодт Михаил Константинович. Русская деревня. 1867. Холст, масло, 38х60. Сочинский художественный музей.
Клодт Михаил Константинович. Русская деревня. 1867. Холст, масло, 38х60. Сочинский художественный музей.

Клодт Михаил Константинович: Крестьянка. 1871 Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург
Клодт Михаил Константинович: Крестьянка. 1871 Холст, масло. Государственный Русский музей, С.-Петербург

Клодт был профессором Академии до 1886 года. Он относился к преподаванию с усердием, уделяя ученикам много времени. Из мастерской Клодта вышел ряд известных пейзажистов: Клевер, Дубовской, Беггров и другие.

Михаил Константинович Клодт: Лесная даль в полдень. 1878, холст, масло, 93х157 см
Михаил Константинович Клодт: Лесная даль в полдень. 1878, холст, масло, 93х157 см

К сожалению, сохранилось мало документов о последних двадцати годах жизни Клодта. Ничего принципиально нового и выдающегося в конце 80-х и 90-х годах художник не создал и почти не выставлялся.

М.К.Клодт: Прощание, масло на картоне, 14 х 21,5 см
М.К.Клодт: Прощание, масло на картоне, 14 х 21,5 см

Михаил Константинович Клодт скончался в 1902 году.

В газетном некрологе написали:

 «Для своего времени М. К. Клодт был выдающимся по талантливости художником, и его имя никогда не перестанет иметь немаловажное значение в истории русской пейзажной живописи — особенно как художника, горячо любившего русскую природу и изумительно знавшего ее».
Михаил Константинович Клодт: Сосновый лес. Холст, масло. 52 x 38 см Вологодская областная картинная галерея
Михаил Константинович Клодт: Сосновый лес. Холст, масло. 52 x 38 см Вологодская областная картинная галерея

Источники: Материалы Третьяковской галереи и Русского музея; биографический очерк о жизни М.К.Клодта, автор Л.А.Беспалова; Викисклад.