Найти в Дзене

Роковая женщина как кинотроп (фем фаталь)

Фем фаталь (фр. femme fatale — «роковая женщина»), женщина-вамп (женщина-вампир, пошло от стихотворения "Вампир" Киплинга) – один из самых живучих и противоречивых кинотропов, на протяжении всей истории кинематографа завораживающий зрителей своим опасным шармом и деструктивным влиянием. Эта архетипичная фигура, появляющаяся в самых разных жанрах – от нуара и триллера до драмы – неизменно привлекает внимание, но ее интерпретация и значение существенно менялись с течением времени, отражая развитие общества, в частности прав и свобод женщин. Концепция роковой женщины уходит корнями в мифологию и литературу древности. Библейская Ева стала первым примером фем фаталь. Она поддаётся на уговоры змея, съедает запретный плод, предлагает Адаму и всё -- прощай Эдем. Для нас здесь главное, что женщина приносит несчастье мужчине, а человечеству первый грех. Кроме того, она привлекательна, что является обязательным пунктом для присвоения статуса роковой женщины. В мифах Древней Греции также есть фе
Оглавление

Фем фаталь (фр. femme fatale — «роковая женщина»), женщина-вамп (женщина-вампир, пошло от стихотворения "Вампир" Киплинга) – один из самых живучих и противоречивых кинотропов, на протяжении всей истории кинематографа завораживающий зрителей своим опасным шармом и деструктивным влиянием. Эта архетипичная фигура, появляющаяся в самых разных жанрах – от нуара и триллера до драмы – неизменно привлекает внимание, но ее интерпретация и значение существенно менялись с течением времени, отражая развитие общества, в частности прав и свобод женщин.

Истоки тропа

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Концепция роковой женщины уходит корнями в мифологию и литературу древности. Библейская Ева стала первым примером фем фаталь. Она поддаётся на уговоры змея, съедает запретный плод, предлагает Адаму и всё -- прощай Эдем. Для нас здесь главное, что женщина приносит несчастье мужчине, а человечеству первый грех. Кроме того, она привлекательна, что является обязательным пунктом для присвоения статуса роковой женщины.

В мифах Древней Греции также есть фем фаталь -- сирены, которые заманивали моряков на скалы своим чарующим пением. В Средневековое образ роковой женщины можно отнести к ведьмам и демоническим соблазнительницам из поверий, например, суккубам (они, словом, из шумеро-аккадской мифологии).

В литературе XIX века образ фем фаталь получил дальнейшее развитие в произведениях романтизма и декаданса. Она представала как загадочная и опасная женщина, способная погубить мужчину своей красотой и страстью. Примеры: Кармен в новелле Проспера Мериме, Саломея в пьесе Оскара Уайльда.

Первое появление в кино

Источник: Яндекс Картинки. Актриса Теда Бара
Источник: Яндекс Картинки. Актриса Теда Бара

Впервые в кино роковая женщина появляется уже в начале 20 века во время развития движения суфражисток, её лицом становится актриса Теда Бара, которая успела сыграть несколько ролей в этом образе. Именно так, фем фаталь стала неким отражением первых шагов свободы женщин и показывала общественный конфликт.

Классическая фем фаталь, возникшая в эпоху нуара (1940-50е годы), была прямым порождением послевоенного кризиса идентичности и гендерных ролей. Вернувшиеся с фронта мужчины сталкивались с изменившимися женщинами, которые во время войны занимали рабочие места и обрели относительную независимость. Фем фаталь, с ее независимостью, привлекательностью и стремлением к власти, стала воплощением этих страхов и опасений. Она представлялась как угроза традиционному мужскому миру, способная соблазнить, обмануть и уничтожить.

Характерные черты классической фем фаталь:

  • Опасная Привлекательность: Она обладает неотразимой привлекательностью, используя свой шарм как оружие. Её красота – это маска, скрывающая коварные намерения.
  • Независимость и Самостоятельность: Она не нуждается в мужчине для достижения своих целей. Она умна, амбициозна и обладает собственными планами.
  • Моральная Двусмысленность: Она не соблюдает моральные нормы и правила. Она лжет, манипулирует и совершает преступления, не испытывая угрызений совести.
  • Деструктивное Влияние: Она привносит хаос и разрушение в жизнь мужчины, которого соблазняет. Её присутствие неизбежно приводит к трагедии.

Примеры классических фем фаталь: Филис Дитрихсон (“Двойная страховка”), Джильда Мансон (“Джильда”), Вера Рейнольдс (“Из прошлого”).

С времён черно-белого кино в образе фем фаталь осталась чёрная одежда. Эстетика, в данном случае даже эстетизированное зло, является важной частью тропа, ведь без неё не будет нужного шарма. Кроме одежды, атрибутами образа также выступают пистолет и сигарета, как типично мужские предметы.

Новая фем фаталь

Источник: Яндекс картинки. "Основной инстинкт", 1992
Источник: Яндекс картинки. "Основной инстинкт", 1992

Однако, с развитием феминистского движения, образ фем фаталь начал претерпевать изменения. Кинематографисты и сценаристы стали переосмысливать этот троп, наделяя большей глубиной, мотивацией и сложностью.

Новая фем фаталь (1980-90е годы) уже не во всех случаях просто коварная соблазнительница, а иногда и жертва обстоятельств, борющаяся за свою жизнь в мире, где доминируют мужчины. Она использует свою привлекательность и интеллект как инструменты выживания, а не только как средство манипуляции, чтобы принести бедным мужчинам страдания.

Примеры новой фем фаталь: Кэтрин Трамелл (“Основной инстинкт”), Вайолет (“Связь”), Мэдисон Ли (“Секреты Лос-Анджелеса”).

Современная роковая женщина

Источник: Яндекс Картинки. "Убивая Еву", 2018
Источник: Яндекс Картинки. "Убивая Еву", 2018

В современном кинематографе (2000-е годы и по настоящее время) фем фаталь становится еще более многогранной и непредсказуемой. Она может быть и жертвой, и хищницей, и борцом за справедливость, и воплощением чистого зла. Она больше не ограничена рамками жанра нуара, а появляется в самых разных фильмах и сериалах, отражая разнообразие женских характеров и судеб.

Современные тенденции в изображении фем фаталь:

  • Деконструкция Тропа: Кинематографисты сознательно играют с тропом женщины-вампа, предлагая новые интерпретации этого образа. Самым интересным является "Тело Дженнифер", в котором героиня буквально представлена "пожирательницей" мужчин.
  • Исследование Психологии: Больше внимание уделяется психологическому состоянию фем фаталь, её внутренним конфликтам и мотивациям.
  • Отсутствие Однозначной Моральной Оценки: Зрителям предлагается самостоятельно оценить действия роковой женщины, не получая готовых ответов.
  • Акцент на Женской Силе и Независимости: Фем фаталь изображается как сильная и независимая женщина, способная контролировать свою жизнь и бороться за свои права.

Примеры современной фем фаталь: Эми Данн (“Исчезнувшая”), Лоррейн Бротон (“Взрывная блондинка”), Вилланель (“Убивая Еву”), Дженнифер ("Тело Дженнифер").

Таким образом, троп фем фаталь прошел долгий путь от воплощения мужских страхов до символа женской силы и независимости и просто приятного, завораживающего образа. От сирены, завлекающей моряков на гибель, до социопатки-убийцы -- фем фаталь продолжает манить, оставаясь одним из самых интересных и живучих кинотропов.

------------------------------------------------------------------------------------------

А у вас есть любимая фем фаталь? Пишите в комментариях, не забудьте поставить лайк и подписаться ;)