Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Как Добрыня Никитич и Алеша Попович отца Александра Невского без парадного шлема оставили

9 августа 1808 года две крестьянки из села Лыково во Владимирской губернии: Анисья и Настя пошли собирать орехи. Сколько им в тот день удалось набрать орехов, история умалчивает, потому что в кустах около орехового куста они заметили что-то блестящее. Подойдя поближе, крестьянки увидели, что блестел старый шлем, который вместе с кольчугой вымыло из земли. Так как на шлеме имелись хорошо сохранившиеся образы Архангела Михаила и образ Вседержителя, деревенский староста посчитал нужным срочно известить местное церковное начальство, а те отправили находку прямо императору Александру I. Император показал найденную древность Алексею Оленину, который сопоставив место, где нашли шлем и надпись «Великий архистатиже Михаил помоги рабу своему Фёдору» на нем, решил, что дорогая вещь принадлежала отцу Александра Невского Ярославу Всеволодовичу. Почему он так решил? Потому что крестильное имя Ярослава Всеволодовича – Фёдор. И потому что шлем найден примерно в 20 верстах от места Липицкой битвы. Олен

9 августа 1808 года две крестьянки из села Лыково во Владимирской губернии: Анисья и Настя пошли собирать орехи. Сколько им в тот день удалось набрать орехов, история умалчивает, потому что в кустах около орехового куста они заметили что-то блестящее. Подойдя поближе, крестьянки увидели, что блестел старый шлем, который вместе с кольчугой вымыло из земли. Так как на шлеме имелись хорошо сохранившиеся образы Архангела Михаила и образ Вседержителя, деревенский староста посчитал нужным срочно известить местное церковное начальство, а те отправили находку прямо императору Александру I.

Несколько лет назад в Оружейной палате разрешалось фотографировать, но так как освещение экспонатов там оставляет желать лучшего, то мои попытки сфотографировать шлем Ярослава Всеволодовича не очень удались
Несколько лет назад в Оружейной палате разрешалось фотографировать, но так как освещение экспонатов там оставляет желать лучшего, то мои попытки сфотографировать шлем Ярослава Всеволодовича не очень удались

Император показал найденную древность Алексею Оленину, который сопоставив место, где нашли шлем и надпись «Великий архистатиже Михаил помоги рабу своему Фёдору» на нем, решил, что дорогая вещь принадлежала отцу Александра Невского Ярославу Всеволодовичу.

Почему он так решил?

Потому что крестильное имя Ярослава Всеволодовича – Фёдор. И потому что шлем найден примерно в 20 верстах от места Липицкой битвы. Оленин предположил, что Ярослав Всеволодович, убегая от любезных родственников – тестя и старшего брата, решил, что налегке оторваться от погони будет проще и оставил дорогой шлем и кольчугу малость полежать в тайном месте. В результате вещи полежали почти 600 лет.

Принадлежал ли на самом деле этот шлем Ярославу Всеволодовичу или какому-то другому Фёдору – мы не знаем и ответа на это никогда не найдем. Можно точно сказать, что эта находка привела к вспышке интереса к поиску русских древностей среди образованной и состоятельной публики, что привело к массе удивительных находок в следующие годы. Этот шлем стал «альфой» изучения древнего русского оружия и военного снаряжения. Ну и наконец, он на самом деле относится к эпохе Ярослава Всеволодовича и являлся очень дорогой и статусной вещью, владеть таким шлемом мог только очень знатный человек.

-2

А причем тут Добрыня Никитич и Алеша Попович? Зачем о них упомянуто в заголовке статьи?

Все потому что Ярослав Всеволодович потерял шлем после поражения в Липицкой битве. 21 апреля 1216 года недалеко от Юрьева-Польского случилось одно из несчастных событий в истории Древнерусского государства – одна из самых жестоких междоусобных разборок за то, кто и чем владеть и править будет. Главной причиной междоусобицы стали амбиции Ярослава Всеволодовича и его неумение/нежелание договариваться. По моему скромному мнению он же, и является виновником случившегося сражения, в котором дружина Ярослава и его старшего брата Георгия были наголову разгромлены новгородцами и дружиной Мстислава Удатного, Константина Всеволодовича и смоленских князей.

-3

Так вот в Липицкой битве в дружине Константина Всеволодовича за своего князя дрались богатырь Александр Попович, слуга его Тороп и Добрыня Рязанич Златой пояс, о чем нам сообщают летописи, например, в версии сокращенных сводов конца XV века и Устюжского летописца. Справедливости ради стоит отметить, что в наиболее древней Новгородской первой летописи старшего извода дружинники Константина Всеволодовича поименно не упоминаются. Впрочем, автор Новгородской первой летописи вообще не считал нужным упоминать каких-либо участников той далекой битвы кроме князей и пяти погибших участников сражения с новгородской стороны. Поэтому сказать, что все-таки первично: былины или реально существовавшие дружинники не получится. Слишком давно это было.

Но в любом случае, так как прототипы былинных героев дрались в Липицкой битве на стороне новгородцев и ростовской дружины Константина Всеволодовича, то и получается, что они поучаствовали в событии, оставившем Ярослава Всеволодовича без его парадного шлема, хранящегося теперь в Музеях Московского Кремля. А может быть, они и гнались за Ярославом, поэтому он, испугавшись богатырей, служивших старшему брату, свое снаряжение и оставил.

------------

Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала. А еще на меня можно подписаться в Телеграме.