Крис Битти не знал, что это число равно нулю.
До тех пор, пока «Чикаго Беарз» не повысили Томаса Брауна до временного координатора нападения 12 ноября, в НФЛ не было ни одного чернокожего координатора нападения. А после того, как Браун позже в том же месяце был вновь повышен до временного главного тренера после увольнения Мэтта Эберфлюса, «Беарз» повысили Битти, сделав его единственным чернокожим координатором нападения в лиге.
«Это как-то... грустно», — недавно сказал Битти. «Я точно не думал, что мы до сих пор на этом этапе».
«Беарз» не стали сохранять тренерский штаб после сезона 2024 года, и Битти был назначен тренером ресиверов в «Лас-Вегас Рэйдерс». В результате число чернокожих координаторов нападения в НФЛ снова сократилось до нуля. С учетом того, что вакантной остается только должность в «Нью-Орлеан Сэйнтс», Майк Кафка из «Нью-Йорк Джайентс», у которого есть пуэрториканские корни, остается единственным координатором нападения в лиге не белого происхождения.
Многие высокопоставленные чиновники НФЛ считают, что со временем разнообразие среди координаторов нападения увеличится. С момента введения «Правила Руни» в 2003 году лига запустила несколько программ, направленных на увеличение разнообразия в тренерском составе, и верит, что они работают, даже если результаты пока отстают.
«Я не думаю, что это означает, что оно не работает», — сказал комиссионер Роджер Гуделл в прошлом году, когда его спросили, почему в лиге нет ни одного разнорасового координатора нападения. «Эти помощники по нападению еще молоды, и им нужна возможность получить опыт и знания, чтобы дорасти до координаторов нападения, а затем и до главных тренеров. Думаю, слишком рано говорить, что это не работает. Я не согласен с этим».
После увольнений Джерода Мейо и Антонио Пирса и назначения «Нью-Йорк Джетс» Аарона Гленна число чернокожих главных тренеров сократилось до пяти (Тодд Боулс, Рахим Моррис, ДеМеко Райанс, Майк Томлин и Гленн). В целом в лиге сейчас семь главных тренеров не белого происхождения (включая Дейва Каналеса и Майка Макдэниела). Это прогресс — с 2019 по 2023 год в НФЛ никогда не было более трех чернокожих главных тренеров — но это не сказалось на ситуации с координаторами нападения.
«Людям другого цвета кожи не всегда предоставляются такие же возможности», — сказал Битти. «У нас так много людей, которые добились успеха. Надеюсь, что эти стереотипы со временем исчезнут, как это произошло с позицией квотербэка. Когда я рос, чернокожих квотербэков почти не было, а теперь лига ими заполнена. Надеюсь, в ближайшем будущем все изменится.
Но и сознание людей тоже должно измениться».
Не секрет, что путь к позиции координатора нападения проходит через комнату квотербэков. Исторически чернокожих тренеров — как и игроков — долгое время исключали из этой роли, но в последние годы ситуация изменилась. В прошлом сезоне в стартовом составе вышли почти два десятка квотербэков разного происхождения, а количество тренеров квотербэков среди представителей меньшинств достигло рекордных девяти человек.
«Когда я пришел в НФЛ несколько лет назад, я знал, что в комнате квотербэков было очень мало афроамериканцев», — недавно сказал бывший тренер квотербэков «Беарз» Керри Джозеф, который сам является чернокожим. — «Когда тебе предоставляется такая возможность, ты должен быть готов принять этот вызов».
В этом сезоне несколько тренеров квотербэков из числа меньшинств работали с квотербэками, вошедшими в топ-16 по пасовым ярдам: Чарльз Лондон («Сихокс»), Тэд Льюис («Бакканирс»), Ти Мартин («Рэйвенс»), Рональд Карри («Биллс»), Джеррод Джонсон («Тексанс»), Исраэль Вулфорк («Кардиналс») и Тавита Притчард («Коммандерс»).
Помимо этих тренеров, среди кандидатов на должность координатора нападения также рассматривались другие помощники из числа меньшинств: Томас Браун, Крис Битти, специалист по пасовой игре «Рэмс» Нейт Шилас, тренер раннинбэков «Лайонс» Скотти Монтгомери, специалист по пасовой игре «Коммандерс» Брайан Джонсон, координатор пасовой игры «Чарджерс» Маркус Брэди, тренер ресиверов «Вайкингс» Кинан МакКарделл и тренер ресиверов «Бенгалс» Трой Уолтерс, среди прочих.
Казалось, их успех должен был привести к увеличению числа координаторов нападения из числа меньшинств в это межсезонье, но этого не произошло.
«Мы надеемся, что ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, — это всего лишь аномалия», — сказал старший вице-президент НФЛ и главный директор по вопросам разнообразия и инклюзии Джонатан Бин. — «Это не проблема кадрового резерва. Есть много сильных кандидатов из числа меньшинств, которые полностью готовы к роли координатора нападения».
Когда Джон Эмбри играл в НФЛ в конце 1980-х, было обычным делом, что в каждом тренерском штабе был только один чернокожий помощник в нападении и один в защите. Чернокожий координатор на любой стороне мяча был редкостью. Поэтому, когда Эмбри начал тренерскую карьеру в 90-х, он знал, чего ожидать.
«Ты понимаешь, что путь будет в гору», — сказал Эмбри, который сейчас является тренером тайт-эндов «Долфинс». — «И ты просто ищешь способ пробиться вверх по этому чертову склону».
Но хотя количество чернокожих координаторов нападения остается низким, разнообразие среди координаторов защиты в НФЛ стабильно растет. В настоящее время в лиге более десятка координаторов защиты из числа меньшинств. И из семи главных тренеров, принадлежащих к этническим меньшинствам, пять имеют защитный бэкграунд.
Одной из возможных причин этого разрыва является то, что в защите традиционно играют более разнообразные группы игроков. В прошлом чернокожие футболисты сталкивались с препятствиями при получении шансов играть на позициях, которые считались «аналитическими», таких как квотербэк, линейный нападения или лайнбэкер. Хотя сейчас это уже не так, все еще существует представление о том, что нападение требует более сложного аналитического мышления.
«Некоторые считают, что в защите больше агрессивного мышления, что это больше про "идти и атаковать", а нападение — это якобы более интеллектуальная сторона игры», — сказал Битти. — «Очевидно, что это не так, но восприятие остается. В каждой позиции есть умные тренеры, и во всех направлениях есть кандидаты, достойные стать главными тренерами. Но стереотипы и предвзятость все еще существуют».
Преодоление этих барьеров зависит от главных тренеров — от того, насколько они готовы избегать ловушек стереотипов. Но для этого им нужно налаживать отношения с многообещающими помощниками из числа меньшинств.
«Когда ты становишься главным тренером, ты выбираешь тех, кому доверяешь и кого знаешь», — сказал МакКарделл. — «Так происходит в любом бизнесе. Люди нанимают тех, с кем им комфортно работать».
Также ситуацию могло бы изменить более открытое отношение главных тренеров к найму координаторов нападения, которые не работают напрямую с квотербэками.
«Есть тренеры, которые способны стать координаторами нападения, — просто нужно быть готовым мыслить нестандартно», — сказал Эмбри. — «Я не знаю, связано ли это именно с расой. Думаю, это больше про то, что НФЛ — лига подражания».
Пример, которому никто не последовал, — это подход бывшего главного тренера «Бакканирс» Брюса Эрианса. Сейчас он является консультантом при главном тренере «Тампы» Тодде Боулсе, который сменил его на посту после трех лет работы координатором защиты. Когда «Бакс» выиграли Супербоул в сезоне 2020 года, у них было три чернокожих координатора: Боулс (защита), Байрон Лефтвич (нападение) и Кит Армстронг (спецкоманды).
«Это не было специально спланировано», — сказал Эрианс. — «Это были просто лучшие тренеры, которых я знал и с которыми работал годами. Так получилось, что мы выиграли Супербоул. Я думал, что другие команды могли бы повторить этот подход».
Эрианс дважды был главным тренером в НФЛ и имел большую свободу в формировании тренерского штаба. Он отметил, что владельцы и генеральные менеджеры иногда вмешиваются, но не считает это оправданием для того, чтобы не нанимать более разнообразные кадры.
«Если ты собираешься быть главным тренером в НФЛ, у тебя должно быть достаточно контактов, чтобы собрать разнообразный штаб», — сказал Эрианс.
Несоответствие между числом чернокожих квотербэков и тренеров квотербэков и количеством координаторов нападения из числа меньшинств удивляет Эрианса. Однако, как и руководство лиги, он оптимистично настроен и верит, что ситуация скоро изменится.
«Координаторы рано или поздно подтянутся», — сказал Эрианс. — «А это, в свою очередь, приведет к новым возможностям для главных тренеров».
После волны протестов в 2020 году, вызванной убийствами Джорджа Флойда и Ахмауда Арбери, а также гибелью Бреонны Тейлор, многие корпорации и организации запустили инициативы в области разнообразия, равенства и инклюзии (DEI). Однако за последние годы программы DEI начали сворачиваться. НФЛ заявляет, что не пойдет по этому пути.
«Мы начали эту работу не потому, что это была просто тенденция, и не собираемся прекращать, если тенденция изменится», — недавно сказал комиссионер НФЛ Роджер Гуделл. — «Наши правила и политики направлены на то, чтобы увеличить количество людей, получающих возможность построить карьеру в НФЛ, включая представителей меньшинств и женщин. Мы твердо верим, что это сделает нашу лигу лучше».
Лига запустила несколько инициатив, направленных на повышение разнообразия среди тренеров нападения. «Правило Руни» было расширено, и теперь оно охватывает не только главных тренеров, но и координаторов нападения, координаторов защиты и тренеров квотербэков. Кроме того, начиная с прошлого года, НФЛ отложила процесс найма тренеров на неделю, чтобы у команд было больше времени на принятие решений.
«Я думаю, что мы сами себе доказали, что это действительно делает НФЛ лучше», — сказал Гуделл о «Правиле Руни» в феврале прошлого года.
С 2022 года каждая команда обязана иметь в штабе как минимум одного тренера нападения из числа меньшинств или женщин. Это оплачиваемая НФЛ позиция сроком на один год. Обязанности тренера нападения определяются на усмотрение каждой команды: в одних клубах ассистенты проводят по три недели с разными группами позиций, чтобы получить разнообразный опыт, а в других они сосредотачиваются исключительно на квотербэках.
Ежегодные программы, такие как «Bill Walsh Diversity Coaching Fellowship», «Quarterback Coaching Summit» и «Coach Accelerator», являются важными шагами для повышения разнообразия в тренерском составе. Те, кто стремится к новым возможностям, считают, что эти программы необходимо сохранить.
«Я прошел, наверное, через все из них», — сказал Керри Джозеф. — «Вопрос в том, чтобы использовать эти программы с четким намерением найти сильных тренеров и дать им шанс. Вот где они действительно приносят пользу. Но если программа существует год или два, а потом исчезает, что происходит дальше?»
Хотя владельцы команд и руководители обязаны участвовать в программе «Accelerator», было бы полезно привлечь к ней больше действующих главных тренеров. Некоторые уже принимали участие, но это не является обязательным.
«Было бы здорово, если бы действующие главные тренеры присутствовали на «Accelerator», чтобы послушать презентации кандидатов», — сказал Кинан МакКарделл. — «Эту программу нужно продолжать развивать и предоставлять тренерам из числа меньшинств возможность попасть в поле зрения нужных людей».
Также нет формальных возможностей для нетворкинга между разнорасовыми ассистентами. Больше таких связей между помощниками могло бы быть полезным.
Некоторые команды разработали собственные инициативы. Например, «Бакканирс» запустили тренерскую академию в 2023 году. В межсезонье 25 финалистов приглашаются в Тампу-Бэй на неделю для работы на поле и в классах. Затем пятеро из них проходят стажировку по программе «Bill Walsh Diversity Coaching Fellowship» в тренировочном лагере.
«Допустим, я не знаком с каким-то тренером», — сказал Эрианс. — «Я могу пригласить его, поработать с ним три месяца и заодно познакомиться еще с 10-20 ребятами».
Такие программы играют важную роль в установлении связей между тренерами и потенциальными кандидатами. Для кандидатов это фактически собеседование, а для работодателей — возможность увидеть, как тренер взаимодействует с игроками, работает со штабом и выполняет свои задачи.
Результаты инициатив DEI отразились на позициях главных тренеров и координаторов защиты, но пока не привели к значительному увеличению числа координаторов нападения. Тем не менее, НФЛ уверена, что ситуация изменится.
«Мы уверены, что наша система развития кадров, которая очень сильна, принесет прогресс и в этом направлении», — сказал Джонатан Бин. — «Мы действительно считаем, что предпринимаем правильные шаги для решения этой проблемы».
Инициативы по разнообразию в НФЛ важны, но окончательные решения о найме принимают владельцы команд. В десяти клубах контрольный пакет акций принадлежит женщинам, но только двое из этих владельцев принадлежат к этническим меньшинствам. Одна из них, совладелица «Баффало Биллс» Ким Пегула, родом из Южной Кореи, с 2022 года не участвует в повседневной работе клуба из-за травмы головного мозга.
«Мы по-прежнему имеем дело почти исключительно с белыми владельцами», — сказал агент НФЛ, представляющий тренеров. — «На мой взгляд, если бы лига могла больше влиять на процесс найма, ситуация была бы совсем другой. Но сейчас все команды принадлежат очень, очень богатым белым мужчинам. И им гораздо комфортнее нанимать людей, которые похожи на них, особенно на должность, ответственную за развитие квотербэка».
(Верхняя иллюстрация: Demetrius Robinson / The Athletic; Фотографии: Aaron M. Sprecher via AP, Ben Liebenberg via AP, David Berding / Getty Images)
Переведено: DimaKo