Найти в Дзене

Кого растим?

Да, именно так. "Кого мы растим?", - часто задаю себе вопрос. Мы, как ни крути, мы учреждение. И требования к нам соответствующие, как к учреждению. Мы руководствуемся Законами, Уставом, СанПином и т.д. Перечислять смысла нет, да и речь сейчас не о том. По этим нормативным документам мы, педагоги, с одной стороны должны готовить детей к самостоятельной жизни и в то же время не имеем права обязывать какой-либо деятельностью. Дежурство - нельзя, ругать за двойки и прогулы - нельзя, чистить снег на спортплощадке, принести продукты - заставлять нельзя, ограничить время в телефоне - нельзя. Везде и всё будет рассматриваться как насилие над ребёнком. Конечно ругаю и за курение, и за неуспеваемость, и за драки, и за бардак в комнате и личных вещах. Но формально, я нарушаю Закон. Объясню: вот ребёнок попал в детский дом. В гпуппе знакомлю с летьми, с работниками этой группы. Администрацию и медиков он уже видел. Показываешь группу, объясняешь, где он будет спать, есть, играть и т.д. П

Да, именно так. "Кого мы растим?", - часто задаю себе вопрос. Мы, как ни крути, мы учреждение. И требования к нам соответствующие, как к учреждению. Мы руководствуемся Законами, Уставом, СанПином и т.д. Перечислять смысла нет, да и речь сейчас не о том. По этим нормативным документам мы, педагоги, с одной стороны должны готовить детей к самостоятельной жизни и в то же время не имеем права обязывать какой-либо деятельностью. Дежурство - нельзя, ругать за двойки и прогулы - нельзя, чистить снег на спортплощадке, принести продукты - заставлять нельзя, ограничить время в телефоне - нельзя. Везде и всё будет рассматриваться как насилие над ребёнком. Конечно ругаю и за курение, и за неуспеваемость, и за драки, и за бардак в комнате и личных вещах. Но формально, я нарушаю Закон. Объясню: вот ребёнок попал в детский дом. В гпуппе знакомлю с летьми, с работниками этой группы. Администрацию и медиков он уже видел. Показываешь группу, объясняешь, где он будет спать, есть, играть и т.д. Про режим дня говоришь, про время подъема и отбоя, про права и обязанности. В основном про обязанности, про права они знают очень хорошо. Что нельзя сидеть ночь в компьютерном клубе или гулять по городу когда захочешь. Про самостоятельный выход и т.д. Ты ему озвучиваешь правила учреждения. Не монотонно, в процессе знакомства. У ребёнка возникают вопросы, он их задаёт и получает ответы. Детей профессоров у нас нет. Как правило, к нам поступают дети, которые долгое время были предоставлены сами себе: приходили домой когда хотели или когда можно было, тусили с друзьями в клубах или на вписках, в школе появлялись раз-два в неделю... А сейчас они в учреждении и озвучивают правила про подъем и отбой, про чистоту в комнате и т.д. Неделю-другую просматривается, прислушивается, общается с другими детьми. И начинается: "я не должен", " я не обязан", " вы не имеете права". "Учиться не буду, здесь не хочу ничего делать, я подросток - из школы (колледжа) не выгонят, здесь не заставят" и с телефоном благополучно укладывается на кровать (в лучшем случае) или "бегает". Никаких рычагов воздействия на таких детей, кроме бемеды, нет. Я ему, по сути, чужой человек и моё мнение и слово для него ещё месяца 2 не будет иметь никакой силы. Такая ситуация, к сожалению,типичная для подростков 14-17 лет. Ведь у каждого в семье есть обязанности, а здесь их нет сначала из-за жизненной ситуации, а потом из-за попадание в учреждение

Глядя на всё это, невольно задаёшь себе вопрос : "Кого растим"? " Бытовых инвалидов?", "трутней?". Люди, которые через 5-10 лет сопьются, окажутся в МЛС? Которые получат от государства квартиру и будут сдавать, а сами жить 5 человек в одной квартире или у друзей? Которые не хотят и не привыкли работать, ухаживать за собой, своим домом?

Легче с детьми младшего школьного возраста, а уж про дошколят вообще молчу - те с удовольствием будут помогать и с жадностью впитывают всё новое.

К сожалению, процент выпускников, которые хорошо живут, работают, учатся, встречаются-женятся, не запускают своё жилье до состояния бомжатника - очень мал. Одна из причин, по моему мнению, такой перекос в учреждениях. Да, с ребёнком работают психологи; подключают репетиторов; жизнь ребенка насыщена мероприятиями (развлекательные, образовательные, профориентационные и пр.- как говорится на любой вкус). После выпуска, его подхватывает служба постинтернатного сопровождения. Но всё это тщетно и бесполезно, если ребёнок живёт в учреждении с мыслью, что ему все должны и обязаны, а он никому и ничего.