Найти в Дзене
VK Play

Еще один ход и спать — обзор Sid Meier's Civilization VII

Продолжение серии получило разгромные отзывы, но на самом деле все не так плохо Как обычно проходит классическая партия в Civilization? Нужно построить еще одно чудо света или открыть новую технологию с уникальным юнитом и зданием. А потом можно и спать пойти. Игры серии умеют затягивать и погружать в геймплей с головой. На радость фанатам Firaxis выпустила продолжение — Civilization VII. Но первые отзывы от критиков и геймеров оказались ниже ожидаемых, а саму стратегию назвали одной из худших во всей франшизе. Редакция VK Play Media решила разобраться в вопросе и провела в Civilization VII несколько десятков часов и спешит поделиться своими впечатлениями. Первое, что бросается в глаза при запуске — трейлер. Обычно Firaxis предпочитает баланс между мирной жизнью из игры и сражениями. Но вступительный ролик Civilization VII практически полностью состоит из батальных сцен. Трейлер красивый и несет под собой философский подтекст, который лег в основу главной идеи стратегии — преемственнос
Оглавление

Продолжение серии получило разгромные отзывы, но на самом деле все не так плохо

Еще один ход и спать — обзор Sid Meier's Civilization VII
Еще один ход и спать — обзор Sid Meier's Civilization VII

Как обычно проходит классическая партия в Civilization? Нужно построить еще одно чудо света или открыть новую технологию с уникальным юнитом и зданием. А потом можно и спать пойти. Игры серии умеют затягивать и погружать в геймплей с головой.

На радость фанатам Firaxis выпустила продолжение — Civilization VII. Но первые отзывы от критиков и геймеров оказались ниже ожидаемых, а саму стратегию назвали одной из худших во всей франшизе. Редакция VK Play Media решила разобраться в вопросе и провела в Civilization VII несколько десятков часов и спешит поделиться своими впечатлениями.

Возвращение к истокам

Civilization VII встречает геймеров эпичным трейлером про важность прошлого и преемственность поколений
Civilization VII встречает геймеров эпичным трейлером про важность прошлого и преемственность поколений

Первое, что бросается в глаза при запуске — трейлер. Обычно Firaxis предпочитает баланс между мирной жизнью из игры и сражениями. Но вступительный ролик Civilization VII практически полностью состоит из батальных сцен. Трейлер красивый и несет под собой философский подтекст, который лег в основу главной идеи стратегии — преемственность истории. Продолжение стало серьезнее, чем местами мультяшный предшественник.

Civilization VII полностью переведена на русский язык, что в нынешние времена встречается не так часто. Но как только нас обрадовала Firaxis, на сцену вышел издатель — 2K. Компания не особо жалует геймеров из РФ: для игры в сетевом режиме потребуется привязка аккаунта 2K с той платформой, где запускается Civilization VII. В нашем случае это был Steam. При переходе на сайт регистрации 2K отказывает в доступе: страница недоступна пользователям из РФ. Вот и получается, что и зарегистрироваться нельзя, и в сетевой режим поиграть тоже не получается. Поэтому предупреждаем: без возможности сменить IP-адрес на момент первого запуска мультиплеер будет недоступен, как и достижения.

Что с лидерами в Civilization VII?

Всего в Civilization VII 20 лидеров на выбор, но Наполеона Бонапарта дают бесплатно за регистрацию на сайте 2K с помощью танцев с бубнами. Великие полководцы, дипломаты, политики, ученые и правители. Хочется похвалить Firaxis — после раздутых физиономий из 6 части местные персонажи выглядят отлично и не отталкивают. Вернулись лидеры из старой гвардии Civilization — Екатерина Великая, Бонапарт, Изабелла и Пачакутек. Добавили и новых, которые раньше выступали в роли великих людей: например, Конфуция.

У каждого из них свои особенности и перки. Лидер скифов обладает внушительными бонусами на старте, но если затянет партию, то проигрывает на поздних этапах немцам и французам. Стиль игры у персонажей также разный: кто-то любит строить много городов, некоторые предпочитают развивать науку и культуру. А испанцы и римляне привыкли решать вопросы взмахом клинка.

Новые эпохи и выбор государства

В Civilization VII японка Химико вполне справляется с ролью правителя монголов или другой нации
В Civilization VII японка Химико вполне справляется с ролью правителя монголов или другой нации

Перед стартом партии геймер выбирает не только лидера, но и определенную державу в связке с эпохой. Повести в бой императорскую гвардию Франции с самого начала не получится. Начинать нужно с древних времен, поэтому на выбор есть греки, римляне, египтяне, персы и все в таком духе. А уже в дальнейшем и при условии выполнения особых заданий можно выбрать более привычные для персонажей страны.

Определенные лидеры предпочитают так называемый стратегический фокус. Немцы, американцы и русские больше склоняются к Греции и Риму, а не к майя или кхмерам. Но простор для отыгрыша есть и выбрать можно любую державу. А еще разработчики добавили памятные вещи — специальные бонусы, которые выдают за долгую игру на одном персонаже. Предметы достаточно сильные, но их можно отключить, чтобы не ломать хрупкий баланс.

С эпохами все еще интереснее. Привычный длительный путь от древнего мира до информационного будущего сменился тремя главами: античность, эпоха исследований и современность. Это нововведение кардинально меняет геймплей, хотя многие восприняли его негативно — мол, упрощение.

Начинаем наш путь в Civilization VII

Мы начали партию за Екатерину Великую и выбрали в качестве цивилизации Грецию
Мы начали партию за Екатерину Великую и выбрали в качестве цивилизации Грецию

Первые минуты все в Civilization VII кажется знакомым. Нас выбрасывает в случайной точке карты с юнитом, который создает первый город. Ставим поселение, и уже тут геймеров ждет сюрприз. В Civilization VII больше нет рабочих. Более того: расширение границ города идет не через высокий уровень культуры, а с помощью показателя еды. Появился новый житель? Значит выбираем клетку, которую хотим улучшить. Апгрейды остались схожие: фермы, лесопилки, рудники, точки рыбного промысла и так далее. Но теперь приходится заранее продумывать, в какую из сторон следует расширять границы и какие клетки будут в приоритете.

Теперь развиваем город вот таким образом: выбираем клетку для улучшения, а потом на их месте сможем строить новые здания
Теперь развиваем город вот таким образом: выбираем клетку для улучшения, а потом на их месте сможем строить новые здания

Районы из Civilization VI тоже ушли в прошлое. Они возводятся путем постройки нескольких зданий в одном месте. Поначалу кажется, что это ужасно трудно и перегружено, но на самом деле Firaxis упростила систему строительства из прошлой части. Она стала интуитивно понятной и простой: вот сюда нажимать, чтобы была еда, а здесь увеличивается производство. Да и чудес света теперь можно понастроить от души.

Интерфейс подсказывает, где наиболее высокие бонусы от строительства. И это можно назвать достоинством игры. Больше не нужно несколько минут распределять десятки рабочих на клетках, особенно на поздних этапах игры. Строительство сразу в нескольких городах занимает минимум времени, а это значит, что можно сосредоточиться на более интересных занятиях — исследованиях, дипломатии и сражениях.

Как новые эпохи влияют на геймплей

Древо технологий практически не изменилось, но теперь зависит напрямую от эпохи
Древо технологий практически не изменилось, но теперь зависит напрямую от эпохи

Еще одно нововведение Civilization VII — развитие науки и культуры в духе времени. Больше никаких самураев и легионеров, которые отбиваются от морских пехотинцев с автоматами. Каждая эпоха дает возможность изучить только определенный спектр исследований. Когда игроки достигают ключевых целей в партии, то история переносит участников в следующую эпоху. Разумеется, остается возможность убежать вперед по технологиям, но теперь разрыв подразумевает разницу между бронзой и сталью, а не беспилотником и рыцарем.

Эпохи выступают в качестве мини-полигона для построения собственной цивилизации. На старте закладывается основной курс, в котором держава продолжит развитие. Будут ли это любители завоеваний или строители чудес света, решать уже игроку. Также разработчики добавили функцию единственной эпохи. Появилась возможность вдоволь насладиться временами римских завоеваний или сражений 19-го века без перехода на следующую ступень развития.

Получается, что стало казуальней?

Вот теперь заживем!
Вот теперь заживем!

У геймеров может сложиться впечатление, что игру сильно упростили. Рабочих нет, районов нет, долгий путь развития заменили какими-то небольшими сценариями. Но Civilization VII не так проста.

Теперь каждая изученная технология, каждый выбор и сотворенный поступок будут иметь последствия в будущем. Геймер всю античность развивал только культуру? Значит в следующей эпохе получит огромные бонусы и сможет продолжить развитие в том же духе, а соседи будут смотреть на правителя с завистью. Измененные временные периоды исправили проблему с балансом, когда заведомо более сильные державы улетали вперед по развитию и не давали шансов их догнать. Теперь такого не будет.

По теме:

Civilization и не только: культовые серии стратегий 90-х
Как Civilization стала одним из главных PC-эксклюзивов
Нужно больше золота: 10 лучших экономических стратегий

Успешное прохождение предыдущей эпохи дает значительные бонусы в будущем, но не сохраняет изначального преимущества. Вот античность сменила эпоха исследований, и все правители оказываются в схожих условиях. Начинать развитие нужно заново с учетом изменившейся обстановки. Великий правитель Рима уже не такой сильный на фоне появившихся монголов или испанцев, поэтому ему придется адаптироваться. Стоит учитывать, что каждая эпоха ставит перед геймером разные задачи. В античности лидеры боролись за чудеса света, а в следующей главе игроки сразятся за превосходство собственной религии и первенство в колонизации далеких земель.

Системы квестов и кризисов

Погодные условия в Civilization VII жалеть геймера не будут и всегда готовы превратить город в груду обломков
Погодные условия в Civilization VII жалеть геймера не будут и всегда готовы превратить город в груду обломков

В Civilization VII появилась полноценная система квестов в зависимости от предпочтений игрока. Воинственным геймерам нужно создавать новые виды армейских подразделений и захватывать соседей. А последователь культуры должен находить как можно больше предметов искусства и выполнять определенные задачи. Также в новую часть добавили мини-события в духе Crusader Kings 3 или Stellaris. Эдакие вопросы с подвохом, где предлагают выбрать из двух плохих вариантов. Особо жестких ситуаций замечено не было: Firaxis не такая жестокая к геймерам, как, скажем, авторы Hearts of Iron IV. Хотя этого не скажешь про погодные катаклизмы, ураганы и снежные бури: вот с ними шутки плохи.

Появилась система кризисов, как в той же Stellaris. Не стоит ждать схожей глубины проработки, но инновация в серии создает некоторые проблемы под занавес прохождения одной из эпох. То больные чумой появятся, то местные деревни взбунтуются. В Civilization VII такого много, и эта механика вносит разнообразие в игровой процесс.

Невероятное внимание к деталям

Солдаты организовали отдых в палаточном лагере и обсуждают дальнейший план действий
Солдаты организовали отдых в палаточном лагере и обсуждают дальнейший план действий

А вот за внимание к мелочам авторов хочется хвалить бесконечно. Это самая детально проработанная часть серии, и только ради данной фишки стоит попробовать игру. Civilization VII местами настолько выглядит живой, что даже как-то непривычно. Это вызывает неподдельный восторг. Приведем парочку примеров.

Как обычно проходит управление войсками? Нажимаем кнопку атаки, ставим юниты на лечение, перемещаем камеру дальше и не возвращаемся к ним до следующего хода. А вот в Civilization VII действительно стоит наблюдать за своими жителями, потому что персонажи ожили. Юниты постоянно что-то делают и не стоят без толку. Геймер нажал кнопку отдыха на отряде пехотинцев? Бойцы тут же разобьют лагерь, достанут карты и начнут обсуждать план следующих сражений. Лечение сопровождается стонущими от боли ранеными в госпитале.

В персонажах теперь чувствуется вес. Танк на гусеницах прям еле едет, ощущается его вес и громоздкость. Машины учитывают различные ямы, кочки, подъемы и спуски. В Civilization VII действительно имеет смысл приближать камеру поближе, чтобы все разглядеть. А поселения какими стали! Из-за новой системы районов и развития клеток каждый закуток теперь живет своей жизнью, а город действительно похож на город. Из оперного театра доносятся отголоски музыкального концерта, аэродром на радиочастотах передает приказы летчикам, железнодорожная станция готовит отправлять следующий состав с грузом. Говорить об этом можно долго, но лучше это увидеть самому.

И это только цветочки. Настоящая магия начинается во время сражений. Не просто так разработчики в трейлере уделяли особое внимание боям. В Civilization VII каждое сражение хочется рассматривать с приближенной камерой. Как было раньше? Ударили мечники друг друга один раз и стоят, смотрят друг на друга, пока ждут следующего хода. Теперь схватки в игре выглядят реалистичнее: если выбрать юнит и указать на врага, то боец начнет целиться в его сторону, танк повернет башню и так далее. После атаки солдаты продолжают сражаться, откидывают гранаты, рядом разлетается песок и грязь. Понятное дело, что это просто декорация, но как же круто выглядит!

Боевую систему тоже переделали. Теперь войска под одним знаменем может за собой вести командир, раздающий всем подчиненным бонусы. Он также способен при должной прокачке уровня координировать действия подразделений, чтобы они нападали на врага единым кулаком. Штурм городов стал напоминать реальные уличные бои, где отряды пехоты занимают ключевые районы, чтобы закрепиться в секторах, артиллерия накрывает врага залпами, а авиация контролирует воздух. В Civilization VII геймеров может оттолкнуть новая система эпох, постройка городов или районов, но бои — лучшее, что случалось с серией за все время.

Ложка дегтя

Иногда реки в Civilization VII наносят ущерб сильнее, чем смерч или торнадо
Иногда реки в Civilization VII наносят ущерб сильнее, чем смерч или торнадо

Игру есть за что поругать. Начнем с того, что ИИ остался достаточно глупым. Компьютер ведет себя агрессивнее, не стесняется вступать в войну против вас, чтобы присоединиться к остальным и отхватить пару городов. Но вести активные боевые действия, перемещать войска и держать линию фронта болванчики не умеют до сих пор. В Civilization VII регулярно случаются ситуации, когда два отряда лучников останавливают наступление целой армейской бригады.

Дипломатия в игре работает неплохо: есть возможность наложить санкции, шпионить, совместно улучшать экономику и поднимать уровень технологий с другими державами. Но попросить кого-то за золото напасть на соседа не получится. ООН в стратегии также отсутствует. Делиться полезными и редкими ресурсами тоже нельзя, только деньгами. Из-за этого смысл рейдерских атак на соседа пропадает: бедняга не сможет предложить геймеру ничего, кроме пары городов. Остается довольствоваться грабежом клеток за копейки.

Инки попытались ограбить французский караван с пряностями, но не ожидали увидеть проплывающий рядом флот
Инки попытались ограбить французский караван с пряностями, но не ожидали увидеть проплывающий рядом флот

Что касается технической составляющей игры, то мы не испытали никаких проблем во время партий. Стратегия отлично работает, а на поздних этапах сессии частота кадров не проседает, ходы пропускаются очень быстро. Аналогичная ситуация и в сетевом режиме: разработчики оперативно поправили все стартовые проблемы, и сейчас игра работает лучше. Единственный баг за 20 часов — превращение религиозного миссионера в призрачную голову.

Не так мы себе представляли сторонника католицизма, но разработчикам виднее
Не так мы себе представляли сторонника католицизма, но разработчикам виднее

Есть в Civilization VII один проблемный момент, который заставляет задаться вопросом — ну зачем? Речь о платном контенте и косметических аксессуарах. Разработчики с первого дня релиза уже продают возможность поиграть за Великобританию, а почему ее нет на старте?

Дальше — больше. Разработчики активно рассказывали о нескольких версиях одного правителя, а в качестве примера называли японку Химико. Правительница способна либо вести активную дипломатию, либо напрочь игнорирует соседей и ударяется в шаманизм. Механика интересная, а как же ее попробовать? Правильно, за деньги. Получается, что часть контента забрали и просят сразу платить.

Провал или стоит попробовать?

Какая прекрасная погода. Еще и в Санкт-Петербурге
Какая прекрасная погода. Еще и в Санкт-Петербурге

Если сравнивать Civilization VII с предыдущими частями серии, то у нее есть слабые места: на старте меньше контента и возможностей для отыгрыша. Но стоит понимать, что продолжение обзаведется дополнениями в будущем, как это было с шестой частью. Civilization VI на старте тоже звезд с неба не хватала и уступала пятой.

Но Civilization VII превосходит предшественницу в дизайне и графике, в мелочах и деталях отрисовки юнитов, в количестве и качестве правителей, а также новых для серии механиках. И есть надежда, что Firaxis доведет игру до ума, после чего получится отличный наследник франшизы. Уже сейчас Civilization VII способна завлечь геймера на долгие часы, и это время точно пройдет весело.

Оценка: 8/10