Бессменный председатель Воркутинского территориального Совета ветеранов с 1970 до 1981 года, Николай Кузьмич Лошаков, был в Коми человеком заметным, хотя занимал скромную должность начальника участка на шахте. Лошакова считали любимцем местной прессы, он славился как передовик угольной промышленности, имел звания "Почетный шахтер СССР" и "Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР".
Кроме поста в ветеранской организации, занимался еще и профсоюзной работой, выдвигался в Воркутинский территориальный комитет профсоюза.
В общем, человек из тех, что полностью на виду.
Тем не менее в 1998 году, когда местные краеведы - энтузиасты решили написать о своем (уже покойном к тому времени) земляке, они несказанно удивились. Обнаружилось, что Лошаков попал в Воркуту не по своей воле, а как заключенный. И при этом никто толком ничего не знал о его прошлой, военной жизни. Даже те, кто тесно общались с ветераном по работе и общественным нагрузкам.
Пришлось энтузиастам черпать сведения из старых газет, и их ждала удача! В 1959 году местная пресса, а затем и центральная, рассказывали о молодом летчике, который в 1943 году вернулся из немецкого плена на угнанном самолете. Речь шла о именно о Николае Кузьмиче Лошакове, ветеране войны и труда из Воркуты.
Однако статьи отличались друг от друга только яркими заголовками. А дальше, как по шаблону : рассказ о плене, затем об успешном побеге Лошакова на пару с другим военнопленным, на угнанном из-под носа фрицев самолете. Затем журналисты переходили к рассказу о жизни этих двух людей уже в 1959 году. Все прочее из рассказов выпадало.
Не нашлось объяснения и в подшивке газеты "Правда" за 1961 год. В одном из январских номеров помещена статья, посвященная Лошакову, и назвалась она солидно: "Партбилет № 08572332 // Герои наших дней".
В том же году на экраны страны вышел фильм "Чистое небо". Знатоки кино считают, что в основе сценария судьба Николая Лошакова.
Смысл фильма (уж извините за каламбур) незамысловат: Сталин умер, лед тронулся, небо очистилось, несправедливости закончились, и теперь все будет как нельзя лучше. При этом в повествование поместился трогательный сюжет, от которого и камень мог заплакать.
Любовь прелестной девушки и мужественного летчика, борьба со "сталинской системой", и особенно сказочный финал фильма, должны была сделать из картины жемчужину советского кинематографа на веки вечные, но...
Хрущевский заказ на антисталинскую пропаганду не сработал. Все мастерство режиссера, оператора и великолепных артистов, вся красота съемок смазалась попыткой топорного давления на сознание. В черное и белое люди не поверили, и не удивительно. Какие бы доклады на ХХ съезде не сочиняла верхушка КПСС, простые люди, бывшие фронтовики, по-прежнему уважали память Генералиссимуса. Более того, не приняли фильм и за рубежом, о чем впоследствии более всего горевал режиссер фильма Григорий Чухрай.
А вскоре исчез из политической жизни СССР Хрущев. "Линия партии" незаметно изменила направление. К теме возвращения героя из плена на самолете кинематограф не возвращался долгие десятилетия. Как ничего не писали на эту тему журналисты, вплоть до горбачевских времен. Зато начиная с конца восьмидесятых, журналисты наверстывали упущенное, и добавляли к истории с побегом множество диковинных деталей.
Но это будет позже. А тогда, в семидесятые, в Воркуте, об истории Лошакова постепенно забыли, сам же он никому о прошлом не рассказывал.
Когда часть архивов стала доступна, стало известно, что Лошаков и его спутник, Иван Денисюк, после побега из плена не только не вернулись в строй, как большинство бывших пленных, а еще и получили срок. Денисюк отправился в ИТЛ на 20 лет, Лошаков на 3 года. Так Николай Кузьмич и оказался в Воркуте.
Такие эпизоды, как побег из немецкого плена на самолете, во время Великой Отечественной произошли не менее десяти раз. Имена летчиков теперь известны. Кроме Лошакова, это Абашидзе, Мартимян, Девятаев, Карапетян, Козявин, Марченко, Москалец, Петров, Чкаусели. Самой известной стала история побега Михаила Девятаева и его девятерых спутников.
Почему же смельчакам не только не вручили награды, но и почти никому не удалось благополучно пройти фильтрацию СМЕРШ? Почему девять из десяти летчиков были осуждены за измену Родине?
Чтобы это понять, разберемся для начала с биографией Николая Лошакова. Это не так просто, как хотелось бы. Часть фактов можно узнать из документов, но история с побегом из плена основана исключительно на публикациях. Содержание статей путано и противоречиво, зато заголовки как на подбор, в стилистике "Чистого неба": "О судьбе летчика, бежавшего из немецкого лагеря и попавшего в советский".
Николай Лошаков родился в 1923 году. В 18 лет окончил аэроклуб, по линии ВЛКСМ продолжил обучение в Краснодарской Военно-авиационной школе пилотов. Школу окончил в конце мая 1942 года, в звании сержанта, и получил специальность "летчик-истребитель". С ноября 1942 года принимал участие в обороне Ленинграда, в составе 286-го истребительного авиаполка 13-й Воздушной армии. Затем, в звании младшего лейтенанта, несколько месяцев воевал в составе 14-го гвардейского истребительного полка.
27 мая 1943 года на самолете ЯК-1Б младший лейтенант Лошаков был сбит в воздушном бою в районе станции Мга. Сослуживцы видели, как падал самолет Лошакова, и его сочли погибшим. Однако летчик выбросился с парашютом, попал на вражескую территорию, и сдался в плен.
Лошаков пробыл в плену 76 дней - около двух с половиной месяцев, 11 недель. Этого времени хватило, чтобы летчик дал согласие на службу в немецкой авиации, и научился управлять новым для себя типом самолета.
Позже, на допросе в СМЕРШ, Лошаков объяснял: "... я все искал случая побега из плена на Родину. При допросах немцами мне было предложено вступить в создававшуюся 1 эскадрилью РОА. Посоветовавшись с товарищами, пленными летчиками ... я дал свое согласие на вступление, с той целью, чтобы бежать на Родину".
То есть немцы не случайно подпустили Лошакова к самолетам, а как новоиспеченного летчика. И потому его перевели на работу на полевой аэродром, в районе города Остров в Новгородской области.
Здесь Лошаков обзавелся новым другом, им стал 28-летний авиамеханик Иван Денисюк. Что известно о Денисюке? Немного. 1915 года рождения, уроженец Винницы. 14 августа 1942 года в составе команды механик авиационный старший сержант Денисюк убыл из запасного полка в распоряжение Московского горвоенкомата с характеристикой: "Не имеет достаточной авиаподготовки, недисциплинирован".
На этом следы его теряются, и появляются вновь в августе 1943-го. В одной из публикаций рассказ Лошакова о знакомстве с Денисюком передается так:
Однажды во время перерыва Лошаков сидел на обочине дороги, с тоской глядя на взлетающие самолеты, как вдруг кто-то положил ему руку на плечо. «Что, хлопец, хотел бы на одной из этих машин домой улететь?» - заговорил незнакомец с явно украинским акцентом. «А тебе разве не хочется?» - вопросом на вопрос ответил Лошаков.
Да куда же мне без летчика», - вздохнул украинец. Так Николай познакомился с Иваном Денисюком, своим будущим напарником по побегу.
В плену Денисюк находился в более привилегированном положении - немцы доверили ему подвозить бензин для заправки самолетов.
Такие встречи и осторожные разговоры происходили несколько раз... Однажды Иван упомянул, что у коменданта аэродрома есть маленький хороший самолет.
Итак, Денисюк, которому "никуда без летчика", нашел такого летчика. И 11 августа 1943 года Лошаков и Денисюк бегут на самолете "Шторх". В дальнейшем рассказ о процессе побега Лошаков неоднократно изменял, а журналисты добросовестно повторяли. Вот только один из вариантов:
Очутившись в кабине, впился глазами в приборную доску. А Иван уже выбивал колодки из - под шасси.
- Залезай ! - крикнул Лошаков и запустил - мотор.
Самолёт вздрогнул и побежал по лётному полю. Николай включил форсированный режим и взлетел...
У линии фронта немецкие зенитчики, уже оповещённые о случившемся, открыли ураганный огонь по самолёту. В 9 местах появились пробоины, а сзади уже виднелся посланный вдогонку истребитель. И тогда на наших батареях, словно угадав необычность ситуации, пропустив первый самолёт, открыли огонь по второму. Немец отстал.
Но до Тихвина, куда держал курс Лошаков, не дотянули. Пролетев более 400 километров бреющим полётом, самолёт закружил у деревни Бритино Новгородской области. Николай то включал, то выключал фары, но всюду внизу виднелись остроконечные верхушки леса. Наконец Лошаков увидел небольшое поле и только со второго захода посадил самолёт...
Эта захватывающая история - из публикации краснодарского журналиста, 1992 года. В статье масса подобных красочных подробностей, но ни слова о сотрудничестве Лошакова с немцами. Впрочем, как и в других публикациях.
Особенно фантазийной выглядит такая деталь: Лошаков вырвался из плена с партийным билетом в кармане:
... Председатель колхоза немедленно позвонил в штаб ближайшей войсковой части: мол, так и так, в деревне Бритино Мало-Вишерского района сделал посадку немецкий самолет. На нем прилетели из плена летчик Николай Кузьмич Лошаков и Иван Александрович Денисюк.
...председатель сообщил, что летчик предъявил ему партийный билет. «Загадочно, фантастично», - послышался ответ на другом конце провода, - немедленно выезжаем...»
Несмотря на разные детали, в каждой статье финал одинаково обличает "чудовищный сталинский режим":
... Вместо того, чтобы высоко отметить верность присяге, его сослали на одну из шахт в Воркуту...
В реальной жизни Лошакова (как и Денисюка) "сослали на одну из шахт Воркуты" после длительных проверочных мероприятий контрразведки СМЕРШ, и следствия. В декабре 1943 года Особое совещание при НКВД СССР признало Лошакова и Денисюка виновными по ст.58-1б УК РСФСР.
Какие подробности контрразведчики выяснили о Денисюке, можно только догадываться. Он получил 20 лет за измену Родине во время пребывания в плену. Лошакову, по той же статье 58-1б УК РСФСР, присудили 3 года ИТЛ - как оказавшему помощь изменнику.
Николай Лошаков вышел на свободу по амнистии, в 1945 году, в 1959 добился реабилитации. А после статьи о летчике в "Правде", Главнокомандующий ВВС СССР, Главный маршал авиации Вершинин объявил бывшему летчику благодарность и наградил ценным подарком - охотничьим ружьем: "...за стойкость и мужество, проявленные при нахождении в плену и побег из плена на вражеском самолёте".
Иван Денисюк интересовал прессу меньше, точнее, никак не интересовал, и достоверно о его дальнейшей судьбе ничего не известно. Все подробности того дела по-прежнему скрыты где-то глубоко в архивах.
Но мы, чтобы сделать какие-то выводы, можем ориентироваться на другие факты и цифры.
По официальным данным, 939,7 тысяч человек были вторично призваны в ряды Красной Армии на освобожденной от врага территории. Почти миллион! И это вполне понятно, Красной армии нужны были бойцы. А вот Лошакова и других летчиков, покинувших плен на вражеских самолетах, в строй не вернули. Значит, на то была веская причина. Независимо от того, что сочиняли сценаристы "Чистого неба".
Как уже упоминалось, за три неполных года (1943, 1944, 1945) из немецкого плена, сбежали 10 летчиков, плюс их "пассажиры". Получается странная статистика. Не менее трех побегов в год, то есть один побег каждые четыре месяца. С хорошо охраняемой территории, и каждый раз удачно. Не помогала поймать или уничтожить беглецов ни погоня из истребителей, ни ПВО...
Зададимся вопросом - а такое, в принципе, возможно? Получить ответ нам помогут военные историки. Они утверждают, что немецкий плен был сродни геноциду. Более 57 процентов советских военнопленных не выжило. Такие данные приводятся по немецким лагерям для пленных и концлагерям, без учета плена румынского, венгерского, финского, где к советским пленным относились еще хуже.
По оценкам историков, из плена удалось убежать до 70 тысяч советским пленным. Не такая уж большая цифра, на фоне уничтоженных при попытке к бегству.
Вот что пишет авторитетный историк Виктор Земсков:
Существует представление, что советские военнопленные вымирали в основном от голода, истощения, болезней и т.д...
Это совсем не так. По нашим расчетам и расходам, количество расстрелянных, повешенных и убитых при переходе к бегству в общем числе умерших советских военнопленных составляет около 1,5 млн. человек.
Более того, немцы казнили военнопленных за одно подозрение в подготовке побега.
В случае же удачного побега группы заключенных, лагерное начальство немедленно использовало это как предлог для массовых карательный акций. Примеров этому в документах множество.
Оказывается, побег из плена - вовсе не захватывающее приключение с партийным билетом в кармане...
Так чем же были эти десять побегов на самолетах?
Судя по всем известным фактам, немцы не просто по глупости позволяли пленным убегать. Это были целенаправленные акции разведки, по переброске своих агентов глубоко в тыл советских войск. Известно, что когда началось отступление гитлеровских войск на запад, немцы всеми способами стремились раскачать ситуацию в тыловых районах, даже подбирались к лагерям системы ГУЛАГ с тем, чтобы поднимать организованные бунты. В ход шли любые средства, в том числе вербовка агентов из военнопленных. Доставить особо ценного агента через линию фронта, под видом побега из плена - это дело техники. Остается только использовать летчика...
Однако СМЕРШ не зря заслужил признание, как лучшая военная контрразведка мира. СМЕРШ не допустил ни одного антисоветского выступления в тылу во время Великой Отечественной. Это факт. А разоблачение прибывших из плена завербованных немецких агентов было частью работы СМЕРШ. Это тоже факт.
Спросите, а как же Девятаев? В честности Девятаева сомневаться не приходится. Он бежал из плена, когда до Победы оставалось менее двух месяцев, и для немцев уже не оставалось никакой надежды на бунт в тылу советских войск.
И потому его, единственного из всех бежавших из плена летчиков, Хрущев образцово-показательно наградил Звездой Героя Советского Союза.