Найти в Дзене
Пушкинский музей

Один из двенадцати

Исследования последних лет показали, что картина «Святой Иаков Старший» принадлежит кисти Хусепе де Риберы — одного из самых блистательных испанских живописцев XVII века. Представленный на ней святой Иаков — один из 12 апостолов Христа, проповедовавший по преданию в Испании. Позже здесь были обретены его мощи, перенесенные впоследствии в собор города Сантьяго де Компостела. Святой, именуемый покровителем Испании, представлен с посохом путника и книгой, на которой отчетливо видна авторская подпись. На его плече – раковина морского гребешка, символ этого святого. Есть версия, что ими было покрыто его мертвое тело, найденное в прибитой к берегу ладье. Не исключено, что это изображение входило в так называемое apostolado — серию картин, изображавших Христа и его учеников, апостолов. Такие серии были распространены в творчестве испанских художников. В творчестве Риберы традиции испанской живописи органично соединились с влиянием идей и приемов гениального итальянца Караваджо. Рибера не толь

Исследования последних лет показали, что картина «Святой Иаков Старший» принадлежит кисти Хусепе де Риберы — одного из самых блистательных испанских живописцев XVII века. Представленный на ней святой Иаков — один из 12 апостолов Христа, проповедовавший по преданию в Испании. Позже здесь были обретены его мощи, перенесенные впоследствии в собор города Сантьяго де Компостела.

Святой, именуемый покровителем Испании, представлен с посохом путника и книгой, на которой отчетливо видна авторская подпись. На его плече – раковина морского гребешка, символ этого святого. Есть версия, что ими было покрыто его мертвое тело, найденное в прибитой к берегу ладье.

Не исключено, что это изображение входило в так называемое apostolado — серию картин, изображавших Христа и его учеников, апостолов. Такие серии были распространены в творчестве испанских художников.

В творчестве Риберы традиции испанской живописи органично соединились с влиянием идей и приемов гениального итальянца Караваджо. Рибера не только хорошо усваивает их, но и талантливо интерпретирует, придавая им национальную, испанскую окраску. О приемах Караваджо напоминают простонародный типаж, показ фигуры близко к зрителю на нейтральном фоне и знаменитые контрасты света и тени, придающие образам напряженное, драматическое звучание.

Его герой – человек большой нравственной силы и решимости, готовый пройти свой непростой и трагический путь до конца. Он сдержан, строг и благороден. Взгляд святого поражает своей живостью и силой мысли. Иаков словно призывает зрителя к диалогу. Под стать герою и живописное решение картины, в котором неброскую цветовую гамму оживляет страстно пламенеющий красный цвет плаща, словно воплощающий его внутреннее горение и драматическую судьбу.

Увидеть картину можно в Главном здании (Волхонка, 12) в зале №18 «Искусство Италии и Испании XVII-XVIII века».

#Пушкинскийэкспозиция