Найти в Дзене

Что такое крупная и мелкая моторика?

Малыш учится и развивается, исследуя окружающий мир. Вот как поощрять его движение и прогресс. Конечно, эти внутриутробные пинки и тычки локтями ощущаются очень сильно во время беременности, но только после того, как ваш малыш покинет утробу матери, он по-настоящему начнет развивать свою силу, подвижность и моторику. Младенцы учатся, исследуя окружающий мир: чем больше они двигаются, тем больше развиваются их когнитивные и социальные навыки. Но как новорожденные превращаются из беспомощных комочков в подвижных, резвящихся человечков и как вы можете способствовать их прогрессу и развитию? В основном все зависит от времени и практики. Вот что вам нужно знать о развитии крупной и мелкой моторики и о том, как вы можете поддерживать ребенка на каждом этапе его развития. Независимо от того, переворачивается ли ваш ребенок на другой бок или тянется за игрушкой, все, что он делает, включает в себя двигательные навыки или определенные движения, выполняемые для задачи. Навыки, которые ребенок на
Оглавление
Малыш учится и развивается, исследуя окружающий мир. Вот как поощрять его движение и прогресс.

Конечно, эти внутриутробные пинки и тычки локтями ощущаются очень сильно во время беременности, но только после того, как ваш малыш покинет утробу матери, он по-настоящему начнет развивать свою силу, подвижность и моторику. Младенцы учатся, исследуя окружающий мир: чем больше они двигаются, тем больше развиваются их когнитивные и социальные навыки. Но как новорожденные превращаются из беспомощных комочков в подвижных, резвящихся человечков и как вы можете способствовать их прогрессу и развитию? В основном все зависит от времени и практики. Вот что вам нужно знать о развитии крупной и мелкой моторики и о том, как вы можете поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

Image by v.ivash on Freepik
Image by v.ivash on Freepik

Что такое двигательные навыки?

Независимо от того, переворачивается ли ваш ребенок на другой бок или тянется за игрушкой, все, что он делает, включает в себя двигательные навыки или определенные движения, выполняемые для задачи. Навыки, которые ребенок начинает развивать в младенчестве, в конечном итоге позволяют ему сгибаться, скручиваться, подпрыгивать, скакать вприпрыжку, пинать, ловить, бросать, играть и самостоятельно есть - все это, конечно, в свое время.

Мелкая и крупная моторика

Двигательные навыки делятся на две основные категории: основные двигательные навыки и навыки мелкой моторики. Основные двигательные навыки задействуют самые крупные мышцы тела, в то время как мелкая моторика задействует мышцы меньшего размера и, зачастую, более совершенные, скоординированные движения.

Основные двигательные навыки включают в себя движения всего тела, такие как переворачивание, ходьба, лазание и прыжки. С другой стороны, мелкая моторика задействует более мелкие мышцы рук для таких действий, как складывание кубиков и сбор мелких предметов. Стабильность крупной моторики является предвестником развития мелкой моторики. Но и то, и другое необходимо для того, чтобы ребенок в дальнейшем мог действовать самостоятельно.

Что такое навыки крупной моторики?

Для овладения основными двигательными навыками требуется умение управлять крупными мышцами тела, такими как ноги, туловище и руки. Примеры навыков крупной моторики включают ползание, передвижение и, в конечном счете, ходьбу. Достаточно сказать, что дети, находящиеся в движении, обладают хорошими навыками крупной моторики.

Развитие крупной моторики в зависимости от возраста

Во время посещения поликлиники ваш педиатр поинтересуется этапами развития ребенка, рассчитывая, что навыки будут проявляться предсказуемым образом. Тем не менее, дети достигают определенных этапов развития в разное время, а не в определенном возрасте. Кто-то делает что-то быстрее, а кто-то отстает, но это не всегда происходит из-за задержки.

Все это означает, что ребенок, скорее всего, достигнет навыков крупной моторики примерно в указанном ниже возрасте. А если нет? Все этапы развития необходимо рассматривать в контексте медицинской и неврологической истории ребенка. Существует целый ряд норм.

Крупная моторика для 2-месячных детей

  1. Когда ребенок лежит на животике, поднимает головку на 45 градусов, двигает обеими ручками и обеими ножками, на короткое время раскрывая ладони.

Упражнения для развития основных двигательных навыков:

  • Когда ребенок проснулся, выкладывайте его на животик и положите игрушки перед ним на уровне глаз.

Крупная моторика для 4-месячных детей

  1. Устойчиво удерживает голову без поддержки, когда его держат на руках
  2. Поднимает голову на 90 градусов, когда лежит на животе
  3. Поднимается на локтях или предплечьях, когда она лежит на животе
  4. Переворачивается с живота на спину

Упражнения, способствующие развитию основных двигательных навыков:

  • Обеспечьте безопасные условия для игры (например, на игровом коврике, где игрушки будут находиться вне досягаемости); позвольте ребенку дотягиваться, пинать и исследовать окружающую обстановку
  • Положите ребенка на спину и держите красочную игрушку на уровне глаз, двигая ее взад-вперед

Крупная моторика для 6-месячных детей

  1. Переворачивается со спины на животик (и с животика на спину)
  2. Выпрямляет на руках с положения на животе
  3. Непродолжительно сидит без поддержки

Упражнения, способствующие развитию основных двигательных навыков:

  • Поощряйте переворачивание, кладя ребенка на животик или спину и размещая игрушки вне досягаемости
  • Предложите малышу рассмотреть игрушки, поддерживая его в сидячем положении
  • Держите ребенка вертикально обеими руками, чтобы он мог почувствовать положение стоя

Крупная моторика для 9-месячных детей

  1. Стоит с поддержкой
  2. Сидит без поддержки
  3. Возможно, ползает или покачивается на четвереньках

Упражнения, способствующие развитию крупной моторики:

  • Предоставьте безопасные возможности для времяпрепровождения на животе
  • Поддерживайте ребенка подушками в сидячем положении; кладите игрушки вне пределов досягаемости или на низкий столик, чтобы побудить его ползать или вставать, чтобы дотянуться до них
  • Избегайте ходунков, которые могут быть небезопасными и способствовать неправильной и потенциально опасной походке

Крупная моторика для годовалого ребенка

  1. Подтягивается, чтобы встать
  2. Ходит, держась за мебель, или самостоятельное проходит несколько шагов
  3. Ползает

Упражнения, способствующие развитию крупной моторики:

  • Положите игрушки на пол в недоступном для ребенка месте, чтобы побудить его ходить, ползать или перекатываться

Развитие крупной моторики у 15-месячных детей

  1. Ходит или самостоятельно делает шаги
  2. Пытается танцевать
  3. Наклоняется и встает на ноги

Упражнения, способствующие развитию крупной моторики:

  • Обеспечьте безопасность осмотра вашего дома, убрав острые и бьющиеся предметы из зоны досягаемости

Крупная моторика для 18-месячных детей

  1. Ходит без поддержки других людей и предметов
  2. Самостоятельно залезает на диван или стул и слезает с них

Занятия, способствующие развитию основных двигательных навыков:

  • Обеспечьте ребенка игрушками, которые он может безопасно толкать, например, кукольной коляской

Крупная моторика для детей от 2-х лет

  1. Ударяет по мячу ногой
  2. Поднимается по нескольким ступенькам с посторонней помощью или без нее

Упражнения, способствующие развитию основных двигательных навыков:

  • Позвольте ребенку поиграть с мячом, поощряя его пинать и катать мяч

Крупная моторика для 2,5-летних детей

  • Бегает
  • Поднимается по лестнице
  • Прыгает

Занятия, способствующие развитию основных двигательных навыков:

  • Приводите малыша в разные среды, например, игровую площадку, где есть предметы, по которым можно карабкаться, прыгать и ползать

Крупная моторика для 3-летних детей

  1. Бегает
  2. Пинает мяч
  3. Поднимается по лестнице или ходит по ней, переступая с ноги на ногу
  4. Балансирует на одной ноге

Упражнения, способствующие развитию крупной моторики:

  • Поиграйте с ребенком во дворе или в парке
  • Предоставьте игрушки для езды с педалями
Image by bristekjegor on Freepik
Image by bristekjegor on Freepik

Что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика включает в себя координацию мелких мышц рук, рта и ног. Большинство этапов развития в этом отделе включают в себя действия, которые можно выполнять руками и пальцами; некоторые примеры мелкой моторики включают в себя прием пищи ложкой или складывание кубиков.

Развитие мелкой моторики в зависимости от возраста

Помните, что это примерный возраст. Здоровые дети могут достигать разных этапов развития раньше или позже, и это не должно вызывать беспокойства. В целом, вы можете ожидать, что ребенок достигнет этих этапов примерно через месяц или два.

Развитие мелкой моторики у 2-месячных детей

  1. Разжимает и сжимает кулачки
  2. Кратковременно удерживает предметы
  3. Наблюдает за объектами

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Пойте песенки, описывающие действия и движения рук

Развитие мелкой моторики у 4-месячных детей

  1. Тянется за игрушками
  2. Перекладывает игрушки из одной руки в другую
  3. Следит за предметами головой и глазами
  4. Держит игрушку, когда вы вкладываете ее в руку ребенка
  5. Использует руки для раскачивания игрушек
  6. Подносит руки ко рту

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Вкладывайте предметы непосредственно в руку ребенка для изучения, а затем держите их вне досягаемости, чтобы малышу приходилось активизировать больше мышц для их захвата

Развитие мелкой моторики у 6-месячных детей

  1. Подносит предметы ко рту
  2. Перекладывает предметы из руки в руку
  3. Стучит предметами друг о друга
  4. Трясет погремушкой

Занятия, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Обеспечьте ребенка безопасными игрушками, которые он может держать в руке и встряхивать, издавая шум
  1. Перекладывает предметы из одной руки в другую
  2. Использует пальцы для “подгребания” пищи к себе
  3. Постукивает двумя предметами друг о друга
  4. Хватает большим и указательным пальцами

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Передайте игрушку ребенку, затем заберите ее обратно

Развитие мелкой моторики у годовалых детей

  1. Складывает предметы в контейнер
  2. Переворачивает страницы книги и указывает на картинки
  3. Самостоятельно ест руками
  4. Строит башни из кубиков
  5. Использует пинцетный захват (указательный и большой пальцы)

Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Предоставьте игрушки для складывания в стопку; приспособления для сортировки форм; игрушки, которые можно открывать и закрывать, например, коробку с крышкой, и множество других игрушек, которыми ребенок может манипулировать своими руками

Развитие мелкой моторики у 15-месячных детей

  1. Пьет из чашки без крышки с посторонней помощью
  2. Берет предметы большим и указательным пальцами
  3. Рисует каракули
  4. Складывает кубики в стопку

Упражнения для развития мелкой моторики:

  • Позвольте ребенку есть самостоятельно безопасную еду, которую можно брать пальцами
  • Читайте малышу книги, особенно с откидными картинками; разрешайте ему рассматривать картинки

Развитие мелкой моторики у 18-месячных детей

  • Строит башни
  • Учится рисовать
  • Пользуется посудой

Занятия, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Предоставьте ребенку деревянные кубики и игрушки для складывания в стопку

Развитие мелкой моторики у детей от 2-х лет

  1. Удерживает чашку одной рукой
  2. Ест пищу ложкой
  3. Рисует вертикальные и горизонтальные линии

Занятия, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Дайте ребенку цветные карандаши и бумагу, и пусть он создает шедевры
  • Предоставьте возможность самостоятельно питаться безопасными продуктами

Развитие мелкой моторики у детей от 3-х лет

  1. Нанизывает бусины
  2. Самостоятельно надевает одежду
  3. Использует вилку
  4. Поворачивает дверные ручки или отвинчивает крышки руками
  5. Рисует круг

Занятия, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Позвольте ребенку помогать во время еды. Поручите простую работу, например, мытье фруктов и овощей или перемешивание
  • Предоставьте бумагу, цветные карандаши и книжки-раскраски и поощряйте художественное самовыражение
Image by freepik
Image by freepik

Что делать, если вы подозреваете задержку моторики

Задержка моторики может быть связана с недоношенностью, генетикой или другим заболеванием. Другие причины включают отсутствие стимуляции или выкладывания на живот, что жизненно важно для развития шеи и силы мышц спины, необходимых для поднятия головы и переворачивания. Часто причина задержки неизвестна. Главное - выяснить, почему это происходит и провести скрининг для выявления задержек и обратиться в соответствующие службы, чтобы ребенок мог наверстать упущенное и максимально раскрыть свой потенциал.

Поскольку задержка развития общей и зрительной моторики может негативно сказаться на развитии мелкой моторики, важно выявить ее как можно раньше для принятия необходимых мер. Ваш педиатр проведет обследование ребенка во время посещения поликлиники. Проявите инициативу и спросите своего педиатра, какие навыки должен приобрести ваш ребенок перед следующим визитом к врачу, а затем наблюдайте за ним самостоятельно.

Помните, что этапы развития недоношенного ребенка, скорее всего, не будут соответствовать всем рекомендациям. Родители недоношенных детей должны помнить, что их ребенок отличается от доношенного ребенка того же возраста. Например, когда ребенку, родившемуся на сроке 30 недель, исполняется 4 месяца, следует ожидать достижения этапов развития только 2-месячного ребенка. Такие малыши должны наверстать упущенное к 2 годам, при условии, что у них нет неврологических травм или нарушений.

Если вы беспокоились о развитии ребенка, проконсультируйтесь со своим педиатром. Они могут направить вашего ребенка на комплексное обследование и лечение к врачу по вопросам развития и/или на программу, которая направлена на решение проблем развития для предотвращения дальнейших задержек.

Признаки задержки моторики

Этапы развития предназначены для того, чтобы родители и педиатры могли в общих чертах отслеживать прогресс с течением времени и отмечать периоды спада. При этом младенцы могут отставать примерно на 3 месяца. Помните, что это диапазон, а не абсолютный показатель. С мелкой моторикой может быть немного сложнее, поскольку она требует большей координации.

Пропущенные этапы более чем на несколько месяцев могут указывать на задержку и быть поводом для раннего вмешательства. Ниже приведены некоторые возможные признаки задержки развития моторики.

Задержка развития крупной моторики:

  • К 6 месяцам ребенок не может самостоятельно удерживать голову в сидячем положении с поддержкой
  • К 7 месяцам не может переворачиваться
  • К 9 месяцам не может самостоятельно сидеть
  • К 12 месяцам не может вставать на ноги
  • К 18 месяцам не может ходить
  • К 30 месяцам не может прыгать

Задержка развития мелкой моторики:

  • К 3 месяцам ребенок перестает следить за предметами
  • К 4 месяцам не подносит руки к средней линии (центру лица)
  • К 5 месяцам часто сжимает руки в кулаки
  • К 6 месяцам не дотягивается до предметов
  • К 10 месяцам не стучит предметами друг о друга

Все дети развиваются по своему собственному графику, поэтому старайтесь не напрягаться. Помните, что все, что вы делаете для общения с ребенком, можно считать инструментом развития. Совместные игры помогут малышу учиться и расти, а вам дадут возможность следить за его прогрессом.

Пожалуйста, обратите внимание: содержащиеся материалы и информация в данной статье не являются медицинскими советами или диагнозами, и не должны использоваться в качестве таковых. Вам всегда следует проконсультироваться с квалифицированным врачом или медицинским работником о ваших конкретных обстоятельствах.