9 февраля, к прискорбию, прервалась нить жизни любимца советских женщин.
Который считал, что из него мент как из коровы балерина. И тем не менее, снялся в фильме "Приступить к ликвидации" в роли полковника Данилова и создал своеобразный эталон человека из советских органов в погонах.
До столетнего юбилея он не дотянул всего ничего, а ведь к нему он шёл на всех порах, оставаясь деятельным и интересующимся жизнью до последних её дней.
Вчера в не особо морозный день, когда, однако, временами ледяной ветерок ощущался довольно сильно, в Первопрестольной проводили в последний путь звезду советского экрана Олега Стриженова.
В соответствии с настоятельным пожеланием замечательного актера на церемонию прощания с ним не допускали посторонних или тех, кто тем или иным образом мог омрачить светлую и добрую память покойного.
Между тем, представители Гильдии актеров кино поведали одному из изданий, что предоставление Дома кино для прощания общественности со Стриженовым отнюдь не исключалось.
Тем не менее, близким это показалось недопустимым.
Как и допуск людей с улицы в храм, где было решено напутствовать усопшего в царство небесное по-христиански.
Со слов сына дорогого Олега Александровича, представителя артистического и режиссерских цехов Александра Стриженова, от посмертного лежания на сцене его родитель категорически отказался, поэтому в отсутствии организации гражданской панихиды в каком ни то учреждении культуры не было ничего удивительного.
Между тем, для отпевания жемчужины фильмов "Юность Петра", "Звезда пленительного счастья", "Сорок первый" и "Неподсуден" был выбран храм Святителя Николая на Трех Горах.
Чье возведение завершилось в 1775-м. И где до начала 1990-х находился дом культуры для подрастающего поколения имени пламенного борца с кулачеством Павлика Морозова.
От культового сооружения рукой подать до статусного Ваганьково, а также недалеко расположен дом, в котором происходила часть действия картины Аллы Суриковой "Московские каникулы", и где жил герой Леонида Ярмольника. Замечу, что настоятелем храма является протоиерей Димитрий Рощин, но очень важный чин с точки зрения посмертной участи человеческой души совершал не он, а отец Владимир Волгин.
Кстати, про него известно, что до рукоположения он был кинооператором. Вероятно, и данное обстоятельство учли при выборе священнослужителя. Хотя по сведениям периодически нарушающей законы РФ Википедии, в клир данного дома Божия он не входит.
Вот еще что нужно отметить--арендовать всю церковь родственники актера посчитали нецелесообразным.
И кто хотел, всё же мог туда заглянуть. Тем не менее, до захожан доводили «неуместность теле и фотосъемки на отпевании» и нарушителей немедленно выпроваживали.
Словно торгующих, которых в своё время безжалостно выгнал из храма сам Христос.
Но, конечно, главными действующими лицами на отпевании помимо батюшки являлись близкие и друзья Олега Александровича.
Хотя еще при входе в культовое сооружение на глазах наследника артиста и его спутницы, очаровательной Екатериной Стриженовой, заметили слезы.
Супруги поведали журналистам о последних годах нахождения на этом свете отца и свёкра, акцентировав внимание на его ох какой долгой и плодотворной жизни и на том, что Господь дал возможность старавшемуся особо не грешить человеку стать свидетелем появления на свет не только внуков, но и правнуков.
Позвольте процитировать супругу Александра Стриженова, с которым её свела съемочная плрщадка картины Бориса Дурова "Лидер": «Зрители его любили. Он ушел, а все его роли с нами. Для нашей семьи он в первую очередь дедушка и любимый человек. Мало кому Бог дает возможность увидеть правнуков, но у него была такая возможность. Счастье, что он был в семье. Он в 95 лет говорил с каждой внучкой и спрашивал, что происходит».
Сам же сын слишком избалованного вниманием женщин артиста с весьма сложным, ершистым характером, одно время довольно зависимого от спиртного, чуть ранее поделился с работниками СМИ следующим:
«Ушел по-христиански <...> после продолжительной болезни, о которой мы не сообщали, поскольку это такая личная история. Мы семьей приехали отца навещать: обе дочери, жена, я — долго разговаривали и уехали. А он заснул, и его помощница сказала, что он проснулся, позвал: «Танечка, открой, пожалуйста, дверь». Она говорит: «Олег Александрович, дверь же в спальную открыта». Он: "Нет, открой входную… мама придет". Ну, вот пришла мама и забрала».
Со слов Александра, с отцом как с настоящим другом он мог поделиться самым сокровенным.
Причем Олег Александрович не занимался поучениями, а стремился заинтересовать наследника, пытался задействовать его внутренний импульс к познанию окружающего мира.
Также изданию MSK1.RU Стриженов-младший сообщил о весьма памятном воспоминании из детства и отрочества, связанном с родителем.
Когда где-то под Таллином, он перевернулся во время плавания на надувном матрасе.
Цитирую Александра: "Мне было года два. И свет уходил от меня по мере погружения, но было абсолютно спокойно, потому что я знал, что рядом папа. И отцовские руки вот так наклонились и вынули меня из Балтийского моря."
Между тем, жуткая весть о кончине родственника застала
Екатерину в нашей северной столице, которую тогда посетил в рамках гастрольного тура храм искусств, где женщина служит.
Так что артистке и телеведущей ничего не оставалось, как отпроситься на похороны с постановки «Женщины Есенина», где она мастерски воплощает на сцене образ простой крестьянки Татьяны Федоровны, матери поэта русской деревни.
Мало того, по поводу отмененного спектакля недовольных зрителей поспешили успокоить люди из администрации Михайловского храма искусств, предоставившего сцену мастерам драматической игры из Первопрестольной.
Была выражена надежда на то, что публика с пониманием отнесется к соучившемуся, ибо ушел из жизни действительно гениальнейший актер, которому близкие просто обязаны устроить достойные похороны.
Между тем, в церкви возле его гроба помимо сына и невестки, были замечены внучки покойного, Анастасия Грищенко и Александра Стриженова.
Зато никто не увидел вдову Олега Александровича, Лионеллу Стриженову.
Как пояснил любопытствующим Александр, 87-летняя женщина не смогла присутствовать на церемонии в силу старческой немощи, хотя ночью её в храм привозили, и она попрощалась с мужем, когда-то повенчанным с ней.
Между тем, когда песнопения священников и хора храма смолкли, раздались овации, но они длились секунд десять, не больше. Ну и правильно, ох как не желал этого Олег Александрович, ох как не желал.
Роскошный черный катафалк ожидал у церковных сцен довольно массивный и по виду весьма недешевый гроб с телом покойного.
Который несли шестеро крепких по виду молодых людей с траурными повязками на рукавах .
Возглавляла же процессию пара девушек в одинаковых строгих серых пальто и темных платках с черно-белым фотографическим портретом покойного в руках.
За ними один человек перемещал в пространстве искусно инкрустированный деревянный крест с именем Стриженова, а другой--довольно пышный овальный венок. С лентой в цветах триколора. И по всей видимости, это тот, который прислал Владимир Владимирович Путин.
Бросились в глаза облаченная в шубу Елена Малышева с букетом красных роз, в туфлях-шпильках и черных колготках и ощутимо утеплившпяся Лариса Лужина. Вроде бы, даже не воспользовавшаяся помадой.
Между тем, свой последний приют уроженец дальневосточного Благовещенска нашел на Троекуровском кладбище. Куда и прибыли все те, кому было дозволено сказать последнее прости-прощай звезде экрана.
Участок со скорбным пристанищем Олега Стриженова соседствует с могилами Нины Руслановой, Вадима Абдрашитова, Анастасии Заворотнюк.
Да и спортсмены Василий Кульков (оказывается, ушедший от рака пищевода), Федор Черенков и Владимир Шадрин покоятся с миром неподалеку.
Уже, оказавшись рядом с могилой свекра Екатерина Стриженова не преминула заметить, что за некоторое время до перехода в мир теней патриарх семейства поведал о своей гордости за неё.
Цитирую милую женщину: "Олег Александрович следил за всем, что мы делали. Недавно сказал мне--при свидетелях--что он гордится тем, что я делаю. Я впервые за сорок лет от него услышала эти слова. Он такую поднял планку для всех нас--и мы всё время старались соответствовать этой планке".
Между тем, по сообщению издания "Дни.ру" Стриженова не только отпевали, но и успели соборовать. А то того и исповедовали, и причастили. Причем для этого в клинику (ЦКБ), куда актер попал с ишемическим инсультом, был приглашён священнослужитель.
Но об его имени история умалчивает. Может, это был тот же батюшка, что отпевал Стриженова?
Как рассказал Александр, за полутора месяца нахождения в лечебном учреждении его родителю показали (во сне, что ль) все грехи, о которых он вполне мог забыть. Отец что ль об этом ему поведал?
Именно поэтому, Олега Александровича решили похоронить в "таком религиозном ключе".
Хотя на мой взгляд, если ты крещен по православному обычаю и живешь более-менее по-христиански, тебя автоматически должны провожать в последний путь отнюдь не на атеистический манер.
Не мешает заметить и то, что за полгода до смерти Олега Александровича отдала Богу в прямом значении этого выражения мама Александра, негогда бывшая актрисой Любовь Стриженова. Ушедшая в монастырь и ставшая там инокиней Иудифью.
В общем, на этом свете уже нет ни первой жены актера, Марианны Стриженовой, с которой его свела съемочная площадка ленты "Овод", ни дочери от этого брака, Натальи.
Сведенной в могилу проклятым зеленым змием.
Ни Любови Лифенцовой, матери Александра.
А Лионелла Скирда-Пырьева-Стриженова на глаза журналистам ох как давно не попадалась.
Ну хоть не страдает чем-нибудь особенно губительным для здоровья.
Да и вообще, в таком солидном возрасте не до выходов свет. В любом случае пожелаем женщине достойно выдержать обрушившееся на её голову горе.
И пусть она надеется, что новая встреча с любимым всё же произойдет...
А закончить хочется словами артиста Александра Галибина, который по поводу ухода Стриженова высказался в следующем ключе: "Это же эпоха. Человек-эпоха. Человек, наверное, последний из плеяды тех, которые понимали, что такое честь, достоинство, актерская профессия и как в этой профессии нужно себя уважать. Это человек, который оставил после себя и человеческий, и актерский след..."
Олег Александрович, покойтесь с миром.
Благодарю за внимание.