И вот наконец- то определено место Абхазии. Она в составе Грузии, все приняли советскую власть, границы расчерчены, вроде должно уже все наладиться и должен быть впереди просвет. Но началась Вторая Мировая Война! По своим масштабам и ожесточенности борьбы не имела себе равных в истории человечества. В ней участвовало 61 государство, более 80 процентов населения земного шара. Она унесла свыше 70 миллионов жизней, из них свыше 27 миллионов советских людей. На борьбу с врагом встали все народы Советского Союза. Внес свою лепту в эту священную борьбу и многонациональный абхазский народ. В годы войны из Абхазии было призвано в ряды Советской Армии и Военно-Морского флота 55500 человек. Они героически защищали советскую Родину в Брестской крепости, на Кавказе, на подступах к Москве, у стен Ленинграда и Сталинграда, под Севастополем, Новороссийском и Одессой, освобождали страны Европы. На фронтах войны погибли 17430 человек.
18 июня 1941 года, за четыре дня до начала германской агрессии против СССР, правительство Турции подписало с фашистской Германией договор о дружбе и ненападении. Кроме того, грубо нарушив Конвенцию, подписанную в Монтре, Турция беспрепятственно пропускала через проливы в Чёрное море германские и итальянские корабли.
Немцы уговаривают Иран войти в войну против СССР, а в случае отказа иранского правительства фашистские отряды должны были произвести государственный переворот.
23 августа 1941 года Закавказский военный округ был преобразован в Закавказский фронт. Его войска вошли в Иран, закрыв границу с Турцией. Это защитило Закавказье.
С первых дней войны Абхазия встала на военные рельсы. Начинается строительство оборонительных укреплений, бомбоубежищ, блиндажей и т.д.
В Абхазии были созданы истребительные батальоны. Общество Красного Креста и органы здравоохранения Абхазии начали подготовку медиков: санитарных инструкторов, дружинниц и медицинских сестер.
В ноябре 1941 года в поселке Бомбора в Гудауте приступили к строительству аэродрома. Здесь вскоре была дислоцирована специальная группа скоростных самолетов. В ее задачи входила борьба с воздушными разведчиками противника.
С мая 1942 года авиация противника систематически стала проводить разведывательные полёты над Абхазией и высадку диверсионных групп, преимущественно из числа русских эмигрантов или завербованных советских военнопленных.
Замысел немецко-фашистских войск относительно нанесения стратегического удара стал вырисовываться в конце июня 1942 года. С этого времени стали приниматься соответствующие меры по обороне участков Главного Кавказского хребта.
15 августа 1942 года немцы начали бомбить города Сухум, Ткуарчал и некоторые населённые пункты Гагрского, Очамчырского и Сухумского районов. В этот день был потоплен баркас «Рекорд», получила серьёзное повреждение баржа «Тендра», был потоплен пароход «Червона Украина» и повреждено госпитальное судно «Львов». Много было убитых и раненых от бомбы, упавшей в парке Сталина, на месте современного парка Боевой Славы.
1-я горнострелковая дивизия (ГСД) под командованием генерал-лейтенанта Ланца носила название «Эдельвейс» со стороны немцев. Это были отборные войска, состоявшие из альпинистов. Немалое число из них накануне Великой Отечественной войны под видом туристов побывали на скалах Главного Кавказского хребта. (Так, уже на захваченной немцами территории в дом жительницы Псху Александры Щепакиной зашел обер-лейтенант и подарил ей шоколадку со словами: «За ваше угощение вкусной картошкой в прошлом, когда мы бывали в вашем селе»).
В страницы истории битвы за Кавказ вписаны бои на высокогорных перевалах и вершинах Санчаро (2959,2), Чамашха (2052), Аллаштраху (2723), Цегеркер (2265), Адзапш (2497), Чмахара (2486), Клухор (2781,8), Марух (2700), Нахар (2885,1), Домбай Ульген (4046)
Ареной жестоких боев в Абхазии стали бои на Клухорском ( Клухорский перевал. Главным в планах противника являлось Клухорское направление, т.е. Военно-Сухумская дорога, известная еще в Средневековье под названием «абхазский путь» или «шелковый путь». Она проходила по западной части Большого Кавказа из Карачаево-Черкесской области. Перед немецкой 1-й горно-стрелковой дивизией стояла задача прорваться к черноморскому побережью, содействовать наступлению 17-й немецкой полевой армии под командованием генералполковника Руоффа вдоль абхазского побережья на Сухум и Батуми.), Марухском и Санчарском перевалах.
Необходимо отметить ещё один важный момент, осложнивший ведение боевых действий. В конце августа начались дожди, затем похолодало и выпал снег на перевалах. Советские войска были отправлены в горы в основном в летнем обмундировании. Дожди размыли дороги и тропы, сделали их почти непроходимыми. Реки вышли из берегов. В горах появились оползни. Для того чтобы отрапортовать Сталину об освобождении перевалов, Берия неоднократно посылал войска на верную смерть на Клухорском, Марухском и Санчарском направлениях. Такие атаки заканчивались только большими потерями личного состава.
Во второй половине октября на Клухорском направлении выпал большой снег и резко похолодало. Следует отметить, что такого обильного снегопада и резкого похолодания больше не наблюдалось. 19 октября командование дивизии приказало отвести от подножья перевалов Клухорского и Нахарского бойцов и командиров, находящихся там с начала боевых действий в связи с большим снегопадом и резким похолоданием. Для непосредственной обороны занимаемых рубежей оставили группы боевого охранения. В связи с большим снегопадом стало почти невозможно продвигаться и вести боевые действия. Глубина снежного покрова достигала до двух метров. 21 октября наблюдался отход противника группами по 10-15 чел. от Клухорского и Нахарского перевалов, минировались тропы. На перевалах Клухор и Нахар продолжал усиливаться буран и снегопад. В создавшихся условиях успешно могли действовать только отдельные отряды, специально снаряженные и обученные для действия через труднодоступные участки местности по тылам и коммуникациям противника. Командиру 815 СП было приказано организовать отряд численностью до 100 чел. Несмотря на отсутствие активных боевых действий на перевале, противник систематически обстреливал позиции советских войск, посылал разведку, что приводило часто к потере личного состава. Особенно было губительным для наших войск обмораживание солдат и снежные обвалы.
В обороне Клухорского направления большую роль сыграло население Абхазии, особенно при доставке грузов в горы и строительстве автодорог. Только 11 сентября 1942 г. было завершено строительство автодороги от Багадских скал до Ажары, и в тот день проехала первая автомашина в верховья Кодора. Была сформирована горно-вьючная транспортная рота. На Клухорском направлении истребительные батальоны из местного населения вели гарнизонную службу. Были прикреплены к воинских частям и подразделениям проводники из местного населения.
Благодаря героизму советских воинов и местному населению Абхазии наступление немецко-фашистских войск на перевалах было остановлено в январе 1943г. была создана оборона на всех перевалах. Оборонительные бои на Кавказе проходили в трудных условиях горной местности. Советские войска не имели опыта ведения боев в горах, их экипировка и вооружение не отвечали условиям обстановки, отсутствовали подготовленные в инженерном отношении оборонительные рубежи и устойчивая связь.
Победа в битве за Кавказ имела большое политическое и военно-стратегическое значение для СССР. Захват Кавказа и дальнейшее продвижение немцев в страны Ближнего и Среднего Востока было предотвращено; сохранили нефтедобывающие районы Грозного и Баку, а также базы Черноморского флота; прикрыли коммуникации, ведущие через Каспийское море в Иран и к Персидскому заливу. Неоценимую помощь советским войскам в горах оказывало население Абхазии. Во многих селах оперативно были организованы специальные отряды, которые перебрасывали регулярно в горы, в места боевых действий боеприпасы и продовольствие. Для доставки грузов было мобилизовано до 5 тысяч лошадей и ослов. Нередко в труднодоступные горные места приходилось доставлять груз на своих плечах. Многие жители горных сел – охотники и пастухи показали себя отличными проводниками и разведчиками. Население Абхазии оказывало помощь воинским частям в строительстве объектов, имеющих стратегическое значение: аэродромов, железных и шоссейных дорог, мостов и оборонительных сооружений. В период битвы за Кавказ были построены шоссейная дорога Сухум – Цебельда, железнодорожная трасса Сухум – Бзыбь, Гудаутский аэродром и многочисленные оборонительные сооружения. Только на строительство Гудаутского аэродрома в 1942 году ежедневно выходили рабочие и колхозники до 8 тысяч человек. Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Труженики тыла, несмотря на исключительные трудности, жертвы и лишения военного времени, обеспечили Красную Армию всем необходимым для победы. Массовый трудовой героизм проявило и население Абхазии. Замечательный пример работы в тяжелых условиях войны показали горняки Ткварчели, которые снабжали Черноморский флот и предприятия Закавказья топливом.
Город Ткуарчал был основан в 1942 году как индустриальный центр Абхазии путём объединения нескольких близлежащих посёлков — Акармары, Джантухи и Поляны. Город долгие годы считался одним из крупнейших центров добычи каменного угля. В годы Великой Отечественной войны ткварчальский уголь был единственным топливом для кораблей Черноморского флота. В строительстве Ткуарчала принимали участие пленные немецкие солдаты, в проектировке зданий участвовали немецкие архитекторы и инженеры. В годы войны в Абхазии 1992–1993 годов город оказался в блокаде, единственная связь с большой землёй была по воздуху, через авиасообщение. Но город выстоял благодаря находчивости и героизму тружеников и защитников. Ткуарчал смог принять и разместить тысячи беженцев. За эти заслуги городу было присвоено звание «Город-герой». В послевоенные годы война нанесла городу непоправимый урон — закрылись шахты, были разрушены заводы, ГРЭС. После военной блокады началась экономическая блокада Абхазии. С 1989 по 2014 год население Ткуарчала сократилось с 21 000 до 4 500 человек. Ныне город известен как «город-призрак».
Сейчас в город - признак осуществляются ДЖИП-ТУРЫ С ЭКСКУРСИЕЙ
БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФО, ЗДЕСЬ
https://vk.com/market/product/dzhip-tur-vostochnaya-abkhazia-sakarmara-223987689-11042820
По республике развернулось патриотическое движение за сбор средств на производство боевой техники. Трудящимися Абхазии были собраны значительные средства на строительство танковой колонны, эскадрильи боевых самолетов и торпедных катеров. Только на 20 февраля 1943 года трудящимися Абхазии было собрано из своих личных сбережений 31 млн. рублей. На территории Абхазии в период Великой Отечественной войны в разное время дислоцировалось 46 госпиталей. Население проявляло постоянную заботу о раненых бойцах. Многие предприятия и учреждения взяли шефство над госпиталями и их работниками. Экономика Абхазии была перестроена на военный лад. Большинство мужчин ушло на фронт.
В Абхазии развернулось движение женщин, стариков и подростков под лозунгом: «Заменить на производстве мужей, отцов и братьев, ушедших на фронт». Они шли работать на шахты. Так, в «Ткварчелугле» работало до 900 женщин. Такое же положение было и в сельском хозяйстве страны. Развернулось массовое движение по сбору средств на вооружение. Крупные суммы были собраны на строительство торпедного катера «Комсомолец Абхазии», танковой колонны «Колхозник Грузии», самолётов «Осовиахимовец Абхазии» и др.
17430 воевавших сыновей и дочерей Абхазии не вернулись домой. Среди которых Герой Советского Союза В. Харазия, лётчик-штурмовик К. Агрба, повторивший бессмертный подвиг Гастелло, защитник «Дома Павлова» А. Цугба, защитник Брестской крепости Х. Мхонджия.
Двадцать два воина из Абхазии стали Героями Советского Союза. Среди них дважды Герой Советского Союза В. Попков, Герои Советского Союза М. Кантария, Д. Тавадзе, Я. Кокоскерия, Я. Иоселиани, Р. Барциц, В. Габлия, Г. Дермановский, А. Чакрян и др.
Первая лётчица-абхазка М. Авидзба из женского авиаполка в качестве штурмана звена совершила 477 боевых вылетов и сбросила на врага 64 тыс. тонн бомбового груза. Были у нас генералы и полковники: Х. Харазия, К. Аршба, Л. Голандзия, Н. Симония, Г. Зантария и др.
О матери в Абхазии издревле слагали самые лучшие, самые задушевные песни. На заре своего существования создал народ один из прекрасных и величественных образов - образ Сатаней Гуаши, матери великих нартов. ( из Нартского Эпоса, который близок всем народам Кавказа ). Для абхаза коротенькое слово "АН" ( с абх. "МАТЬ") это еще и символ всего творящего, исток бессмертия. Это негаснущий очаг, тепло дома, родной земли...Восемь долек яблока-восемь сыновей и дочерей, восемь жизней, восемь судеб. Не все дети живы, не все сыновья вернулись с минувшей войны, но абхазские матери не плачут, когда погибают их сыновья. Плотно сомкнув обожженные от горя губы, старые матери, сухие и немощные, становятся вдруг сильными, как скалы, в окружении которых они росли, и, кажется, бросают вызов самой смерти.
В Великой Победе над фашизмом участвовали сыны и дочери Абхазии, в стране установлены памятники войнам, сложившим голову за отчизну. Каждый год 9 мая, несут цветы внуки и правнуки, помнят и чтят память дедов и бабушек участвовавших в кровопролитных боях.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ....
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.