Здравствуйте, уважаемые читатели! На связи Наталья Белова.
Благодарю вас за внимание к рубрике и как обычно жду обратную связь!
Предыдущая статья об оказании первой помощи получилa очень широкий отклик. И сегодня я постараюсь раскрыть тему по запросу из комментариев к предыдущей теме – как работать с всадниками, если они испытывают страх, особенно после падений.
Ваши комментарии и обратная связь очень важны. Не стесняйтесь задавать вопросы и писать дополнения или уточнения.
Основная цель моих статей — сформировать понимание о системном, разностороннем и компетентном обучении верховой езде, независимо от целей ученика. Рассказать, как устроен конный мир. Осветить вопросы, на которые у моих коллег в силу обстоятельств не хватает времени и возможностей.
Банально, очень мало конюшен оснащены учебными классами и почти никто не считает нужным давать специализированную информацию. И что еще хуже, мало кто просвещает учеников об основах жизнедеятельности лошадей и устройстве самой системы конного мира.
Занятие сводится к физическим упражнениям на лошади. Многие даже не учат собирать, водить и не акцентируют внимание на такие аспекты, как благополучие лошади.
Для вновь прибывших напомню — это цикл статей, которые выходят еженедельно о конном спорте и грамотном процессе обучения верховой езде.
Предыдущие 13 статей вы сможете найти в группе.
Кому будет интересно?
- Начинающим конникам
Вы сможете расширить кругозор и понять, как должно быть, когда это профессионально.
- Коллегам тренерам
Мы можем обмениваться опытом и помогать начинающим тренерам не пойти по стереотипному пути.
- Начинающим коневладельцам
Вы сможете увидеть тренера и берейтора не только как человека, который работает на поле, но и как наставника, который помогает вам грамотно решать все вопросы, связанные с вашей лошадью.
- Широкому кругу читателей, тем, у кого уже есть опыт и знания
Возможно, вы считаете, что у вас все организованно, но данная статья или комментарии к ней помогут вам о чем-то задуматься и изменить к лучшему.
Работа со страхами всадников
Начну с того, что эта статья не является методическим пособием или прямым руководством к действию. Я поделюсь своим опытом и расскажу о приемах, которые сработали на определенной группе всадников.
Сразу оговорюсь, работа со страхом очень индивидуальна, и то, что работает
с одним, совершенно не работает с другим. А бывает, что не работает ничего
и поможет всаднику только квалифицированный специалист. Я сейчас говорю про психолога.
За время своей практики и личного опыта, я классифицировала страхи
на несколько видов:
- боязнь отсутствия контроля над ситуацией
- боязнь неизвестного
- боязнь стереотипного поведения лошади
- боязнь падения и боли
- панический страх
Считается, что после падения обязательно нужно сесть на лошадь, чтобы страх был меньше. Из моей практики это работает через раз. Даже если человек
не травмировался и после падения посадка на лошадь возможна, отсутствие страха или его уменьшение это не гарантирует.
А также страх возникает у всадников, которые никогда не падали и даже
не были в сколько-нибудь пугающих ситуациях верхом на лошади или рядом
с ней.
Помимо вида страха, я делю страхи взрослых и детей. Дети чаще не боятся, пока не упадут и не ударятся, и потом они чаще боятся боли. А взрослые люди больше боятся недееспособного состояния после падения, так как имеют разные обязательства и зависимости.
Самый сложный в работе – панический страх. Все остальные страхи отражаются в мимике и действиях человека. Вы можете увидеть явное облегчение после преодоления страшного момента. С паникой все не так. Если во всех остальных видах страха человек отдает себе отчет в своих действия, то паника напрочь отключает взаимосвязь тела и головы.
Как я уже сказала выше, данная статья не является методическим пособием.
Я поделюсь приемами из личного и рабочего опыта на разных примерах.
Пример №1. Панический страх (моя работа со всадником)
Панический страх отличает то, что он возникает после конкретных ситуаций,
и лошади сами по себе являются катализаторами такого страха. То есть человек может начать испытывать панический страх в любой момент (находясь рядом
с лошадью, в момент посадки, в момент слишком резвого подъема в рысь
или галоп или даже просто на первых шагах). Ваша задача этот страх распознать и ни в коем случае не провоцировать человека на активные действия. Главное – вернуть человека в адекватное состояние.
Я сейчас расскажу, как мне удалось победить панический страх у одной из своих всадниц, и позже — как победила мой панический страх моя коллега.
Вводные. Девушка пошла в конный туристический поход, не имея опыта
с лошадьми. На горной дороге произошло что-то провоцирующее лошадь
на резкие движения, девушка не усидела и упала, повиснув на поводе над пропастью. Лошадь остановилась, поводья выдержали, девушку подняли. Поняв, что она испытывает панический страх, девушка решила записаться
на обучение верховой езде и победить свой страх. Физически девушка развита выше среднего, координация, гибкость и пластичность на высоте.
Порядок действий был для меня понятен, так как девушка сразу рассказала
о своей ситуации.
В работе с паническим страхом самое главное постепенность и действия человека осознано и по доброй воле. Если человек осознанно может только встать на тумбочку, а при попытке посадки на лошадь впадает в панику, значит слезть с тумбочки, снова залезть и попытаться сесть. Если у вас уйдет на это все занятие, значит так и надо! Лично я стараюсь прекратить всякую деятельность, если человек в панике.
На первом занятии мы смогли сесть на лошадь и пошагать в поводу. На шагу мы сделали несколько гимнастических упражнений. Делать их или нет — индивидуально в каждой ситуации. Ваша задача не научить человека, а сделать хоть что-то без страха.
Обычно я использую какое-то количество страховочных средств, чтобы человек чувствовал себя в безопасности. Во-первых, вожу в поводу, не отпуская на корду и не удаляясь от всадника. Во-вторых, надеваю на шею лошади ошейник типа кордео (можно сделать из шамбона или из чомбура) и даю возможность держаться. За ошейник держаться надежнее и правильнее с точки зрения баланса и равновесия, чем за седло.
Уже на втором занятии посадка в седло проходила с замиранием, но без паники.
Какие я использую обычно гимнастические упражнения:
- Вытянуть руки перед собой (если очень сильный страх, можно делать одной рукой, по очереди меняя руки, а второй позволять придерживаться). Пальчиками работать как в школе «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали». Затем вращение кистями. Затем локтями. Затем круговые движения всей рукой от плеча. Вращать по часовой стрелке, против часовой, одна рука в одну сторону, другая в другую.
- Повернуться и коснуться правой рукой левой части крупа лошади, левой рукой правой части крупа лошади.
- Наклоны вперед, как будто хотим дотянуться до ушей лошади. Во время исполнения упражнения придерживать ногу всадника, чтобы она
не «убегала» назад. - Упражнения с мячом. Подкидывать мяч в руках. Жонглировать мячом
из руки в руку.
Со всадницей на третьем занятии мы уже смогли перейти к работе с балансом
и равновесием в седле. Работа происходила по-прежнему на шагу. Только я уже удалялась от всадника на вытянутую корду и находилась в середине круга.
И несколько занятий мы потратили на следующие упражнения:
- Вначале мы всегда делали зарядку, как описано выше. Только всадник уже сам следил за своей координацией.
- Далее мы стояли на шагу в полевой посадке. После понимания, что всадник устойчиво стоит на стременах, я просила отпускаться то одной, то другой рукой, по готовности обеими руками сразу. Сначала я просила обе руки вытянуть перед собой, затем развести в стороны, затем сложить рука на руку как в школе за партой, затем сложить за спиной.
- Затем, держась за кордео, мы отрабатывали на шагу движения сели-встали, как на строевой рыси.
- Затем я просила пошагать без стремян. Затем отрабатывать движения как на строевой рыси без стремян. Затем со стременами без рук или отпускаясь одной рукой по очереди.
Не прошло и месяца, как мы перешли к рыси. Подъем в рысь был волнительным, но не паническим.
За лето мы освоили три аллюра, и перешли к обычному формату занятий
с самоездящими всадниками. Позже девушка сходила в аналогичный поход
в составе группы опытных всадников, и все прошло благополучно.
Несколько рекомендаций общего характера:
- Лошадь должна быть очень спокойной, уравновешенной и желательно все занятия одной и той же.
- Во время упражнений на шагу как на строевой рыси сели-встали считайте ритм раз-два-раз-два, меняйте ритм быстрее, медленнее, просите всадника самостоятельно громко вслух считать ритм.
- При подъемах и переходах можно тоже использовать счет. Раз-два-три подъем, раз-два-три переход.
- На самых первых занятиях, во время любых манипуляций, будь то посадка в седло или просто шаг в поводу без упражнений — просите всадника называть обычные явления в необычном виде.
Например, описать окружающую среду, используя не подходящие прилагательные – небо фиолетовое, солнце черное, трава оранжевая, забор в полоску, грунт зеленый и т. д. и т. п.
На самом деле это очень озадачивает мозг, потому что есть четкий стереотип, как должно быть, и чтобы подобрать прилагательное к существительному, нужно хорошо подумать, что отлично отвлекает человека и переключает с паники на нормальное сознание.
Для детей это сложная задача, они могу перестать выполнять упражнение совсем. В детских мультиках и фильмах земля вполне себе бывает фиолетовой, а небо радужным и ничего необычного для них в этом нет. Потому подбор необычного прилагательного к существительному может растянуться на часы. Детей я обычно прошу пересказывать любимый мультик или сказку. Сколько раз я слышала пересказ мультика «Три кота», вы даже не представляете. ))))
Пример №2. Панический страх (работа коллеги со мной)
Вводные. В прошлой статье я рассказывала, как перелетела через лошадь над барьером, и лошадь с барьера приземлилась на меня. Полученные травмы
не позволили сесть на лошадь, я вернулась к занятиям спустя где-то два месяца.
Я была уже опытным всадником. Первый раз после возвращения мне дали ту же лошадь. Я так вцепилась в нее в повороте, что лошадь упала вместе со мной.
На этом моменте я сменила клуб. Мне очень хотелось продолжать заниматься, но обстановка, лошади и воспоминания не давали. Особенно раздражали сопутствующие реплики от мимо проходящего тренера «Ну чего бздишь, не бзди!».
Как ни странно в новом клубе никакой паники не было. Пока! Пока я не увидела жерди. Даже лежащие на грунте жерди вызывали у меня приступ паники.
Я не могла их даже на шагу пересечь.
Моя подруга, занимающаяся троеборьем, попыталась мне помочь. На меня водрузили помимо шлема защитный жилет, поставили в середине плаца три жерди и попросили пройти их на рыси. Я зажалась так, что лошадь упала на передние ноги прямо на жерди.
Мне очень хотелось победить свой страх, и самое печальное, что в работе были лошади, с которыми жердевая работа была обязательной.
Я пришла в конно-спортивный манеж местного СДЮШОР и попросила конкретного тренера позаниматься со мной несколько занятий, объяснив ситуацию. Тренер отнеслась с пониманием, тем более она видела меня на разных спортивных мероприятиях и понимала, что я опытный всадник и у меня реально проблема, без решения которой дальше работать невозможно.
Все решилось на одной тренировке. Мне дали спокойную ритмичную лошадь.
Я ездила на нем исключительно по кругу через одну жердь, лежащую на земле. Тренер со мной просто разговаривала, и в какой-то момент я поняла, что не замечаю эту жердь. Потом я стала раз в неделю посещать прыжковые тренировки. И больше эта паника ко мне не возвращалась.
Среди моих коллег часто встречается мнение: «если боишься, нечего вообще садиться на лошадь», «надо ехать на любой лошади». Отчасти я поддерживаю это мнение. Но только на пробном занятии.
Был случай. Пришла женщина. Как только онa села, и лошадь сделала шаг, женщина закричала: «Снимите меня отсюда». Таких всадников я никогда
не уговариваю продолжать. Если человек сам не готов работать над собой
и признавать свой страх, то тренер вряд ли чем-то сможет помочь. Было много таких детей, которые боялись и плакали от самого факта приближения к лошади. Значит это не для них.
А вот всадники, которые бледнеют, замирают, но из раза в раз приходят и стараются — достойны уважения и тренерского труда. Уже давно отметила, робкие всадники в дальнейшем обладают более красивой и эффективной посадкой, нежели всадники посмелее.
Пример №3
Боязнь стереотипного поведения лошади
Боязнь падения и боли
Тaких ситуаций масса и все они одинаковые. Сaмое распространённое — лошадь разнесла, и всадник упал.
Чаще всего замена лошади хотя бы на одно или несколько занятий решает проблему. Тренировка строится как обычно, и каких-то особых методов я не применяю.
А вот если лошадь частная и вариантов нет или клуб не может предоставить другую лошадь, тогда я действую по тому же сценарию, что и с паникой, только наоборот подбадриваю и, я бы даже сказала, подталкиваю всадника. Если человек побаивается, но действия свои осознает, то в моей практике чаще всего работает: не давать лелеять свои страхи.
Пример №4
Боязнь отсутствия контроля над ситуацией
Боязнь неизвестного
Почему я выделяю эти страхи в отдельную категорию?
Панический страх или страх после конкретных ситуаций имеет прямое отношение к лошади, и известны причины его возникновения. Чаще всего, когда эти виды страха удается победить, страх больше не возвращается, либо всадник способен справиться сам. А вот боязнь отсутствия контроля над ситуацией или боязнь неизвестного — это страх по жизни. Он проявляется
не только во взаимоотношениях с лошадью.
Случай 1. Всадник девочка 11 лет.
Занимается чуть больше полугода. Физическое развитие выше среднего. Гибкая, пластичная, с чувством ритма. Когда все спокойно, она отлично сидит. Но стоит произойти малейшей мелочи (лошадь чуть активнее ответила на посыл, лошадь внезапно остановилась, лошадь резко отвернула от страшного угла, потому что там что-то колыхнулось или возник пугающий лошадь звук и т. д. и т. п.), девочка замирает. Когда лошадь не контролируется, она хватается за все, что можно и нельзя и просто ждет, когда бесконтрольная ситуация якобы закончится. На самом деле окончанием бесконтрольной ситуации всадница считает переход лошади в шаг.
Случай 2. Две взрослые начинающие всадницы. Медик и юрист.
Цена ошибки в их жизни велика, и они привыкли все контролировать, просчитывать и обдумывать каждое свое действие. Система выработки рефлексов для них усложнена тем, что на подкорке заложено «сначала думать, потом делать». С этим не поспоришь. Многим как раз именно этого и не хватает. Но тут нам все объяснил великий классик Грибоедов «Горе от ума».
С умными всадниками лично мне работать проще и интереснее. Это похоже
на работу с молодой лошадью.
— Вы объясняете биомеханику движения лошади человеку и отмечаете, когда сработало, а когда нет. Рассуждаете вместе, почему лошадь не ответила или ответила не так.
— Сажaйте человекa без седла, позволив держаться за гурту, и просите закрыть глаза и описать свои ощущения. Тем самым вы показываете, что наши ощущения могут не совпадать с происходящим и чувство лошади слегка иррационально. Вам может казаться, что вы сидите прямо, а на самом деле ваши плечи чуть впереди или позади. И анализировать нужно не свои действия, а свои ощущения. Когда у таких всадников внутреннее ощущение совпадает с происходящим, они испытывают восторг и начинают доверять своему телу и позволяют ему наладить стереотипы движения.
— Добавляйте в свою работу больше упражнений на сокращение-расширение
и рассуждайте вместе, за счет каких воздействий всадник расширяет или сокращает лошадь.
— Рассказывайте чуть вперед, что мы будем делать. Для начальной работы над фигурами манежа можно заранее дать схему и выучить буквы. Даже если это два вольта и две перемены направления.
На самом деле, благодаря таким всадникам я пришла к осознанию важности теоретических занятий. И сейчас я приглашаю всех на теорию по ориентации в манеже еще на этапе езды на корде.
Всадников из этого примерa переделать или победить единожды мне
не удавалось ни разу. А вот сделать их эффективными, дав пищу для ума, удается всегда.
Девочка уже смело продвигает лошадь вперед в случае её неожиданных реакций и более того, научилась предугадывать. A взрослые всадницы работают очень хитрыми и насыщенными схемами.
К слову, папа девочки, глядя на наши занятия, сказал, что кажется, он мало давал дочери принимать собственные решения, надо это исправить, пока не поздно. Я считаю это своим педагогическим достижением и участием в судьбе человека. Возможно, она когда-нибудь бросит занятия верховой ездой, но психологический навык ей пригодится по жизни.
На этом я закончу. Надеюсь, статья была полезна для вас.
Не стесняйтесь задавать вопросы, уточнения или пожелания в комментариях.
Очень интересно послушать мнения и дополнения коллег и психологов. Надеюсь на обратную связь.
Давайте вместе делать конный мир цивилизованнее, безопаснее, благополучнее и создавать культурную среду там, где где онa еще слaбо рaзвитa.
До новых встреч!
Продолжение следует.