Вообще надеялась, что впечатления будут лучше. Но первые залы масштабной выставки Виктора Михайловича Васнецова к 175-летию художника, которая проходит сейчас в корпусе Бенуа Русского Музея, встречают посетителей теснотой и обидой темнотой.
Крайне сложно впечатляться грандиозными именитыми полотнами, когда нет возможности «большому видеться на расстояньи»: ни шагу назад ступить, не развернуться, ни толком насладиться искусством, ещё и три (!) экскурсии всё время на-ходили-сь прямо по ногам рядом в залах.
Мы же сразу предпочли аудиогид и свой темп.
Как говорится, найдите между эскизом и картиной 20 лет работы и 10 отличий! Особенно Алёша Попович преобразился с момента эскиза)
Несмотря на некоторые неудобства и очереди в кассы, посетить выставку всё равно стОит. Посмотреть около 120 работ, которые прибыли из самых разных коллекций, в т. ч. Третьяковской галереи, Дома-музея В. М. Васнецова, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В. Д. Поленова, Государственного музея истории религии и других музейных и частных собраний.
Как раз одни из самых знаменитых произведений — богатырских и сказочных, знакомых многим с детства, расположены в первых залах (зелёном и синем).
Художник показывает богатыря в момент раздумья перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».
Очень понравилась динамичная удалая картина «Скок».
Ну а мы поскакали поползли в «сказочный» зал, в котором размещены также легко узнаваемые произведения про «Царевну-Несмеяну», «Аленушку», «Царевну-Лягушку» и «Ивана-царевича на Сером Волке».
Сын сказал, что если бы понедельник был картиной, то это «Царевна-Несмеяна». Некоторые считают, что в этом произведении автор выражал свои противоречивые чувства перед Революцией.
Картину «Царевна-лягушка» (из Третьяковской галереи) — одну из лучших работ цикла «Поэма семи сказок» — петербургские зрители увидели впервые.
На самом деле, «Аленушка» не сказочная, а вполне себе реальная деревенская девушка. И отношения к братику-козлёночку не имеет ☺
В 1879–1881 годах художник много работал в имении Саввы Мамонтова Абрамцево и соседней Ахтырке. Именно там он и увидел свою Алёнушку – простоволосую крестьянскую девушку, поразившую его воображение. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!» – вспоминал Васнецов.
В тексте, восходящем к лубочному изданию XVIII века и изложенному Александром Афанасьевым, сказано: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича». Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать представления народа о красоте и счастье, Васнецов использовал в картине поэтические образы языческой Руси.
Источник: Третьяковская галерея
В основе сюжета лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям.
Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост — воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.
В русском народном творчестве — лубках, росписях деревянной домашней утвари, прялок, дверец шкафов — изображения Сирина и Алконоста были традиционным сюжетом.
В следующем зале посетителей встречает Иван Грозный, окруженный портретами, пейзажами и бытовыми сценками.
Ужель та самая Татьяна? Портрет племянницы Саввы Мамонтова.
Она же стала прообразом Елены Прекрасной, которую везёт Иван Царевич на сером волке о_ОА мне Татьяна напоминает современную актрису Ирину Горбачёву.
Портрет Елены Праховой, дочери историка искусства и художественного критика, профессора Адриана Прахова, Виктор Васнецов написал в 1894 году в Киеве, в период работы над украшением Владимирского собора.
Она же стала прообразом для Несмеяны, а ещё для Нестеровской «Святой Варвары» и Врубелевской «Царевны-лебедь» О_о
Следующий зал с религиозным творчеством, которое достойно отдельного поста, я пока пропущу. А за ним следуют снова два «синих зала» — про «Снегурочку» и «Ковер-самолет».
Одна из самых впечатляющих на выставке.
Картина была создана Виктором Васнецовым по мотивам одноименного домашнего спектакля Абрамцевского кружка по пьесе Александра Островского (1882). Затем в Русской частной опере Саввы Мамонтова был поставлен оперный спектакль «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова (1885). Обе постановки шли в оформлении Васнецова.
Заключительный зал. И сказочный «Ковёр-самолёт».
Задумав картину в конце XIX века, Васнецов работал над ней в последние годы своей жизни. Картина посвящена теме торжества любви как наивысшего блага в жизни человека. Герои возносятся в небо, словно утратив земное притяжение.
Пережив тяжелые переломные годы Гражданской войны, Васнецов вслед за сказочными героями ищет в мотиве полета отражения идеи «возвращения из подземной глубины, “с того света”, на свет Божий <…> от тьмы к свету, от смерти к жизни и от беспросветной тоски к светлой радости»
Е. Н. Трубецкой.
Билеты без льгот и экскурсии — 600 руб. Лучше покупать заранее онлайн.
На месте — очереди. Например, в одну из февральских суббот в 15.00 на вход на улице стояло около 50 человек. Говорят, утром также. Внутрь к кассам пропускают «партиями», когда появляются билеты на следующий временной слот.
Выставка работает до 23 июня 2025 года.
#масюрекомендует