Найти в Дзене

Что нам понравилось на выставке Виктора Васнецова

Вообще надеялась, что впечатления будут лучше. Но первые залы масштабной выставки Виктора Михайловича Васнецова к 175-летию художника, которая проходит сейчас в корпусе Бенуа Русского Музея, встречают посетителей теснотой и обидой темнотой. Крайне сложно впечатляться грандиозными именитыми полотнами, когда нет возможности «большому видеться на расстояньи»: ни шагу назад ступить, не развернуться, ни толком насладиться искусством, ещё и три (!) экскурсии всё время на-ходили-сь прямо по ногам рядом в залах.
Мы же сразу предпочли аудиогид и свой темп. Как говорится, найдите между эскизом и картиной 20 лет работы и 10 отличий! Особенно Алёша Попович преобразился с момента эскиза) Несмотря на некоторые неудобства и очереди в кассы, посетить выставку всё равно стОит. Посмотреть около 120 работ, которые прибыли из самых разных коллекций, в т. ч. Третьяковской галереи, Дома-музея В. М. Васнецова, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Нижегородского художественного му

Вообще надеялась, что впечатления будут лучше. Но первые залы масштабной выставки Виктора Михайловича Васнецова к 175-летию художника, которая проходит сейчас в корпусе Бенуа Русского Музея, встречают посетителей теснотой и обидой темнотой.

«Богатыри», 1898 года
«Богатыри», 1898 года

Крайне сложно впечатляться грандиозными именитыми полотнами, когда нет возможности «большому видеться на расстояньи»: ни шагу назад ступить, не развернуться, ни толком насладиться искусством, ещё и три (!) экскурсии всё время на-ходили-сь прямо по ногам рядом в залах.
Мы же сразу предпочли аудиогид и свой темп.

Первый эскиз картины «Богатыри» хранится в доме-музее Поленова
Первый эскиз картины «Богатыри» хранится в доме-музее Поленова

Как говорится, найдите между эскизом и картиной 20 лет работы и 10 отличий! Особенно Алёша Попович преобразился с момента эскиза)

Несмотря на некоторые неудобства и очереди в кассы, посетить выставку всё равно стОит. Посмотреть около 120 работ, которые прибыли из самых разных коллекций, в т. ч. Третьяковской галереи, Дома-музея В. М. Васнецова, Вятского художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых, Нижегородского художественного музея, Музея-заповедника «Абрамцево», Музея-заповедника В. Д. Поленова, Государственного музея истории религии и других музейных и частных собраний.

Баян — одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве.
Баян — одно из последних значительных произведений художника, завершающее былинную тему в его творчестве.

Как раз одни из самых знаменитых произведений — богатырских и сказочных, знакомых многим с детства, расположены в первых залах (зелёном и синем).

В картине «Витязь на распутье» художник дает вольную интерпретацию былины «Три поездки Ильи Муромца».
В картине «Витязь на распутье» художник дает вольную интерпретацию былины «Три поездки Ильи Муромца».

Художник показывает богатыря в момент раздумья перед камнем с надписью: «как прямо ехать, живу не бывать, нет пути ни проезжему, ни прохожему, ни пролетному».

Богатырский скок, 1914
Богатырский скок, 1914

Очень понравилась динамичная удалая картина «Скок».

Ну а мы поскакали поползли в «сказочный» зал, в котором размещены также легко узнаваемые произведения про «Царевну-Несмеяну», «Аленушку», «Царевну-Лягушку» и «Ивана-царевича на Сером Волке».

Царевна-Несмеяна, 1916
Царевна-Несмеяна, 1916

Сын сказал, что если бы понедельник был картиной, то это «Царевна-Несмеяна». Некоторые считают, что в этом произведении автор выражал свои противоречивые чувства перед Революцией.

«Царевна-лягушка», 1918
«Царевна-лягушка», 1918

Картину «Царевна-лягушка» (из Третьяковской галереи) — одну из лучших работ цикла «Поэма семи сказок» — петербургские зрители увидели впервые.

«Аленушка», 1881
«Аленушка», 1881

На самом деле, «Аленушка» не сказочная, а вполне себе реальная деревенская девушка. И отношения к братику-козлёночку не имеет ☺

В 1879–1881 годах художник много работал в имении Саввы Мамонтова Абрамцево и соседней Ахтырке. Именно там он и увидел свою Алёнушку – простоволосую крестьянскую девушку, поразившую его воображение. «Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от нее!» – вспоминал Васнецов.

«Иван-царевич на Сером Волке», 1889
«Иван-царевич на Сером Волке», 1889

В тексте, восходящем к лубочному изданию XVIII века и изложенному Александром Афанасьевым, сказано: «Иван-царевич, сидя на сером волке вместе с прекрасною королевною Еленою, возлюбил ее сердцем, а она Ивана-царевича». Стремясь открыть зрителю красоту и возвышенность мира народной фантазии, передать представления народа о красоте и счастье, Васнецов использовал в картине поэтические образы языческой Руси.

Источник: Третьяковская галерея

«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896
«Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», 1896

В основе сюжета лежат образы, созданные средневековой народной фантазией, а более глубокие истоки восходят к восточной и греческой мифологиям.

Сирин и Алконост в византийских и русских средневековых легендах – райские птицы. Алконост — воплощение радости, Сирин воплощает печаль и горе.

В русском народном творчестве — лубках, росписях деревянной домашней утвари, прялок, дверец шкафов — изображения Сирина и Алконоста были традиционным сюжетом.

Иван Грозный, 1897
Иван Грозный, 1897

В следующем зале посетителей встречает Иван Грозный, окруженный портретами, пейзажами и бытовыми сценками.

Портрет Т. А. Мамонтовой, 1884
Портрет Т. А. Мамонтовой, 1884

Ужель та самая Татьяна? Портрет племянницы Саввы Мамонтова.
Она же стала прообразом Елены Прекрасной, которую везёт Иван Царевич на сером волке о_О
А мне Татьяна напоминает современную актрису Ирину Горбачёву.

Портрет Елены Праховой, 1894
Портрет Елены Праховой, 1894

Портрет Елены Праховой, дочери историка искусства и художественного критика, профессора Адриана Прахова, Виктор Васнецов написал в 1894 году в Киеве, в период работы над украшением Владимирского собора.

Она же стала прообразом для Несмеяны, а ещё для Нестеровской «Святой Варвары» и Врубелевской «Царевны-лебедь» О_о

Следующий зал с религиозным творчеством, которое достойно отдельного поста, я пока пропущу. А за ним следуют снова два «синих зала» про «Снегурочку» и «Ковер-самолет».

«Снегурочка», 1899
«Снегурочка», 1899

Одна из самых впечатляющих на выставке.

Картина была создана Виктором Васнецовым по мотивам одноименного домашнего спектакля Абрамцевского кружка по пьесе Александра Островского (1882). Затем в Русской частной опере Саввы Мамонтова был поставлен оперный спектакль «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова (1885). Обе постановки шли в оформлении Васнецова.

-15

Заключительный зал. И сказочный «Ковёр-самолёт».

Задумав картину в конце XIX века, Васнецов работал над ней в последние годы своей жизни. Картина посвящена теме торжества любви как наивысшего блага в жизни человека. Герои возносятся в небо, словно утратив земное притяжение.

Пережив тяжелые переломные годы Гражданской войны, Васнецов вслед за сказочными героями ищет в мотиве полета отражения идеи «возвращения из подземной глубины, “с того света”, на свет Божий <…> от тьмы к свету, от смерти к жизни и от беспросветной тоски к светлой радости»
Е. Н. Трубецкой.

«Ковёр-самолёт», 1880
«Ковёр-самолёт», 1880

Виктор Васнецов. К 175-летию со дня рождения - Корпус Бенуа - Русский музей

Билеты без льгот и экскурсии — 600 руб.  Лучше покупать заранее онлайн.

На месте — очереди. Например, в одну из февральских суббот в 15.00 на вход на улице стояло около 50 человек. Говорят, утром также. Внутрь к кассам пропускают «партиями», когда появляются билеты на следующий временной слот.

Выставка работает до 23 июня 2025 года.

#масюрекомендует