Найти в Дзене
Дмитрий Просуков

Оформление сценария фильма или сериала

В этой статье я расскажу об элементарных правилах оформления сценария фильма или сериала, которые необходимо знать всем, кто хочет заняться этим непростым, но очень увлекательным делом. 
Если вы оформите сценарий таким образом - у вас появятся необходимые (но к сожалению все же недостаточные) условия того, что этот сценарий будут читать профессионалы. Для начала приведу кусок сценария известной сцены из "Криминального Чтива" (Original title: Pulp Fiction) 1994 г.: Итак, рассмотрим элементы сценария: Далее следует описание сцены (то, что происходит в этой сцене). Если в этой сцене есть диалог (монолог или разговор трех или более лиц), то он будет состоять из следующих элементов: Надеюсь эти нехитрые правила помогут всем начинающим сценаристам  (и не только) начать писать свои собственные сценарии.
Жду Ваших вопросов и уточнений. Дмитрий Просуков @2025

В этой статье я расскажу об элементарных правилах оформления сценария фильма или сериала, которые необходимо знать всем, кто хочет заняться этим непростым, но очень увлекательным делом. 

Если вы оформите сценарий таким образом - у вас появятся необходимые (но к сожалению все же недостаточные) условия того, что этот сценарий будут читать профессионалы.

-2

Для начала приведу кусок сценария известной сцены из "Криминального Чтива" (Original title: Pulp Fiction) 1994 г.:

-3

Итак, рассмотрим элементы сценария:

  • ИНТ. ДОМ МАРСЕЛЛАСА УОЛЛЛЕСА – НОЧЬ это описание места действия сцены. Здесь мы узнаем, где и когда происходит сцена. Описание состоит из трех частей:
  • ИНТ. - описывает, внутри или снаружи происходит сцена.
    Может принимать только два значения - ИНТ. (интерьер), ЭКСТ. (экстерьер). Интерьер - внутри любого помещения (комната, дом, внутри здания и проч.). Экстерьер - на открытом пространстве (в поле, на улице, у дома, в лесу и проч.).
    Обозначения - НАТ (натура), ПАВ (павильон) - устарели и сейчас не используются.
  • ДОМ МАРСЕЛЛАСА УОЛЛЛЕСА - название объекта, в котором происходит действие сцены. Всегда пишется заглавными буквами. Должно иметь во всех сценах единое написание, т.е. в последующих сценах этот же объект не может называться - ДОМ М. УОЛЛЕСА или ДОМИК МАРСЕЛЛАСА УОЛЛЕСА или ДОМ, во избежание путаницы.
    В производственном документе, к этому объекту будет сформирован список всего, что здесь происходит - от реквизита, который будет только здесь, до актеров, которые будут тут появляться.
  • – НОЧЬ - это время в которое происходит действие. Всегда отделяется знаком "тире", чтобы оператор мог легко видеть важную для себя пометку - для съемки ночью ему требуется другое (гораздо большее количество) световое оборудование.
    Может принимать два значения - ДЕНЬ и - НОЧЬ.
    Конечно существуют еще УТРО и ВЕЧЕР, однако они употребляются крайне редко - и когда они заявлены в сценарии, знайте, что условия освещения, характерные для утра и вечера в реальности длятся около 15 мин (в южных широтах еще меньше) и поэтому сцены, снятые в этих условиях для производства невероятно сложны и должны оговариваться специально, т.к. снимать такую сцену по 15 мин в день не согласится никакой продюсер (кроме продюсеров сериала "
    Дисклэймер").

Далее следует описание сцены (то, что происходит в этой сцене).

  • Передняя дверь открывается, и Миа с Винсентом вплывают в дом; они двигаются так, как будто танцуют танго, и поют песню из предыдущей сцены. Дойдя до середины комнаты, они останавливаются и смеются, затем… некоторое время стоят и смотрят друг другу в глаза. Это действия и события, которые зритель увидит на экране. Лучше всего, если здесь будет описано только то, что делают герои. Особенность Тарантино, как сценариста, это то, что он никогда не дает описаний своих героев. Каждый, кто читает его сценарий, представляет героев по своему. Кроме того, будьте внимательны (это относится к литераторам) - действия можно писать только в настоящем времени!

Если в этой сцене есть диалог (монолог или разговор трех или более лиц), то он будет состоять из следующих элементов:

  • ВИНСЕНТ - имя персонажа. Всегда пишется по центру и всегда заглавными буквами. Актеры очень часто обводят имя своего персонажа и реплики, которые всегда идут за именем, чтобы сосредоточится только на своей роли.
  • Это было неловкое молчание? - это реплика персонажа. Все реплики выравниваются по левому краю, но с большим отступом, так чтобы они были расположены друг под другом, образуя свою собственную колонку форматирования - и это тоже сделано для актеров.
  • (пауза) - ремарка. Сценаристы любят использовать подобные уточнения, показывая как играть эту сцену. Многие наивные сценаристы пишут сюда ремарки типа - "камера наезжает", "персонаж задумывается" и проч. Режиссеры всегда выкидывают эти ремарки, так как то как будет снята или сыграна сцена - это собственно и есть режиссура, и все это станет ясно только на столе раскадровщика или прямо на съемочной площадке.

Надеюсь эти нехитрые правила помогут всем начинающим сценаристам  (и не только) начать писать свои собственные сценарии.
Жду Ваших вопросов и
уточнений.

Дмитрий Просуков @2025