Гулять по Замоскворечью можно без конца, и без конца ты будешь находить что-то новое, хотя район этот в целом не так уж велик. Его протяженность с севера на юг всего лишь три с небольшим километра.
Улица, о которой я планирую писать в ближайшее несколько дней, лежит в современном районе под названием Якиманка, но исторически все это...
...То самое Заречье
Местность, что начала формироваться буквально на полвека позднее, чем был заселен Боровицкий холм и основана сама Москва.
Да и никак у меня не получается мысленно разделить судьбу двух этих нынешних районов, уж слишком сильно между собой связаны их истории.
(Фрагменты Яндекс-карт с обозначением границ Якиманки и Замоскворечья как районов современной Москвы)
Частые разливы Москвы-реки, пожары и набеги ордынцев делали здешнюю жизнь непростой и довольно опасной. И пока в шестнадцатом веке Заречье не сделалось форпостом против нашествия врагов с юга, заселялось оно весьма неторопливо и неохотно.
Но шли века, и края эти стали поистине вотчиной московского купечества, землей особняков, усадеб и множества прекрасных храмов. И, пожалуй, Большая Полянка – одна из самых нарядных улиц Замоскворечья. А о своей любимой Пятницкой улице я уже рассказывал подробно и обстоятельно. При желании все заметки о ней можно найти в этой подборке:
На Большую Ордынку я еще вернусь, как и вернусь очень скоро в те несколько переулков, которые упоминал в недавних статьях. Но ближайшее время хочу посвятить Большой Полянке и ее шедеврам архитектуры.
Для этого в конце Ордынки мы круто повернем направо и начнем знакомство с этой замечательной улицей с самой настоящей резной шкатулки или табакерки, известной как…
…Доходный дом Николая Воробьева
Сегодня это здание совершенно заслуженно считается одним из красивейших в Замоскворечье.
Архитектором, что создал в 1905 году это великолепие в моем любимом стиле модерн, стал Леонид Васильевич Стеженский, выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, один из соавторов ансамбля Марфо-Мариинской обители, автор доходного дома братьев Павловых, о котором я писал летом, и множества других замечательных памятников московской архитектуры.
А с 1914 года – штатный архитектор Покровской общины сестер милосердия.
Заказчиком постройки нового доходника выступил торговец москательным товаром (иными словами – всяческой бытовой химией: красками, лаками, клеем и ядохимикатами против вредителей), купец первой гильдии Николай Сергеевич Воробьев.
Это был потомственный московский негоциант. Отец его, Сергей Петрович Воробьев, помимо торговых дел, являлся старостой домовой церкви при Московском коммерческом училище. А дядька Дмитрий Петрович – председателем Сиротского суда, что занимался попечительством в отношении сирот и вдов (а по уставу организации возглавлять ее был должен как раз купец первой гильдии), и членом Попечительского Общества о детях лиц, сосланных в Сибирь. Представьте себе, была в Царской России такая организация, что заботилась о судьбах детей арестантов. В противность этому, новая власть решила поступать иначе. Быстренько объявляла таковых детьми врага народа и без сожалений ущемляла в правах. Впрочем, это совершенно другая история.
Собственно, с кончиной отца и дядюшки наш герой стал и единоличным владельцем Торгового дома «Воробьевы Д. и С. Бр.» в Старом Гостином дворе, и этого земельного участка, на котором стояло несколько разнокалиберных построек, которые он снес для строительства доходного дома.
По всей видимости, с финансами у купца все было неплохо, раз он сумел выстроить такое великолепие. Дом хоть и невелик, всего два этажа с полуподвалом, но настолько ярок и столь искусно, торжественно и празднично украшен, что возникает чувство величественной постройки. Вдобавок домовладелец украсил фасад гербом со своими инициалами. Правда, герб не был нигде зарегистрирован и по сути являлся просто еще одним украшением, хоть и пафосным.
Дом архитектор оформил в духе древнерусского зодчества, создав этакий терем, с центральным эркером и фланкирующими ризалитами, все эти элементы оформив трехчастными окнами и затейливыми аттиками сверху. Фасад Леонид Стеженский облицевал глазурованной плиткой-кабанчиком в два цвета.
(15 фото)
В лучших традициях модерна зодчий не поскупился на лепные украшения. Некрупные, но приметные цветочные узоры, причудливые рисунки... И вот такие необычные грифоны? химеры? горгульи? С первого взгляда их даже не заметишь, не то чтобы опознать и классифицировать.
(3 фото)
И уж точно будет непросто определить, кем является вот этот малютка-мужичок.
Рассказывают, что интерьеры дома ничуть не уступали его внешнему виду, да это и неудивительно. И по сей день в доме сохранились историческая парадная лестница, лепные потолки и наборный паркет.
После революции дом национализировали, устроили в нем Клуб работников просвещения, а с 1943 года – Академию педагогических наук СССР.
(5 фото)
В 2005 году здание тщательно отреставрировали, вернув ему утраченную за многие непростые десятилетия былую красоту. Сегодня же в нем располагается Президиум Российской Академии образования.
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Буду рад вашим комментариям, лайкам и репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать развитие канала, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!