Болеслава Пруса я открыла случайно. Искала на полке Пруста, а нашла роман «Кукла». Не ожидала, что книга произведет такое впечатление. Размышления о жизни и о любви героев можно отнести и к нашему времени: ничего не изменилось, кроме декораций. Только такие личности, как Стас Вокульский, по-прежнему рождаются один на тысячу. Их называют чудаками, а они ощущают себя чужаками, особенно если их поиски заканчиваются ничем.
Вот как Стас говорит о себе.
«Если бы все эти люди были похожи на меня, весь мир выглядел бы как огромный сумасшедший дом. Между тем люди принимают жизнь такой, как она есть, стремятся к достижимым целям и счастливы. А к чему стремился я? Изобрести вечный двигатель и управляемые воздушные шары, потом занять положение, к которому не допускали меня собственные единомышленники и, наконец, добивался женщины, к которой мне чуть ли не запрещено было приближаться».
«Кто я такой? Я неудачник. Были у меня способности и энергия, но я ничего не совершил для цивилизации».
«Человек счастливее всего, когда вокруг видит то, что носит в себе самом».
Любовь Стаса к Изабелле придала ему воодушевление и силы. Чтобы быть ближе к аристократке, за год он сколотил состояние на военных поставках. А вернувшись, вошел в высшее общество, организовав Торговую компанию.
От одного рукопожатия Изабеллы у него мутилось в голове. А она ради каприза могла оскорбить его чувства.
«Когда мужчина смотрит на женщину, дьявол надевает на него розовые очки. Женщины любят тех, кто их не уважает».
«Для мужчины любимая женщина – алтарь. Но когда первый встречный приближается к этой святыне, как к стулу, а святыня в восторге от этого обращения, то начинаешь подозревать, что алтарь и на самом деле только стул».
Почему она приняла его предложение? Потому что ее отец разорился. Выбор был таков: выходить за старика-богача или унизиться до купца Вокульского. Из двух зол Изабелла выбирает меньшее.
«Он не просто любит ее, он преклоняется перед ней. Такой человек может быть несчастлив, но не смеет сносить унижения. Вокульский – чистокровный романтик, но не простит насмешек».
А она, мало того, что играла в любовь, так еще изменяла ему с кузеном.
«Ей должны наскучить развлечения, только тогда она будет способна на драматичную любовь».
Но без развлечений Изабелла не мыслила свою жизнь. «Красива, избалована, бездушна».
А Вокульского предупреждали:
«Когда разочарование наступит, не действуйте под влиянием первой вспышки, а переждите. Многое со стороны выглядит иным».
«Когда Стас сделал предложение и получил согласие, то испытал чувство размягченности и жалостливости, испытал потребность делать добро и совершал его. В честь любимой он хотел построить виллу и назвать ее «Изабелин». А ее излишнее кокетство Стас оправдывал: «Она как цветок или солнце, которые невольно одаряют счастьем всех и всех чаруют своей красотой».
А потом он подслушал разговор. Со своим кузеном Старским Изабелла разговаривала по-английски, не зная, что Вокульский выучил этот язык, чтобы не отставать от ее уровня образованности. А они обсуждали его: что немолод (сорок пять лет!), не изыскан, временами скучен, слишком сентиментален.
Еще Стас узнал, что Изабелла и Старский любовники, что были и другие…
С глаз спала пелена. Стас понял, что его возлюбленная была не божественной женщиной, а всего лишь КУКЛОЙ, которую занимали балы, наряды, концерты. КУКЛА, которой казалось, что весь мир существует для нее, а она, Изабелла, создана для развлечений. Что ее любовь – поддельный товар. А ее любовник – такой же паразит, как она.
Что было потом? Попытка самоубийства, слезы, апатия. А еще желание провалиться сквозь землю вместе со своим богатством. Но понемногу пробуждалось сознание вместе с тупой болью. Он листал иллюстрации, читал книги. Захватывающие сюжеты романов позволяли его растерзанной душе улетать с земли, блуждать по зачарованным странам.
Только через два месяца Стас вышел из дома, но на людей смотрел равнодушно. Вокульский продал магазин, вышел из Торгового общества и, размышляя, как быть дальше, вел переписку с друзьями.
На какое-то время он занялся лабораторными опытами. На периоды он забывал о своей любви, но она снова напоминала о себе. Стас задумывался о пустоте своей жизни, что впереди ничего, и за что бы он ни принялся, то впереди только тоска и одиночество. Потом у него появился план, для его выполнения не хватало энергии и охоты.
Помогло потрясение…
И после он захотел лишь одного, чтобы не сохранилось ни малейшего следа его знакомства с Изабеллой. Ему показалось, что он обрел самого себя и снова принадлежит себе. Постепенно в нем пробудилась воля, но вместе с ней и понимание, что любовь к Изабелле осталась, только прочно смешалась с презрением. И нельзя отделить одно от другого.
«Ад – чувствовать себя смешным и в то же время несчастным, ясно видеть свое унижение и понимать, что оно незаслуженно».
И наконец Вокульский уезжает. Понятно отвращение измученного человека ко всему, что напоминает ему прошлое. Дальше лишь слухи о его дальнейшей судьбе. Человек искал, человек не нашел, человек был сложен для этого мира.
Разочарование страшно для людей после сорока. И неважно в какой сфере работы или любви. Не остается надежд, душа пуста, реальность точна и бесцветна. И очень трудно примириться с тем, что осталось. Особенно если нет сил, да и дали бы, не взял. Точка или крест? Нолик или крестик? Все едино.
Проще надо быть… Проще… А если не получается?
«Удовлетворив потребность личного счастья, он легче бы примирился с окружающей средой. И употребил бы энергию в нужное русло. Но он неудачно попал. Если энергия не иссякла, то он окунется в какую-нибудь работу и начнет жить. Но если он исчерпал себя…»
«Долгая мука может довести человека до бешенства, но и это проходит».
«Марионетки! Все они куклы! Им кажется, что они делают что хотят, а они делаю то, что велит им пружина, такая же мертвая, как она».
А что же Изабелла?
«Она думала, что его любовь доходит до полного отречения от собственной личности. Но Белла его совсем не понимала. Она играла с тем, с кем играть нельзя. И оценила его слишком поздно».
Болеслав Прус – это псевдоним Александра Головацкого. Талантливый польский писатель точно описал жизнь той эпохи, нравы своей страны. Еще планирую почитать его романы «Фараон» и «Эмансипированные женщины».
Что касается польских писателей, мне посоветовали почитать Генрика Сенкевича.
А еще я подумала, что каждая самая маленькая страна богата своими талантами, обычаями, культурой. И как было бы хорошо, чтобы каждая нация делилась самым светлым и добрым друг с другом. Но, к сожалению, многие страны забывают про то духовное, что у них есть, выпячивая ненависть и злобу. Это я сейчас о настоящем…
Как говорится, начала о здравии…
#обзоркниги #книга