Найти в Дзене
InFocus

Эндрю Корыбко: Путин и Трамп договорились начать переговоры. Что дальше?

12 февраля 2025 года войдет в историю как день, когда прокси- война России и НАТО на Украине получила официальный шанс на завершение.

Министр обороны Пит Хегсет начал с заявления о том, что: Украина не вступит в НАТО; США не верят, что Украина сможет восстановить свои границы, существовавшие до 2014 года; США не будут размещать войска в зоне конфликта; США хотят, чтобы вместо этого европейцы взяли на себя некоторые миротворческие обязанности; но США не станет распространять гарантии по статье 5 на силы ЕС, размещенные там.

Контакт   состоялся… Что дальше?
Контакт состоялся… Что дальше?

.Затем последовал разговор Трампа с Путиным, который состоялся впервые с тех пор, как тот вернулся в Белый дом. Они договорились незамедлительно начать мирные переговоры, после чего Трамп позвонил Зеленскому, чтобы проинформировать его об этом и, вероятно, добиться от него уступок, что он, предположительно, обещал Путину. Трамп также предположил, что вскоре он встретится с Путиным в Саудовской Аравии и затем смогут в рамках мирного процесса посетить страны друг друга. Вот несколько кратких сведений о более широком контексте:

* 3 Января: “Дипломатия Созидательной Энергии может заложить основу для грандиозной Российско-Американской сделки”.

* 17 Января: “Преимущества демилитаризованного ‘Приднепровского’ Региона, контролируемого незападными миротворцами”.

* 3 Февраля: “Территориальные уступки могут предшествовать прекращению огня, что приведет к новым выборам на Украине”.

Анализ "Дипломатии созидательной энергии" содержит дюжину предложенных компромиссов для каждой из сторон, что могло бы помочь в продвижении переговоров. На самом деле, заявление о том, что США не распространяют гарантии по статье 5 на силы ЕС на Украине, теперь является политикой министра обороны Хегсета, так что, возможно, за ним последуют и другие. Кроме того, Трамп отметил, насколько непопулярным стал Зеленский, и это свидетельство того, что он планирует “поэтапную смену руководства” Украины посредством новых выборов. И это также было предложено.

Еще неизвестно, какие из других предложений вскоре могут стать политикой США. То же самое можно сказать и о тех предложениях, которые может реализовать Россия, например, согласиться на некоторые военные ограничения на своей стороне демилитаризованной зоны, которые, вероятно, будут введены к концу этого процесса. Ниже приведены пять основных вопросов, которые будут определять ход российско-американских мирных переговоров по Украине между их лидерами, дипломатами и теми из экспертов, кто может быть приглашен для участия в них в рамках дополнительных консультаций по второму направлению:

* Территориальные параметры

Самый неотложный вопрос, который необходимо решить, заключается в том, где пройдет новая российско-украинская граница. Заявление Хегсета о неспособности Украины восстановить границу, существовавшую до 2014 года, намекает на то, что Трамп может заставить Зеленского уйти, по крайней мере, из всего Донбасса, находящегося в центре территориального измерения конфликта, хотя не исключено, что его войска могут отступить до Запорожья. В настоящее время маловероятно, что Россия способна контролировать этот город и части новых регионов к западу от Днепра.

К тому же Трамп, возможно, не захочет принимать на себя удар, который последует за передачей России города с населением более 700 000 человек, жители которого не голосовали на референдуме в сентябре 2022 года. Вместо этого он мог бы предложить провести референдум под наблюдением ООН через некоторое время после прекращения боевых действий, чтобы разрешить этот аспект территориального спора, и одновременно позволить России продолжать официально претендовать на эти территории. Достаточно прагматичный подход, чтобы Путин согласился на это.

* Условия работы в демилитаризованной зоне и роль миротворцев

Следующим вопросом являются условия создания демилитаризованной зоны вдоль временной украинско-российской границы и роль миротворцев, возможно, размещенных там для наблюдения за ситуацией. Заявление Хегсета о том, что США не будут предоставлять гарантии по статье 5 силам ЕС может помешать им сыграть ключевую роль, которую Россия в любом случае должна была бы санкционировать резолюцией СБ ООН, считает постоянный представитель Василий Небензя, в противном случае, миротворцы станут законными целями.

Пит Брайан   Хегсет, министр обороны США, не   оправдывает надежд Киева на присутствие американских военных в зоне конфликта
Пит Брайан Хегсет, министр обороны США, не оправдывает надежд Киева на присутствие американских военных в зоне конфликта

Подавляющее большинство миротворцев ООН являются выходцами из незападных стран, поэтому в перспективе они могут быть развернуты по границе в соответствии с мандатом СБ ООН по предложению Небензи. Возможно, это приведет к полному исключению присутствия любых западных миротворцев. Условия пребывания подобных войск должны быть приемлемы как для России, так и для США, чтобы эта резолюция была принята, но пока не ясны их возможные полномочия.

* Демилитаризация и денацификация

Двумя главными целями России в ходе спецоперации являются демилитаризация и денацификация Украины, чего она изначально добивалась путем военного принуждения Киева к этому в соответствии с условиями, установленными в проекте мирного договора весной 22 года. Однако тогда этого достичь не удалось из-за позиции Великобритании и Польши. Нереалистично представить, что Трамп согласится на размещение Россией своих вооруженных сил на всей территории Украины для реализации своего требования. Подобная цель может быть достигнута лишь дипломатическими средствами и методами, предполагающими молчаливое согласие Киева.

Здесь мы укажем на возможную роль, какую миротворцы ООН могли бы выполнять в мониторинге и обеспечении соблюдения тех мер, которые в конечном итоге будут согласованы для проведения демилитаризации и денацификации Украины. Эти процессы могли бы принять форму проверки предполагаемых мест хранения нелегального оружия и всех трансграничных перевозок на Украине (в том числе в ее портах). При этом у миротворцев было бы право по мере необходимости вносить изменения в сообщения средств массовой информации и учебные программы. Наверное, это единственный способ гарантировать, что Украина останется демилитаризованной и денацифицированной после окончания конфликта.

* Смягчение санкций

Россия неоднократно требовала отмены всех западных санкций. На что можно выдвинуть аргумент, что «мастер заключения сделок» Трамп никогда бы не согласился на это сразу, предпочитая разработать план поэтапного ослабления санкционной политики в качестве награды за соблюдение Россией режима прекращения огня или заключения международного договора о мире. В анализе "Креативной энергетической дипломатии" предложено, чтобы на первых порах часть российского экспорта в ЕС могла бы возобновиться в качестве меры укрепления доверия.

Россия предпочла бы, конечно, немедленную отмену всех санкций. Однако ее политики реалисты и могут прийти к выводу: лучше принять поэтапный план, чем вообще ничего. Трампу тоже следовало бы проявить добрую волю и отменить санкции в отношении, например, экспорта российской нефти морским путем, поскольку это убедило бы Кремль в серьезности настроя президента США ослабить давление на Россию.

-3

* Новая архитектура безопасности

Россия планировала создать новую архитектуру европейской безопасности на основе взаимных соглашений с США и НАТО в декабре 2021 года в соответствии с запросами о гарантиях безопасности, которыми она поделилась с ними тогда, в декабре. Оглядываясь назад, стоит сказать, что это было сделано для дипломатического решения дилеммы в области безопасности, корни чего кроются в продолжающемся расширении НАТО на восток после окончания Старой холодной войны, и особенно в тайной экспансии Запада на Украину.

С тех пор изменилось так много, что всеобъемлющие переговоры по данному вопросу должны начаться сразу после того, какого бы соглашения они ни достигли по Украине. Среди новых, требующих обсуждения тем - наращивание военной мощи НАТО на востоке, членство Финляндии и Швеции в НАТО, размещение российских гиперзвуковых «Орешников» и ядерного оружия в Беларуси, будущее договора СНВ, срок действия которого истекает в следующем году, гонка космических вооружений и др. Таким образом, согласование новой архитектуры безопасности позволит стабилизировать ситуацию не только на европейском континенте.

Очевидно: предстоящий путь к миру будет очень трудным по причине многих деликатных вопросов, которые необходимо решить России и США. Но их лидеры показали, что у них есть воля к добросовестным переговорам. Ни одна из сторон, скорее всего, не достигнет своих максимальных целей, но дипломатия - это искусство возможного, поэтому переговорщики будут делать все возможное, чтобы достичь как можно большего с учетом многих обстоятельств.

Наилучший итоговый сценарий - справедливый и прочный мир, реально устраняющий коренные причины, заложенные в основе этого конфликта.