НАТО намерена милитаризировать Балтику под предлогом якобы исходящей от России угрозы. Директор первого европейского департамента МИД РФ Артем Студенников подчеркнул в интервью РИА Новости, что Москва не оставит эти опасные попытки без ответа.
– Сразу три северные страны – Дания, Финляндия и Швеция – подписали с США соглашения в сфере обороны. Как Россия планирует реагировать на возможное размещение американских военных на этих территориях? Будут ли это меры военно-технического реагирования?
– В последнее время на севере Европы и в регионе Балтийского моря США активно наращивают военное сотрудничество со своими сателлитами, к рядам которых примкнули Финляндия и Швеция, отказавшиеся от десятилетиями проводимой этими странами разумной и в полной мере отвечающей их интересам политики неприсоединения к военным блокам и союзам.
Мы неоднократно заявляли, что Россия не представляет каких-либо угроз для этих стран. Наоборот, наши усилия были направлены на выстраивание взаимовыгодного и взаимоуважительного диалога со всеми без исключения столицами североевропейских государств.
Теперь же, будучи членами НАТО, связав себя узами жесткой внутриблоковой дисциплины и утратив при этом львиную долю национального суверенитета, североевропейцы предоставляют свою территорию для военного освоения со стороны НАТО и, в первую очередь, США. Речь идет о десятках объектов военной инфраструктуры: автомобильные и железнодорожные транспортные коридоры, морские порты, аэродромы, космические стартовые площадки.
Вполне естественно, что подобное развитие враждебной военной активности в непосредственной близости от наших границ не может остаться без эффективных мер реагирования, в том числе военно-технического характера, со стороны России. Прерогатива предпринимать конкретные практические решения по данному вопросу принадлежит Минобороны России.
– Осенью 2023 года Россия решила прекратить действие соглашения о приграничном сотрудничестве с Финляндией. Есть ли предпосылки сейчас к заключению новой договоренности, и что она может включать? Готова ли Москва к контактам с Хельсинки по этой теме?
– Действительно, принимая во внимание откровенно конфронтационную линию Финляндии в отношении России, российской стороной было принято решение о прекращении действия российско-финляндского межправительственного соглашения о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой, подписанного в Хельсинки 13 апреля 2012 года.
Позиция нынешнего руководства Финляндии в отношении России характеризуется оголтелой, постоянно подогреваемой враждебностью. С подачи финских властей и подыгрывающих им СМИ этой страны в обществе укореняется бесхитростная, но очень опасная максима: Россия – главная угроза Финляндии, Европе, всему демократическому миру.
Официальный Хельсинки дисциплинированно встроился в безрассудную и утопичную линию коллективного Запада на нанесение России стратегического поражения, активно участвует в имплементации санкционного режима ЕС против нашей страны, вводит собственные национальные ограничения, такие как, например, закрытие под надуманным предлогом пунктов пропуска на российско-финляндской государственной границе, запрет гражданам нашей страны посещать Финляндию с туристическими целями, возведение заграждений вдоль границы и тому подобное.
В условиях превалирующих сегодня в Финляндии антироссийских настроений вряд ли резонно было бы думать, что можно вычленить какой-то элемент взаимодействия, например, приграничное сотрудничество и попробовать вновь наладить его в отрыве от общей неприглядной картины обрушенного по вине Хельсинки всего комплекса многопланового российско-финляндского взаимодействия.
Так что на данном этапе предпосылок для положительного развития на треке приграничного взаимодействия с Финляндией не просматривается.
– В последние месяцы произошло несколько инцидентов в Балтийском море, связанных с повреждением подводных кабелей. Западные страны говорят о "российском следе" в этой истории. НАТО начала операцию по патрулированию Балтийского моря. Как Россия планирует реагировать на усиление присутствия альянса в акватории?
– Инциденты, связанные с повреждением подводной инфраструктуры в различных морских акваториях, тем более если речь идет о районах с интенсивным судоходством, не являются чем-то экстраординарным. Как правило, они носят непреднамеренный характер и происходят вследствие плохих погодных условий или ошибок судовых экипажей.
Однако это подается и выглядит иначе, когда выполняется политический заказ по поиску виновных на фоне той атмосферы пещерной русофобии и истерии, объявшей сегодня весь коллективный Запад. "Злоумышленник" определяется не по результатам тщательного и непредвзятого расследования, но назначается исходя из доминирующей политической конъюнктуры. Именно таким сугубо политизированным подходом ряда стран объясняется и упомянутый вами "российский след" в аварийных обрывах энергокабелей на Балтике.
Тех, кто либо подозревает, либо прямо обвиняет Россию, не смущает отсутствие доказательств ее причастности к инцидентам. Для них важно другое – усиливать в своих гражданах русофобские настроения, оправдывая тем самым объективную деградацию их социально-экономического положения, нагнетание милитаризма и рост военных расходов.
При этом со временем авторам всех беспочвенных антироссийских инсинуаций приходится самим себя дезавуировать, когда проведенные расследования инцидентов подтверждают отсутствие какого-либо "российского следа".
Запуск же операции НАТО по охране подводной инфраструктуры "Балтийский часовой" рассматриваем в качестве очередного подтверждения истинных агрессивных намерений блока в североевропейском регионе, свидетельствующего о планах альянса дополнительно милитаризировать Балтийское море под мнимым предлогом исходящей от России угрозы.
В этой связи хотелось бы напомнить, что единственным действительно вопиющим случаем преднамеренного причинения ущерба крупнейшему объекту международной критической подводной инфраструктуры является подрыв трубопроводов "Северные потоки". Причем некоторые страны, подключившиеся к операции "Балтийский часовой", либо закрыли следствие по факту этих атак, либо продолжают свои нетранспарентные и, прямо скажем, безрезультатные расследования.
Всем должно быть предельно ясно: несмотря на претензии НАТО превратить Балтийское море в свое "внутреннее озеро", Российская Федерация обеспечит надежную защиту своих законных интересов в Балтийском регионе.