Спустя 50 лет после выхода на экраны фильм "Челюсти" остается вехой в истории кино и одновременно оказывает влияние на сохранение акул.
Фильм вызвал волну страха у зрителей, впервые посмотревших его в 1975 году. Поначалу нападения акул возглавляли список самых страшных и ужасающих событий, через которые можно было пройти.
Постепенно осознание и просвещение взяли верх, и главный хищник океана стал пользоваться более весомой репутацией.
Однако "Челюсти" - фильм, а не серф-брейк на Мауи - является одним из лучших примеров того, что может предложить Голливуд, когда речь идет о силе саспенса, повествования и длительном воздействии великого кинематографа.
Мы собрали все удивительные и порой странные факты о фильме, его съемочной группе и секретах производства для вашего удовольствия. Это окончательный сборник мелочей о "Челюстях", который стоит прочитать.
Производственные трудности и проблемы съемок
Стивен Спилберг не был первым режиссером "Челюстей". Первоначально был нанят Дик Ричардс, но его уволили, потому что он постоянно называл акулу китом.
Создатели планировали снять "Челюсти" за 58 дней, но в итоге ушло 159. Несмотря на то что действие фильма происходит в середине лета, съемки начались в начале мая 1974 года, чтобы избежать забастовки актеров, назначенной на 1 июля. Если присмотреться, на некоторых деревьях заднего плана до сих пор нет листьев.
Съемки в океане вызвали множество проблем, включая плохую погоду, поломку оборудования и даже случайное затопление лодки "Косатка", которая использовалась в фильме. Съемочная группа была настолько расстроена многочисленными проблемами во время съемок, что в шутку назвала фильм "Недостатки".
Хотите верьте, хотите нет, но изначально студия хотела обучить настоящую акулу для фильма. Сначала продюсеры Ричард Занук и Дэвид Браун думали, что они смогут обучить настоящую большую белую акулу выполнять простые трюки, а для остального использовать миниатюрные модели. От этой идеи быстро отказались.
Акулы постоянно выходили из строя, что приводило к длительным задержкам и дополнительным расходам. Из-за этого режиссер Стивен Спилберг использовал ранние тестовые показы и напряженность, чтобы решить, какие сцены с акулами вырезать, что сделало фильм еще страшнее.
Он был так расстроен тем, что механическая акула постоянно ломалась, что назвал ее "большой белой гадиной". Несколько актеров получили небольшие травмы во время съемок, в том числе Рой Шайдер, который повредил плечо во время одной из сцен.
Спилберг не был режиссером сцены взрыва акулы - он уже уехал в Лос-Анджелес до съемок финального кадра. Бюджет фильма начинался с 3,5 миллиона долларов, но из-за производственных проблем вырос примерно до 9 миллионов долларов.
Акула должна была стать сюрпризом в фильме, поэтому, когда фотографии Брюса появились в газетах, создатели решили максимально скрыть его до конца съемок. Первоначально фильм должен был выйти на Рождество 1974 года, но задержки в пост-продакшне, особенно с эффектами акулы, перенесли его на лето 1975 года.
Кастинг и съемочная группа
Лорейн Гэри, сыгравшая Эллен Броуди, стала первым актером, прошедшим кастинг в "Челюсти". На главные роли рассматривались многие актеры, в том числе Чарлтон Хестон на роль Броуди, но Спилберг предпочел менее известных актеров, чтобы сюжет оставался в центре внимания. Рой Шайдер получил роль шефа Броуди, подслушав, как Спилберг обсуждал проект на вечеринке, и попросил принять в нем участие. Ричард Дрейфусс сначала отказался от роли Хупера, но передумал, переживая, что его последний фильм может провалиться, оставив его без работы.
На его кастинг также повлиял режиссер "Звездных войн" Джордж Лукас, который работал с ним над фильмом "Американские граффити" и рекомендовал его на роль. На роль Квинта сначала прочили Стерлинга Хайдена и Ли Марвина, но в итоге на роль согласился Роберт Шоу, хотя поначалу он сомневался. По слухам, он сказал своему другу Гектору Элизондо: "Они хотят, чтобы я снялся в фильме об этой большой рыбе. Я не знаю, стоит мне это делать или нет". На съемочной площадке Шоу пользовался большим уважением, но был известен своим пьянством, что иногда приводило к проблемам.
Рой Шайдер описывал его как "идеального джентльмена, когда он был трезв", но говорил, что "ему достаточно было выпить одну рюмку, и тогда он превращался в конкурентоспособного сукина сына". У Шоу были особенно напряженные отношения с Ричардом Дрейфусом, он часто делал резкие замечания на публике. Однажды он сказал Дрейфусу, что тот может добиться успеха в Голливуде, только если "там найдется место для еще одного еврейского характерного мужчины, как Пол Муни". Их внеэкранные трения усиливали напряжение на экране, делая их выступления еще более реалистичными.
В какой-то момент Шоу предложил Дрейфусу за деньги забраться на 75-футовую мачту "Косатки" и прыгнуть в океан. Спилбергу пришлось вмешаться, сказав: "Мне все равно, сколько денег он тебе предложит, ты не прыгнешь с мачты, не в моем фильме". Спилберг сам чуть не отказался от постановки "Челюстей", опасаясь, что после фильма "Дуэль", где фигурировал грозный грузовик, он станет типичным режиссером фильмов о машинах. Тем не менее он взялся за проект и даже внес небольшой вклад в фильм помимо режиссуры.
Его голос можно услышать без аккредитации в роли береговой охраны Эмити-Пойнт, а также в роли радиста, разговаривающего с Квинтом со спасательной станции Эмити-Пойнт. Его собака, Элмер, даже появилась в фильме в качестве домашнего любимца Броуди. Редактор Верна Филдс сыграла решающую роль в создании фильма, получив от актеров и съемочной группы ласковое прозвище "Мать Резак" - не только за свои монтажные навыки, но и за домашние обеды, которые она готовила.
Несколько человек, связанных с "Челюстями", снялись в эпизодических ролях. Питер Бенчли, автор романа, сыграл небольшую роль репортера на пляже. Медицинского эксперта сыграл реально существовавший врач с Виноградника Марты Роберт Невин, который позже появился в комедии "Самолет! (Сценарист Карл Готлиб также появился в роли Гарри Медоуза, а Ли Фиерро, сыгравшая миссис Кинтнер, была учительницей драмы на Винограднике. Джонатан Филли, сыгравший Кэссиди (спутника Крисси), позже воссоединился со Спилбергом в качестве менеджера по производству в фильме "Война миров" (2005).
Несколько закулисных моментов укрепили легендарный статус фильма: двое мальчиков, которые разыграли поддельный акулий плавник, были братьями из реальной жизни. Режиссер Джон Лэндис, наиболее известный по фильму "Американский оборотень в Лондоне", помогал в постановке сцены с пристанью и праздничным жарким. В один из самых хаотичных моментов на съемках Рой Шайдер случайно вырубил художника-постановщика Джо Алвеса, когда наносил удар куском пенопласта, который использовался в качестве подставки для акулы во время финальной битвы.
Сцена ужина между Броуди и Хупером была неожиданно заправлена настоящим красным вином - реквизитор Билл Патротта в шутку заменил его обычным виноградным соком, а Шайдер и Дрейфус согласились с этим и напились на съемочной площадке на потеху Спилбергу. Между тем многие актеры во время съемок испытывали неподдельный страх, что добавляло достоверности их выступлениям. Финансовые и производственные трудности также были непростыми. Роберт Шоу, несмотря на то, что снялся в одном из самых успешных фильмов всех времен, заработал на "Челюстях" мало денег из-за проблем с налогообложением в США, Канаде и Ирландии.
Чтобы не платить больше, его отправляли в Канаду в его выходные дни. Даже с Джорджем Лукасом при посещении съемочной площадки случилось несчастье - по слухам, он застрял головой в механической акуле. "Челюсти" остаются вехой кинематографа не только благодаря захватывающему сюжету и новаторским спецэффектам, но и благодаря бесчисленным историям, конфликтам и товариществу, которые разворачивались за кулисами.
Адаптация романа к сценарию
Фильм "Челюсти" основан на романе Питера Бенчли 1974 года, который был вдохновлен реальными нападениями акул, произошедшими в Нью-Джерси в 1916 году. Продюсеры Дэвид Браун и Ричард Занук купили права на книгу Питера Бенчли "Челюсти" за 175 000 долларов еще до ее публикации. Первоначально предполагалось, что Квинт будет представлен смеющимся во время просмотра "Моби Дика" в кинотеатре. Персонаж Квинта, которого играет Роберт Шоу, был основан на реально существовавшем охотнике на акул по имени Фрэнк Мундус.
Роберт Шоу придумал лимерик Квинта о Мэри Ли, увидев его на надгробии в Англии. Знаменитая речь Квинта на корабле "Индианаполис" была написана Говардом Саклером, переписана Джоном Милиусом, а затем частично отредактирована и сымпровизирована Робертом Шоу. Шоу придумал строчку "Здесь лежит тело Мэри Ли", когда Спилберг сказал ему, чтобы поддразнить жену Броуди. Позже он сказал, что взял ее со старой ирландской могильной надписи.
Механическая акула (Брюс) и спецэффекты
Брюс, механическая акула из фильма "Челюсти", был назван в честь адвоката Стивена Спилберга, Брюса Рамера. В действительности существовало три версии Брюса, каждая из которых предназначалась для разных типов съемок. Дизайнер Джо Алвес создал оригинальный облик Брюса, используя высушенные образцы акул из музеев, и получил указание сделать его как можно больше. При длине 25 футов Брюс был намного больше, чем обычный самец большой белой акулы, который обычно вырастает до 16-18 футов.
На самом деле настоящая акула размером с Брюса весила бы около 4,9 тонны - гораздо больше, чем 3 тонны Квинта на экране. Механическая акула создавала множество технических проблем во время съемок. Поскольку Брюс был таким большим и тяжелым, его было трудно перемещать по океану, поэтому была построена специальная баржа, чтобы перевозить его в разные места съемок. Голова Брюса была разработана так, чтобы оставаться в "режиме атаки" с широко открытой пастью из-за нехватки времени и технологических ограничений, хотя настоящие акулы обычно держат пасть слегка открытой, чтобы помочь им дышать.
Его зубы были сделаны из эластомера - более твердые использовались для откусывания предметов, а более мягкие - для сцен с участием актеров, чтобы избежать травм. Для сцены смерти Квинта была специально сделана более мягкая версия, чтобы обеспечить безопасность Роберта Шоу и его дублера-каскадера. У Брюса был свой художник по спецэффектам Рой Арбогаст, который постоянно ремонтировал и обслуживал его, поскольку в суровых условиях съемок иногда обнаруживалась резина под его окрашенной поверхностью.
Кроме Брюса, в "Челюстях" были и другие впечатляющие спецэффекты и инновации: Спилберг впервые применил уникальную камеру "акула POV", чтобы снимать кадры с точки зрения акулы, что усиливало напряжение.
В фильме также использовались новаторские подводные съемки, которые впоследствии повлияли на многие фильмы. Некоторые кадры с настоящими акулами в фильме были сняты известными подводными кинематографистами Роном и Валери Тейлор, включая напряженную сцену нападения на клетку Хупера. "Челюсти" также были одним из первых фильмов, в котором использовалась камера Panavision Panaflex - новая технология, которая сделала съемки более гибкими.
Команда создателей приложила немало усилий для создания реалистичной обстановки: лодка Квинта "Косатка" на самом деле была рыбацким судном из Новой Шотландии под названием "Варлок". Команда спецэффектов преобразила ее, нарисовав на ней помет чаек, чтобы придать ей обветренный вид. Один из самых известных моментов, вызывающих страх, - сцена, когда голова Бена Гарднера выскакивает из лодки, - был добавлен позже и снят в бассейне на заднем дворе редактора Верны Филдс.
Несмотря на многочисленные трудности, "Челюсти" стали триумфом кинематографа. Спустя десятилетия наследие Брюса продолжает жить - одна из оригинальных форм механической акулы, найденная на калифорнийской свалке, была недавно восстановлена художником по спецэффектам Грегом Никотеро и теперь выставлена в Музее киноакадемии.
Музыка и звуковой дизайн
Музыка к фильму "Челюсти" была записана в марте 1975 года с оркестром из 73 человек. Когда композитор Джон Уильямс впервые сыграл на фортепиано знаменитую тему E-F-E-F "Челюстей", Спилберг подумал, что он шутит. Но это было не так. После взрыва акулы слышен слабый ревущий звук. Спилберг использовал этот же звуковой эффект из своего предыдущего фильма "Дуэль", где грузовик злодея падает с обрыва.
Музыка Джона Уильямса к фильму "Челюсти" - одна из самых известных в истории кино. В ночь победы он дирижировал оркестром на церемонии вручения премии "Оскар", поэтому ему пришлось отойти, чтобы принять свой "Оскар".
Места съемок и декорации
Вымышленный остров Эмити был снят на острове Марта-Винъярд. Местным жителям, выступавшим в качестве статистов, платили по 64 доллара за то, что они бегали по пляжу во время сцены нападения акулы. Название "Эмити" было выбрано потому, что оно означает дружба, символизируя раннее отрицание горожанами опасности, таящейся в воде.
В качестве места съемок был выбран остров Мартас-Винъярд с его мелководьем и живописными видами, что сделало его идеальным местом для острова Эмити. Модифицированная лодка Квинта, использованная в фильме в качестве "Косатки", изначально была лодкой для лобстеров из Новой Шотландии под названием "Варлок".
Знаковые сцены, линии и влияние на культуру
Несмотря на то что "Челюсти" - это фильм об акуле-убийце, сама акула появляется на экране всего на четыре минуты. Несмотря на это минимальное экранное время, механическая акула Брюс стала одним из самых культовых персонажей в истории кино, доказав, что иногда меньше показывать - эффективнее внушать страх. Захватывающий сюжет и мастерский темп фильма покорили зрителей, превратив "Челюсти" в кинематографический шедевр 50 лет спустя.
Во время напряженной сцены Рой Шайдер сымпровизировал ставшую легендарной фразу "Вам понадобится лодка побольше", которая стала одной из самых цитируемых в истории кино. Фильм "Челюсти" наполнен незабываемыми моментами, которые впоследствии упоминались и высмеивались в бесчисленных фильмах, телешоу и других СМИ, что еще больше укрепило его место в поп-культуре. Помимо своего влияния как триллера, "Челюсти" навсегда изменили Голливуд.
Фильм стал родоначальником модели летнего блокбастера, используя общенациональный релиз и агрессивную маркетинговую кампанию, включающую телевизионную рекламу - стратегии, которые сегодня являются стандартными для крупных фильмов. Успех фильма также привел к взрыву продаж, включая игрушки, футболки и даже настольную игру. Фильм породил три сиквела, хотя ни один из них не был так хорошо принят, как оригинал. Культурное влияние "Челюстей" было огромным.
По иронии судьбы, после выхода фильма некоторые люди стали бояться ходить на пляж: по некоторым данным, посещаемость пляжей упала из-за вновь обретенного страха перед нападением акул. По иронии судьбы, фильм также привел к росту охоты на акул, что впоследствии помогло привлечь внимание общественности к сохранению акул.
Питер Бенчли, автор романа "Челюсти", снявшийся в небольшом эпизоде в роли пляжного репортера, впоследствии стал сторонником сохранения акул, работая над изменением общественного мнения об этих непонятных существах. Виноградник Марта, где снимался фильм "Челюсти", после его выхода стал главной туристической достопримечательностью, и эта тенденция сохраняется до сих пор.
Несмотря на трудности производства, "Челюсти" получили восторженные отзывы, а кинокритик Роджер Эберт назвал его "безупречно сделанным триллером"."Его темы - страх перед неизвестным и непреодолимая сила природы - и сегодня находят отклик у зрителей. Влияние фильма распространяется даже на анимацию: белую акулу в фильме "В поисках Немо" (2003) назвали Брюсом в знак уважения к легендарной механической акуле из "Челюстей".
Кассовый успех, награды и признание
Изначально фильм "Челюсти" должен был выйти на экраны на Рождество 1974 г., но был отложен до 20 июня 1975 г. в США. В Великобритании же премьера фильма состоялась в праздничный сезон 26 декабря 1975 г. Летний релиз оказался новаторским решением, помог "Челюстям" добиться огромного кассового успеха и изменить подход Голливуда к созданию блокбастеров.
После выхода на экраны "Челюсти" стали первым фильмом, заработавшим 100 миллионов долларов всего за 38 дней, собрав около 67 миллионов зрителей только в США. В дальнейшем фильм собрал более 470 миллионов долларов по всему миру, став самым кассовым фильмом всех времен - до тех пор, пока "Звездные войны" не превзошли его в 1977 году.
Благодаря своей неизменной популярности фильм "Челюсти" неоднократно переиздавался в кинотеатрах, в том числе к 25-, 30- и 40-летнему юбилеям, знакомя новые поколения с классическим триллером. В 2012 году была выпущена цифровая ремастированная версия фильма, еще более улучшившая качество изображения и звука.
Фильм "Челюсти", получивший признание критиков, был номинирован на четыре премии "Оскар" и получил три: Однако фильм не был удостоен награды за лучшую картину, а Стивен Спилберг и Роберт Шоу не получили номинаций. Несмотря на это, влияние фильма на кинематограф было неоспоримым. В знак признания его культурного значения Библиотека Конгресса США в 2001 году выбрала фильм "Челюсти" для сохранения в Национальном реестре фильмов.
Мелочи, отсылки к поп-культуре и закулисные анекдоты
На культовом плакате "Челюстей", созданном художником Роджером Кастелем, изображена огромная акула, поднимающаяся навстречу ничего не подозревающему пловцу. Интересно, что, несмотря на то, что в "Челюстях" речь идет о большой белой акуле, акула на плакате - мако. Кастель, который также создал плакат в стиле "Унесенных ветром" к фильму "Империя наносит ответный удар" (1980), создал один из самых узнаваемых образов в истории кино.
Фильм полон забавных мелочей и скрытых деталей, которые продолжают радовать поклонников: номерной знак, извлеченный из желудка тигровой акулы (007 0 981), появляется в фильмах "Глубокое синее море" (1999) и "Ральф открывает интернет" (2018). Два мальчика, которые симулировали встречу с акулой с помощью картонного плавника, были братьями в реальной жизни, а один из них впоследствии стал начальником полиции на Винограднике Марты.
Между тем, дети, которых видели плескающимися в воде перед нападением Алекса Кинтнера, по слухам, были теми самыми детьми, которые известны тем, что рубили пикетные заборы в городе. За кулисами съемки "Челюстей" были не менее захватывающими, чем сам фильм. Режиссер Стивен Спилберг признался, что из-за съемок фильма ему до сих пор снятся кошмары об акулах.
Джордж Лукас, будущий режиссер "Звездных войн", однажды засунул свою голову внутрь механической акулы. Одна из акул "Челюстей" впоследствии стала популярным аттракционом в бэк-туре Universal Studios Hollywood, а оригинальная лодка Orca была печально заброшена и осталась гнить на территории студии. Спилберг сохранил для себя памятный фрагмент фильма - фальшивую отрубленную голову из печально известного прыжкового испуга Бена Гарднера.
Даже спустя десятилетия после выхода фильма "Челюсти" остаются любимой частью поп-культуры. Автор ужасов Стивен Кинг написал в своем твиттере, что фраза "Вам понадобится лодка побольше" является величайшей фразой в истории кино. Фраза, знаменито произнесенная Роем Шайдером, стала одной из самых цитируемых в кино.
Сценическая игра и наследие
Наследие фильма "Челюсти" продолжает процветать не только в истории кино, но и на сцене. Спектакль "Акула сломана", действие которого происходит в 1974 году на острове Мартас-Винъярд, переносит зрителей за кулисы хаотичного производства "Челюстей". В отличие от традиционной экранизации фильма, спектакль сосредоточен на борьбе и напряжении между актерами и съемочной группой во время съемок. Название спектакля, написанное Иэном Шоу и Джозефом Никсоном, происходит от частых механических поломок акулы, которые часто задерживали производство.
Эн Шоу, сын актера Роберта Шоу из фильма "Челюсти", был очень тронут, когда впервые увидел в спектакле декорацию лодки Orca из фильма. В детстве он побывал на съемочной площадке "Челюстей" и увидел механическую акулу вблизи. Чтобы обеспечить точность при создании декорации Orca для спектакля, художник-постановщик Хендерсон изучил пропорции лодки, сравнив их с длиной предплечья Роберта Шоу. Затем он использовал 3D-моделирование, чтобы создать аутентичное изображение.
Премьера спектакля "Акула разбита" состоялась в лондонском Вест-Энде 9 октября 2021 г. и продлилась до 13 февраля 2022 г. Он предлагает увлекательный взгляд на борьбу за создание одного из величайших триллеров кинематографа.
Для тех, кто интересуется закулисными подробностями, обязательной к прочтению считается книга Карла Готлиба "Журнал "Челюстей"". Готлиб, который также работал над сценариями "Челюстей 2" и "Челюстей 3-D", представляет инсайдерскую точку зрения на то, как создавался этот новаторский фильм.
По материалам журнала https://www.surfertoday.com/