“Хоть шаром покати” — в данном случае не про пустоту, а про попытки придать автомобилю форму шара. А таковых было много. Скорее, ради оригинальности, нежели пользы. Ведь особо важных причин так поступать нет. Только для привлечения внимания. Потому первые изделия новаторов, приходящие на ум, это как раз “рекламомобили”.
Первенцем, или одним из первых, вероятно был Outspan Orange — огромный апельсин, построенный компанией Brian Waite в Сассексе для южноафриканского производителя апельсинов Outspan. Внутри была скрыта начинка от Mini с литовым мотором, позволявшая развивать 48 км/ч (выше был риск перевернуться и правда “покатиться шаром”). С 1972 по 1974 год было изготовлено шесть таких “заводных апельсинов”, немного различающихся конструкцией, которые разъезжали по Европе, рекламируя продукцию Outspan. До наших дней сохранилось три экземпляра.
Похожая история у самоходного “зелёного горошка” под названием Pea Car. Этот автомобиль был построен в 2005 году лондонской компанией Asylum по заказу фирмы Birds Eye, продавца замороженных овощей. Дизайн передней части напоминает классические Фольксвагены (фары и правда взяты от Жука), но под стекловолоконными панелями кузова скрыто шасси карта с мотором Honda. Говорят, “горошек” разгоняется примерно до 90 км/ч. При сравнительно высоком центре тяжести и крохотной базе — тот ещё рискованный эксперимент.
Третий представитель рекламных “шаров” не совсем шар, но близок к нему. Это Creme Egg car, повторяющий форму и обёртку шоколадного яйца от компании Cadbury. В основе — шасси микровэна Bedford Rascal и это снова творчество британцев, только относящееся к концу 1980-х. Таких машин было сделано пять штук.
Компанию шоколаду вполне могут составить самоходные авокадо и подсолнечник — достойные конкуренты в плане яркого образа для широко известных автомобилей хот-догов Wienermobile, рекламирующих продукцию американской компании Oscar Mayer. Первый такой аппарат был создан в 1936-м, но в последующие десятилетия, в 1960-е, в 1970-е, 1990-е и вплоть до нулевых, флот Wienermobile сильно разросся. Было создано несколько вариантов машины, отличающихся дизайном и размерами, и шасси применяли самые разные, от Фордов до Понтиактов и Шеви.
Хот-дог — отступление от темы шара. Хотя передняя часть кузова вполне себе полусфера. Водителю там обеспечен обзор, как в вертолёте. Кстати, хорошим обзором (на 270 градусов) объяснял форму кузова и остекления автор одного из самых ранних примеров шарообразного авто (может вообще первого). Это L'Oeuf Electrique (“электрическое яйцо”), созданный в оккупированной немцами Франции в 1942-м. Промышленный дизайнер Пол Арзенс придумал этот электрический микрокар в ответ на дефицит бензина и собственно автомобилей.
Сферическая трёхколёсная машина из алюминия и плексигласа получила пять 12-вольтовых аккумуляторов и электромотор. Запас хода на зарядке составлял 100 км, а максималка — 70 км/ч. Весил L'Oeuf Electrique 350 кг. Сейчас этот аппарат выставлен в автомобильном музее в Мюлузе. Можно лишь гадать, как на этот “пузырик” смотрели прохожие в 1942 году! Очень футуристичный облик. В общем, уже тогда Арзенс мог бы “флипнуть до космодрома”.
И о футуризме, раз речь зашла. Тема шарообразных машин популярна у дизайнеров и в наше время. В Интернете можно отыскать немало таких работ. Как в подборке ниже. Кстати, яркий Apple iMo (автономный электрический авто-шар 2009 года) — это не проект от Apple, а всего лишь посторонняя фантазия. Автор — Энтони Джаннарелли. Это его дипломная работа по дизайну в Университете Ковентри.
Дизайнер Деванга Борах из Индии в 2022-м тоже придумал миниатюрный автомобиль Apple и тоже не обошёлся без сферы, а точнее яйцеобразной формы кабины. Главная особенность проекта — кабина вращается на 360 градусов. Как в концептах Nissan Pivo (2005 год) и Nissan Pivo 2 (2007). Вот ещё пара “шаров” в коллекцию. Есть и второе сходство: у машины Бораха водитель попадает внутрь через открывающееся лобовое стекло (оно состоит из двух створок). И в Pivo 2 дверца сделана в носу — как в знаменитой Изетте из 1950-х. Последний микрокар хотя и не сфера, но всё же довольно округлый.
Шарообразные концепты Pivo создавала сама компания Nissan, а вот Nissan Dodgy (2020) — это посторонняя работа студии Burov Design. Тема сферы тут раскрыта по-максимуму. Не только кузов сферический, с максимально возможным остеклением, но и колёса задуманы в виде сфер. Такая капсула должна уметь двигаться в любом направлении, боком и по диагонали.
Колёса в виде сфер, кстати, придуманы очень давно. Можно вспомнить “автомобиль будущего”, который был описан в журнале Popular Science в 1935 году. Авторы Popular Science явно находились под впечатлением от шаропоезда российского инженера Николая Ярмольчука. Шаропоезд инженер задумал ещё в 1920-х, а масштабный прототип удалось построить в 1932-м. И Popular Science знал о российском поезде — в этом журнале в 1934-м даже вышла статья о нём. Потому более современные примеры колёс-сфер, такие как концепты Audi RSQ и Goodyear Eagle-360 — лишь повторение давно пройденного.
Явно вдохновлён сферой и концепт Peugeot Moovie (2005), построенный французской компанией по проекту португальского студента Андре Кошты. Здесь основные колёса — это огромные кольца, огибающие круглые боковые двери. Правда спереди есть ещё небольшие колёсики для опоры.
А вот создатели серии балансирующих на двух колёсах капсул EN-V (Electric Networked-Vehicle), работающих по принципу сегвея, от передних колёс отказались. Это был совместный проект GM и SAIC при участии в разработке прототипов самой Segway. Три варианта EN-V получили имена Jiao (гордость), Miao (волшебство) и Xiao (смех). У всех трёх, к слову, доступ в двухместный салон организован спереди, только конструкция откидывающегося колпака отличается.
Капсулы EN-V не были в точности шарами, но пытались к ним приблизиться. Аналогичный дизайнерский приём можно увидеть и в серии низкоскоростных электрокаров, построенных китайской компанией Tanghua в 1994-2008 годах. Она строила прототипы и более традиционных машин — купе и седанов нормального размера, но внимание привлекла именно этими забавными “колобками”, насчитывающими в длину менее трёх метров и приводимых от небольших электромоторов (порядка 3-5 киловатт). Батареи должно было хватать на 100-160 км, максималка была бы 45-50 км/ч. По замыслу китайцев, эти крохи стоили бы 5000-8000 долларов в зависимости от размера аккумулятора.
До идеального шара эти машины немного не дотянули. Зато такой шаг предпринял художник и скульптор из Индонезии Ихван Нур. В 2013 году он представил первый свой сферический Фольксваген Жук — Beetle Sphere. Он не сминал настоящий Жук в сферу диаметром 180 см, а изготовил литьевые формы, повторяющие кузов легендарного автомобиля, с поправкой на сферичность. Затем отливал детали кузова из алюминия и додолнял колёсами, фарами и элементами интерьера.
Далее Нур построил ещё несколько шаров с обликом Beetle. Занятно, что несмотря на искажение исходника, Жук в скульптурах легко узнаётся. “Я считаю VW Beetle одним из самых успешных дизайнов, который люди всегда будут опознавать”, — сказал художник.
Замысел он объяснил так. “Идея возникла из личного восприятия объектов, которые являются продуктами транспортной культуры, вызывающими эмоции. Созерцать автомобиль — значит обладать “магической” идентичностью. Скульптуры представляют взаимодействие между людьми и объектным миром с сильным духовным напряжением, которое влияет на подсознание и порождает новое “анимистическое” отношение.
Благодаря сочетанию техник манипуляции и замены форма этой скульптуры стремится к реалистичному искажению, что позволяет по-новому интерпретировать объект, как сдвиг в восприятии, который создает ассоциативный смысл. Визуальная форма скульптуры производит впечатление сферы — основы всех форм. Форма автомобиля вдавливается в сферическую форму, создавая динамическое движение, гибкость, но также и хрупкость. Это концепция “тотемов”, которые принимают люди сегодня”.
Вот и весь путь от рекламных машин в виде апельсина и горошка к философским рассуждениям. Сфера — действительно одна из базовых форм в геометрии, изобразительном искусстве. И кажется ей сейчас уделяют недостаточно внимания в дизайне. Пусть и не в таких радикальных проектах.