Друзья, довольно строгое решение объясняли тем, что эти грузовики (внезапно) стали представлять опасность. Так ли это и самое главное, что стоит за активностью бюрократов. Попытаемся сегодня разобраться. Поехали!
Оказывается, опасно!
Что греха таить. Эта марка в РФ довольно популярна, особенно в сегменте перевозок сыпучих грузов. Чем же вызвана реакция властей? Все просто - опасностью для водителей и прочих участников дорожного движения.
Эксперты видят в этой нервозности некое лукавство и явное преувеличение. Также стоит признать, что запрет особо на рынок не влияет. Итак, если оценивать формально, то Росстандарте официально считает, что самосвалы Shacman SX3258 слишком … шумные.
Ага-ага. Столько терпели и вот в 2025 году, оно-таки лопнуло. Терпение чиновников. Имеются претензии и к качеству тормозной системы, да и противоподкатные брусы и боковые защитные устройства также не ахти. Как оказалось. Внезапно. Мол, обычные куски металла или трубы в этой конструкции не покатят.
Пока эти нарушения не устранены, Росстандарт запрещает импортировать в Россию и продавать новые грузовики марки SX3258. Более того, российским представительствам бренда нужно оперативно провести отзывную кампанию. Функционирующие грузовики требуется “допилить” до нужных стандартов безопасности.
Известно, что в нашу страну успели ввезти около 15 000 потенциально проблемных грузовиков этой марки. Из них 2 200 единиц проданы и используются. Вопрос: А чего так поздно спохватились то?
Аналитики «Автостата» утверждают, что марка Shacman по итогам 2024 года занимает почетное 3 место по уровню продаж в сегменте крупнотоннажных грузовиков. На первой строчке обосновался китайский же концерн Sitrak, на втором месте — «КамАЗ».
Скептики видят в суете властей попытку зачистки рынка в интересах российских производителей. Но альтернатив в этом направлении у российских потребителей полны-полно. Так, заместитель генерального директора компании «Бизнес тракс» Ринат Файзулин утверждает, что китайский автопром может предоставить аналоги от: Sitrak, Dongfeng, JAC, Foton.
Да и наш КАМАЗ или Урал - также готовы занять нишу. Правда, есть нюанс- российских машин крайне мало. Увы, всех потребностей им не закрыть. Не стоит скидывать со счетов МАЗ.
Напомним, что Белоруссия производит самосвалы на колесной базе 6×4 в большом количестве. Так что негативного эффекта и непоправимых последствий не будет.
Цена вопроса
Если сравнивать ценники, то Shacman будет дешевле, чем Sitrak. А вот МАЗ уже заметно дешевле, а «КамАЗ» стоит примерно столько же. Стоит учесть комплектацию и время ввоза машины — до повышения утильсбора или после.
Впрочем, дефицита на рынке точно не будет. Технический директор компании «Капитал» (в автопарке компании есть самосвалы Shacman) Александр Захаров сетует, что в РФ ввезли массу грузовиков этого бренда. Тысячи самосвалов колесят по дорогам от Забайкальского края, Читы, Иркутска, Челябинска.
А десятки тысяч еще на подходе. Много “серых” машин ввозят через соседний Казахстан. В общем, 2025-2026 гг точно не будут обездоленными. В обороте останется еще много б/у техники из КНР.
Примечательно, что грузовики выпуска 2023 и 2022 гг. Сейчас лизинговые компании забирают их пачками, ведь не всем ТК по карману выплаты. Площадки для реализации товара переполнены. Даже если не будет нового самосвала, то можно взять лизинг с пробегом 50 000-70 000 км.
Забавно, что чиновники уцепились в некий шумовой порог. По сути, уровень шума Shacman мало чем отличаются от своих однокашников. Да и с защитным обвесом все можно решить за пару часов, был бы хороший сварщик. А что касается тормозов, то это реально не так просто. Однако вина тут лежит больше не на китайских производителях, а на… российских перевозчиках.
Изначально часть китайских грузовиков проектировалась для перевозки сельхозпродукции или угля. Однако в России им нашли иное применение - в них возят щебень и гранит.
А практика завышения установленной грузоподъемности - это рутина. В этом плане китайские тормоза действительно не были готовы к таким сверхнагрузкам. И претензии по безопасности касаются не только Shacman.
Руководитель Минпромторга Антон Алиханов до этого касался темы ужесточения сертификации автомашин из поднебесной. Министр сетовал на существенные нарушения у трех китайских производителей грузовиков. Правда, обошлось без названий (политика же!). Если запрет распространится не только на Shacman, то подозрения о попытке расчистить рынок станут более основательными, ухмыляются автоэксперты и ждут дальнейшего развития событий.