Найти в Дзене
Читайте!

Владислав Крапивин. "Лоцман".

НЕБОЛЬШОЕ "ЛИРИЧЕСКОЕ" ОТСТУПЛЕНИЕ ... Ясное июньское утро. В комнату через открытое окно пробиваются лучи солнца и падают на стол, покрытый узорчатой скатертью. На столе лежит толстая книга. Последняя страница перевернута. Маленькая девочка грустно смотрит в окно... По щекам бегут непрошенные слезы. Впереди каникулы и целое деревенское лето. Жаркое, солнечное, звонкое и, как всегда, одинокое. Подружки остались в городе. Некоторые даже уехали с родителями на море. А тут даже на речку сходить не с кем. Да и не отпустят, скорее всего. Хорошо, что хоть книги есть. А в книгах - совсем другая жизнь! Ребячьи дружные ватаги целый день заняты играми, гуляют, загорают и плавают. Веселье и смех! А тот, с кем вдруг приключаются неприятности, никогда не останется с ними один на один - верные друзья подставят надежное плечо. Ведь они, как мушкетеры, "один за всех и все за одного".... Вздохнув, девочка открыла первую страницу книги и начала читать сначала... ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ... Я уверенно говорю,

НЕБОЛЬШОЕ "ЛИРИЧЕСКОЕ" ОТСТУПЛЕНИЕ

... Ясное июньское утро. В комнату через открытое окно пробиваются лучи солнца и падают на стол, покрытый узорчатой скатертью. На столе лежит толстая книга. Последняя страница перевернута. Маленькая девочка грустно смотрит в окно... По щекам бегут непрошенные слезы. Впереди каникулы и целое деревенское лето. Жаркое, солнечное, звонкое и, как всегда, одинокое. Подружки остались в городе. Некоторые даже уехали с родителями на море. А тут даже на речку сходить не с кем. Да и не отпустят, скорее всего. Хорошо, что хоть книги есть. А в книгах - совсем другая жизнь! Ребячьи дружные ватаги целый день заняты играми, гуляют, загорают и плавают. Веселье и смех! А тот, с кем вдруг приключаются неприятности, никогда не останется с ними один на один - верные друзья подставят надежное плечо. Ведь они, как мушкетеры, "один за всех и все за одного".... Вздохнув, девочка открыла первую страницу книги и начала читать сначала...

Создано в программе Нейрохолст.
Создано в программе Нейрохолст.

ВСЕМУ СВОЕ ВРЕМЯ...

Я уверенно говорю, что Владислав Крапивин - мой любимый писатель с детства. Хотя в детстве, когда мне было лет 10-11, я прочитала всего одну его книгу - "Мальчик со шпагой". Я тогда не знала, что этот писатель - еще и автор замечательных фантастических повестей про параллельные миры и отраженные пространства. Да сами эти повести (лучшие из них!) были еще впереди и ждали своего часа. И в нашей местечковой библиотеке других произведений писателя, кроме "Мальчика со шпагой", не было. Позже, уже когда я была подростком, мне в руки случайно и ненадолго попала еще одна книга Крапивина: "Голубятня на Желтой поляне".

Книга была чужая и ее скоро надо было вернуть владельцу, но даже то, что я успела выхватить, читая "по диагонали", буквально взорвало мне мозг. До того момента я не сталкивалась с подобным. Читала про космос, про пришельцев, но параллельные миры мне было тогда постичь еще не под силу. Я мало что запомнила тогда из наспех и не до конца прочитанного тома, но осталось какое-то щемящее чувство. Как будто я упустила что-то важное. Не поняла, не осмыслила. Хотелось перечитать заново: неспешно и вдумчиво. Но книга "ушла" от меня, и очень долго я не могла найти ее ни в одной библиотеке.

Прошло время, и когда книжный дефицит ушел в историю, я, уже имея определенные возможности, стала при каждом удобном случае покупать книги Владислава Крапивина. И я поняла, что он никакой не детский писатель, а самый что ни на есть взрослый. Может быть, хорошо, что возможность читать Крапивина в полном объеме я получила именно тогда, когда повзрослела и сама.

"В ГЛУБИНЕ ВЕЛИКОГО КРИСТАЛЛА"

Читаю и перечитываю по сей день. Особенно, когда охватывает безнадежность, беспомощность, накатывает одиночество. А почитаешь про сопредельные пространства, про "Великий Кристалл", и вспомнишь, как огромен и непостижим мир, бесконечна Вселенная и ... бесконечно всепобеждающее добро. И каждый человек, взрослый ли, ребенок ли - нужен и важен как неотъемлемая часть всего этого.

Главные герои книг В.Крапивина - мальчишки 11-12 лет. Вроде дети, но со взрослым мышлением, со взрослыми поступками и со своим пониманием добра и справедливости., со своим неписанным кодексом чести.

Часто прототипом главных героев, как маленьких, так и взрослых, выступает сам писатель. Как, например, в повести -

"ЛОЦМАН"

... Тяжело и, по всей видимости, безнадежно больной писатель Игорь Петрович Решкин, сбегает из больницы и отправляется в путешествие ... по сопредельным пространствам. Это несложно, даже если ты тяжело болен. Надо лишь зайти в полуразрушенный особняк, подняться по лестнице на второй этаж и посмотреть в окно - Игорь Петрович точно знал, в какое именно! И сделав это уже не в первый раз, он увидел знакомые очертания нездешнего города с причудливыми башенками в дымчатой синеве, "белой колокольней и краем моста над рельсами пригородной линии".. Кому, как не писателю, знать, что граница между мирами не прочнее мыльной пленки!!! Закрыл глаза, ощутил запах "свежей травы на пустыре" и "нагретых южным солнцем камней" и ... Вот ты уже и в сопредельном пространстве.

Создано в программе Нейрохолст.
Создано в программе Нейрохолст.

Откуда берутся сопредельные пространства и что это вообще такое? Если представить себе Вселенную в виде Кристалла, то каждая грань в нем - отдельный мир. А грани еще и имеют свойства отражаться друг в друге, и так возникают новые, отраженные миры... Сопредельные пространства соприкасаются гранями. В определенном месте Великого Кристалла грани сходятся, и там можно лего переходить из одного пространства в другое. Иной раз и не заметишь, что ты уже в другом "измерении". Лишь присмотревшись, увидишь нездешние дома, или, к примеру, заросли желтой сирени.

Создано с помощью программы "Нейрохолст".
Создано с помощью программы "Нейрохолст".

Но не так уж и легко путешествовать по граням Великого Кристалла. Даже если ты писатель и сам придумываешь новые миры. Поэтому в путешествии Игорь Петрович заключает контракт с лоцманом. Если вы давно знакомы с творчеством Крапивина, вас не удивит, что проводнику всего лишь 11 лет. Несмотря на юный возраст, Сашка - уже довольно опытный и талантливый лоцман и путешественник по пространствам, "четырехмерник", как он сам себя называет. С ним Игорь Петрович в надежных руках. И впереди их ждут не просто прогулки по мирам, но и поиски таинственной Тетради - рукописи незаконченной, но очень важной книги Игоря Петровича. А еще в путь зовет некая Дорога, существование которой мало вероятно в рамках теории Великого Кристалла, но в которую лоцман Сашка безоговорочно верит и намерен вести своего взрослого подопечного до конца, что бы не случилось. А в пути случается всякое. Проводник может заболеть, потерять силы, а то и на какое-нибудь безрассудство решиться - ведь мальчишка еще совсем, даром что "четырехмерник"! И тогда уже Игорю Петровичу надо брать на себя ответственность за безбашенного пацана, вытаскивая его из всяческих передряг, смертельно боясь за его маленькую хрупкую жизнь. И забывая тем временем о себе и о своей тяжелой болезни. Впрочем, болезнь и сама удивительным образом отступает от Игоря Петровича. Сопредельные пространства ли в этом помогают, Сашкина ли лоцмановская "сила", или все же...

Создано с помощью программы Нейрохолст.
Создано с помощью программы Нейрохолст.

Все же СТРАХ за маленького лоцмана, ответственность за его здоровье и жизнь пересиливают собственные страхи писателя. И он не только начинает выздоравливать, но даже неведомым образом молодеет, потому что "отсутствие страха - это и есть старость". Есть над чем задуматься, не правда ли?

И остается еще одно путешествие - через загадочное плато, раскаленную пустыню под оранжевым солнцем. По Дороге, по которой важно пройти вместе, поддерживая друг друга, выручая и спасая, становясь лоцманом для того, кто окажется слабее и будет нуждаться в помощи.

Читайте!