Найти в Дзене

Часовня в Верее. Резной образ святой Параскевы Пятницы

Пятницкая часовня в Верее известна тем, что в ней хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы. До революции эта святыня хранилась в Успенской церкви села Набережная Слобода в 15 километрах к югу от Вереи. После ее закрытия резной деревянный образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. А в 1999 году икона была перенесена в центр города в Пятницкую часовню. Успенская церковь с Пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е. А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы была найдена в реке Протве в середине XVII века. Уже в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, имелся придел в честь святой Параскевы: Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с п
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Пятницкая часовня в Верее известна тем, что в ней хранится старинный скульптурный образ великомученицы Параскевы. До революции эта святыня хранилась в Успенской церкви села Набережная Слобода в 15 километрах к югу от Вереи. После ее закрытия резной деревянный образ перенесли в единственный действовавший в советское время в Верее Ильинский храм. А в 1999 году икона была перенесена в центр города в Пятницкую часовню.

Резной образ Парасевы из Пятницкой часовни Вереи. Источник: краеведческий музей
Резной образ Парасевы из Пятницкой часовни Вереи. Источник: краеведческий музей

Успенская церковь с Пятницким приделом в селе Набережная Слобода была построена графиней Е. А. Головкиной в 1797 году, однако почитание великомученицы Параскевы Пятницы существовало здесь и прежде. По местному преданию, резная икона великомученицы была найдена в реке Протве в середине XVII века. Уже в деревянной Успенской церкви, предшествовавшей каменной, имелся придел в честь святой Параскевы:

Слободка Бережная, на реке Поротве, а в слободке церковь во имя Пр. Богородицы Успения с приделом св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, деревянная клетцки с трапезою и с папертью, крыта тесом…

Далее в этом документе 1670-х годов указана, возможно, и главная святыня храма:

в приделе… местный образ св. великомуч. Параскевы, нарицаемой Пятницы, у образа венец шитой золотной по атласу, гривна резная серебряная позолочена, панагия хрустальная, обложена серебром…

Великомученица Параскева Пятница очень почиталась на Руси. Ее считали покровительницей женской работы, домашнего скота и торговли. Память святой отмечается дважды в году: 28 октября (по старому стилю) и в девятую пятницу после Пасхи.

Родители святой особо почитали пятницу – день недели, в который был распят Христос, поэтому она и получила свое имя Параскева, что в переводе с греческого и означает "Пятница". В гонение римского императора Диоклетиана Параскева открыто исповедовала себя христианкой и отказалась принести жертву языческим богам, за что была казнена. На иконах святая Параскева держит в правой руке крест, знак мученичества, а в левой – свиток с началом Символа веры.

В сборнике 1903 года "Отголоски старины и народности" фольклорист А. Ф. Можаровский отмечал, что часовни с деревянными образами святой Параскевы часто служили миссионерским целям в местах, где православное население жило бок о бок с иноверцами. Св. Параскева почиталась и среди язычников, и даже среди представителей традиционно мусульманских народов, считавших пятницу священным днем. Можаровский писал:

Места, где Пятница-льняница находит себе приют, народ наш еще доселе почитает, он ставит при колодцах и перекрестках крест, а чаще столбики с местом наверху для икон, и такие часовенки называет пятницами.

Он также указывал, что в этих часовнях-пятницах в "инородческих местностях" ставились грубой работы резные скульптуры Николая Чудотворца или св. Параскевы, украшенные одеждой, поясами, холстами и платками. К "пятницам" и резным иконам ходили молиться чуваши, черемисы, мордва, мещеры и сами русские.

Деревянные скульптуры Николая Угодника или великомученицы Параскевы в начале XX века можно было увидеть в каменных часовнях на торговых площадях. Такие часовни были в г. Козьмодемьянске, Чебоксарах, в селе Остолопове (Речное) Казанской губернии, Липецке. Была и еще одна причина появления таких часовен. Духовенство само ограничивало распространение подобных резных икон. Указом Святейшего Синода 2 июня 1835 года они были вовсе запрещены для размещения в храмах на видных местах, поскольку "были изваяны весьма худо без соблюдения правильности и приличия". Из храмов большую таких резных скульптур переместили в часовни или скрыли в специальных нишах.

Популярность великомученицы Параскевы стала причиной появления и народных суеверий. Христианскую святую стали отождествлять со сказочным персонажем Пятницей-льняницей. Большое распространение среди крестьян и мещан в XIX веке имела "отреченная" апокрифическая книга "Сказание о двенадцати пятницах". Согласно этому сочинению, христианский книжник Ельферий узнал от иудея-философа о существовании утерянного свитка одного из апостолов с учением о двенадцати пятницах. Этот день недели в утраченном свитке приобретал особое мистическое значение в истории человечества: якобы именно в пятницу Адам был изгнан из рая, Каин убил Авеля, разрушен Содом и Гоморра, халдеи захватили Иерусалим, на Египет были посланы "десять казней", был обезглавлен Иоанн Креститель, Моисей разделил жезлом море … В Царство Небесное мог попасть тот, кто в течение года соблюдал особые двенадцать пятниц, то есть в определенные дни молился, вкушал только хлеб и воду, подавал милостыню.

Учение о "двенадцати пятницах" не признавалось Православной Церковью, но особое отношение к пятнице все же встречалось и в подлинной святоотеческой литературе. Святой Пахомий называл правило о посте в среду и пятницу в течение всего года "тайной спасения", а эти два дня недели видел в образе двух ангелов, которые будут ходатайствовать о душе человека, соблюдавшего правило, в день Страшного Суда.