Найти в Дзене
Школа «Летово»

«Ваш единственный конкурент — это сама задача» | Как сдавать экзамен по физике в «Летово»

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных вступительным экзаменам школы «Летово». О том, что ждет абитуриентов на экзамене по физике, можно ли пользоваться калькулятором и похожи ли задания на прошлогодние — рассказывает Георгий Звиадович Арабули, учитель физики школы «Летово». Начнём с комплексного экзамена по физике в седьмой класс. Когда школьник сдает комплексный экзамен, его задача — выбрать, что ему кажется его самой сильной стороной. Если вы еще не изучали физику, все же есть шанс, что физика в комплексном экзамене окажется вам доступной, но для этого у вас должен быть уверенный уровень математики и общий физический бэкграунд: нужно понимать, что такое скорость, объем, масса, расстояние, площадь, масштаб. Но, конечно, если говорить честно, физическая часть комплексного экзамена — скорее для тех, кто или уже изучал физику дополнительно, или сам читал книжки по физике, или ходил на занятия какого-нибудь кружка. Экзамены в восьмой и девятый классы очень похожи друг на друга, так
Оглавление

Мы продолжаем цикл публикаций, посвященных вступительным экзаменам школы «Летово».

О том, что ждет абитуриентов на экзамене по физике, можно ли пользоваться калькулятором и похожи ли задания на прошлогодние — рассказывает Георгий Звиадович Арабули, учитель физики школы «Летово».

Фото из школьного архива: Георгий Звиадович выступает на мероприятии «Неделя науки»
Фото из школьного архива: Георгий Звиадович выступает на мероприятии «Неделя науки»

Начнём с комплексного экзамена по физике в седьмой класс. Когда школьник сдает комплексный экзамен, его задача — выбрать, что ему кажется его самой сильной стороной. Если вы еще не изучали физику, все же есть шанс, что физика в комплексном экзамене окажется вам доступной, но для этого у вас должен быть уверенный уровень математики и общий физический бэкграунд: нужно понимать, что такое скорость, объем, масса, расстояние, площадь, масштаб. Но, конечно, если говорить честно, физическая часть комплексного экзамена — скорее для тех, кто или уже изучал физику дополнительно, или сам читал книжки по физике, или ходил на занятия какого-нибудь кружка.

Экзамены в восьмой и девятый классы очень похожи друг на друга, так как они формально основаны на школьной программе, которую абитуриенты успели изучить в текущем классе на данный момент. Но ключевое слово здесь — «формально». Если вы учитесь по общеобразовательным учебникам и не занимаетесь в дополнительных кружках, вам формально будет хватать знаний, но почти гарантированно вы не решите ни одну задачу — если вы, конечно, не гений. К сожалению, так устроено физическое образование: люди, изучающие физику на профильном уровне, по способности решать любые задачи во много раз опережают своих конкурентов из общеобразовательных школ. Так что в действительности вступительный экзамен в 8 и 9 классы — это экзамен для тех, кто уже изучает физику на профильном уровне.

Для того, чтобы понять, стоит ли вам сдавать физику в качестве вступительного экзамена, откройте сборник задач предыдущих лет, который мы высылаем всем профильным абитуриентам. Если вы, глядя на задачи, не понимаете, что от вас хотят, есть два варианта действий: за короткое время попытаться выучить нужную программу физики — или понять, что, даже если вы хотите поступить на физико-математический профиль, вам лучше направить основные усилия на профильную математику, а к физике готовиться по остаточному принципу. Часто бывает, что человек показывает крутой результат по математике, и тогда слабый результат по физике не является препятствием для поступления.

Фото из школьного архива: ученики на неделе науки
Фото из школьного архива: ученики на неделе науки

Как устроена структура экзамена?

Это задачи. В задаче может быть какой-нибудь сюжет, действующий персонаж, но это лишь обрамление, просто для того, чтобы вам было интереснее решать.

Если вы поступаете в девятый класс, можно быть уверенным, что в экзамене будут задачи на все темы седьмого и части восьмого класса: это кинематика, статика, гидростатика, тепловые явления, плотность и самое начало электрических схем.

У поступающих в восьмой класс ситуация такая же, только тем меньше, плюс будут отдельные задачи на анализ графика, на движение, на статику. Нужно уметь свободно оперировать понятиями «пружина», «рычаг».

Когда абитуриенты изучают варианты экзаменов предыдущих лет, они спрашивают: а задачи будут точно такие же? Я не могу сказать, что задачи будут совершенно другие, потому что это все еще физика, новых законов не появилось. Новыми могут быть приемы составления задач, но и они часто вдохновлены предыдущими вариантами, даже скомпонованы из них. Это позволяет нам проверить не только обученность абитуриента, но и его умение соединять методы, которые он или уже знает, или может придумать. Поэтому я настоятельно советую внимательно изучить задания прошлых лет.

В открытом доступе есть и другие замечательные ресурсы — например, бесплатный портал «Физтех — регионам»: лекции, семинары с задачами и разборами по всем темам седьмого, восьмого и девятого классов. Там есть задачи от самых простых, в одно действие, которых, замечу, не будет на вступительных экзаменах, до очень сложных задач уровня заключительного этапа олимпиады Максвелла, которых у нас тоже не будет. У нас абитуриентам предлагается золотая середина.

Отдельно скажу про оформление решений.

Идеально оформленная задача по физике содержит в себе все нужные законы, все математические выкладки и очень мало текста. Мало — это не ноль. Все пояснения, которые нужны, должны быть. Но не нужно писать страницу рассуждений. Вы не сможете объяснить, как решить задачу, не записав никаких законов формульно. И если у вас возникнут какие-то математические уравнения, их нужно решать, как на уроках математики. Не нужно подробно рассказывать словами, что вы делаете.

На экзамене вам понадобится калькулятор. Не встроенный в компьютер или телефон, а исключительно отдельное устройство, где можно вводить дроби, скобки, корни. Это позволяет делать любой инженерный калькулятор. Скажу немного шутя: если у вас нет такого своего калькулятора, сдавайте другой предмет, поскольку это значит, что вы не решали задачи по физике соответствующего уровня. Почему? Большая часть действий, которые выполняются при решении задачи — это операции с буквами. Получив буквенный ответ, нужно подставить числа. Зачастую это страшные выражения, и куда проще сделать пару действий в калькуляторе. И мы переходим к другой вещи: не во всех задачах нужно сразу подставлять числа. Понимаю, что, читая это, человек из непрофильной школы вряд ли понимает, о чем сейчас идет речь — это тоже важный отсекающий момент. Обращаюсь к остальным: посмотрите, пожалуйста, задачи внимательно. Уберите числа из практически всех задач — на рычаге, на пружинке, там это будет не важно. Где важно? Если что-то плавится, числа важны. Если есть график, тоже надо сразу считать в числах. А если вам нарисовали 3 грузика массой m, 3m и 5m и сказали, что m — это 7 кг, вы просто забудьте про 7 кг до последнего действия. У вас есть масса m, 3m и 5m. Это сильно упростит вашу жизнь.

И ещё совет — запаситесь цветными ручками. Иногда рисовать ими ручками очень удобно. На обычных экзаменах и олимпиадах это запрещают, потому что сканируется только черная гелевая ручка, но, поскольку на нашем экзамене вы будете сканировать или фотографировать листочки самостоятельно, у вас будет возможность проконтролировать и выставить цвет, яркость. Лично я всегда решаю задачу пятью цветами ручек, это очень помогает.

Запомните: у вас будет мало времени на много задач. Задачи в экзамене располагаются не по сложности, а по темам. Правильная тактика, как мне кажется, это в первые минуты посмотреть, есть ли задача, в которой вы — король. Может быть, вы невероятно круто решаете задачи по последней теме восьмого класса, тогда и эту задачу вы решите за пять минут. И не тратьте время на какую-нибудь вторую по порядку задачу — возможно, она будет для вас самой сложной.

Обычно из шести задач самые успешные абитуриенты решают пять. Но важный момент — вы не соревнуетесь с другими. Ваш единственный конкурент — это сама задача.

Если вы показали, что вы умеете решать задачи, умеете думать, мы встретимся на собеседовании. Это не еще один экзамен, это разговор об общем физическом бэкграунде и круге интересов. Можем поговорить и о математике, и о литературе, и вообще про жизнь, потому что изучение физики невозможно в отрыве от жизни.

И самый последний совет — для тех, кто все-таки решил сдавать экзамен. На различных олимпиадах первого уровня очень часто случается такое: сильный школьник приходит, видит пять задач, ничего не понимает и уходит. Его одноклассник, такой же сильный, приходит, видит, ничего не понимает, но говорит себе: ладно, напишу хоть что-нибудь. А потом оказывается, что где-то он угадал, хотя ему казалось, что он пишет несуразицу. Или какая-то задача была такая сложная, что уже за небольшие продвижения давалось большое количество баллов. Поэтому мой совет — стараться везде написать всё, что вы можете. Это точно будет лучше, чем сдать пустую работу.

Напоминаем, вот здесь можно найти информацию об экзаменах по:
-
математике
-
русскому языку
-
английскому языку
-
литературе
-
обществознанию
-
биологии
-
географии