Найти в Дзене
Литературный Диалог

«Вечный муж» Фёдор Достоевский

Объем: 6 часов 23 минуты Вечный дурак в поисках старых грабель Мой восторг по поводу творчества Достоевского не наигранный. Даже в малой форме повести Автору удается создать насыщенное и при этом цельное повествование, где одно логически вытекает из другого, неадекватное поведение и фонтан эмоций ловко обосновываются, а все разрозненные линии в итоге удивительным образом сходятся в единую моральную точку, а порой и в восклицательный знак. В жизни так не бывает — ведь мир тревожен, полон случайностей и немотивированных часто иррациональных действий, но мозг настойчиво стремится отыскать во всем причинно-следственную связь, чтобы немножко успокоить своего носителя и сделать жизнь чуть-чуть предсказуемей. Книги великих (без сарказма) Писателей дают нам цельную внутреннюю и внешнюю картинку вымышленной истории, где можно обосновать любую дичь, и на мой вкус, Достоевский с Толстым делают это просто гениально. Повесть «Вечный муж» представляет собой остросюжетную иллюстрацию на тему топтания
Объем: 6 часов 23 минуты
Вечный дурак в поисках старых грабель

Мой восторг по поводу творчества Достоевского не наигранный. Даже в малой форме повести Автору удается создать насыщенное и при этом цельное повествование, где одно логически вытекает из другого, неадекватное поведение и фонтан эмоций ловко обосновываются, а все разрозненные линии в итоге удивительным образом сходятся в единую моральную точку, а порой и в восклицательный знак.

В жизни так не бывает — ведь мир тревожен, полон случайностей и немотивированных часто иррациональных действий, но мозг настойчиво стремится отыскать во всем причинно-следственную связь, чтобы немножко успокоить своего носителя и сделать жизнь чуть-чуть предсказуемей. Книги великих (без сарказма) Писателей дают нам цельную внутреннюю и внешнюю картинку вымышленной истории, где можно обосновать любую дичь, и на мой вкус, Достоевский с Толстым делают это просто гениально.

Повесть «Вечный муж» представляет собой остросюжетную иллюстрацию на тему топтания на старых граблях, когда человек в силу своей неспособности взглянуть на себя и ситуацию вокруг себя под другим углом оказывается заперт в неком рандомно выбранном амплуа, которого вынужден неосознанно придерживаться всю жизнь, слепо повторяя уже отыгранный сценарий в новых декорациях и с новыми статистами. Речь не только о П.П. - том самом «вечном муже» из заглавия, который истерично ищет себе новую жену, чтобы вернутся к социально-приемлемому образу жизни, но и о главном герое - «вечном любовнике», перманентно пребывающему в неком анализе то себя, то оппонента, и тоскующего по времени, когда он счастливо находился на третьей позиции в любовном треугольнике.

При этом друг к другу они испытывают куда больше эмоций, чем к женщине, которую условно добровольно делят между собой, потому что в отсутствии друг друга привычная ситуация треугольника становится невозможна.

«Я вас любил, Алексей Иванович, – произнес Павел Павлович, как бы вдруг решившись, – и весь тот год в Т. Любил-с.», - признается вечный муж в любви вечному любовнику.

Бедная Лиза, вдруг на мгновение заставившая обоих персонажей взять на себя еще и роль отцов, своей гибелью возвращает мужчин назад к их исходным позициям, и на перроне встречаются все тот же «вечный муж» и новая «вечная неверная жена» уже с другим молодым человеком рядом с собой, которые зовут героя в свой устаканившийся многоугольник — и по сути и герой за прошедшее время, не изменивший свой статус холостяка, имеет мало моральных причин отказываться от типичной для него роли, и он явно сыграет ее — просто в другой семье.

Человек склонен фиксироваться на знакомых пусть и деструктивных моделях отношений, причем не только личных, но и общественных. Автор задорно описывает это, ударяясь почти в жанр фарса, где один мужчина занимается сталкингом и преследует другого, а второй, пережив покушение, выбирает не предпринимать вообще ничего. Кстати, в какой-то момент я стала подозревать Павла Павловича в маньячестве: сначала скоропостижно помирает жена, затем любовник, потом Лиза… Классный бы вышел финал при таком раскладе. В духе Тарантино.

«Вечный муж», конечно, не сравнится с «большими» работами Достоевского, но я ранее не читала этой повести и получила удовольствие от знакомства с ней. Спасибо совместным чтениям за прекрасный выбор!