Когда-то имя Георгия Джикии буквально гремело в российском футболе: крепкий, по-спортивному наглый защитник, за полгода прошедший путь из категории «перспективные парни из провинции» в капитаны одного из самых титулованных клубов страны. Воспитанник (почти) бескрайних «маленьких» полей, он упрямо пробивал себе дорогу в большой футбол — и пробился. На какой-то момент казалось, что Джикия способен стать столпом обороны не только «Спартака», но и сборной на долгие годы. А в итоге видим картину — 30 лет, переход в «Химки» (да простят меня болельщики подмосковной команды за такую характеристику), затем эпизодическая игра, критика веса и физической формы и довольно громкий, «расставанием попахивающий» уход из заявки под самый Новый год.
Что же пошло не так? Почему от защитника, который обладал внутренним стержнем (а без него капитанской повязки в «Спартаке» не получить) и стабильно вызывался в сборную, сегодня многие отмахиваются как от человека, не дотягивающего даже до стартовой обоймы середняка РПЛ?
Старые принципы как тормоз
Один из главных факторов — собственные принципы. И дело даже не в моральном императиве «не могу сменить красно-белый цвет на сине-бело-голубой» и тому подобном. Громкое нежелание переходить в клубы вечных соперников может выглядеть романтично, и часть болельщиков «Спартака» Джикию за это до сих пор уважает. Но в футболе прошлых лет такой поступок действительно возводил игрока в ранг героя-клубника, а в современном бизнес-подходе это уже скорее тянет на «могильную плиту» для карьеры. Когда столь принципиальные отказы звучат слишком категорично, рынок потенциальных работодателей автоматически сужается.
Возможно, где-то именно эта внутренняя установка сыграла с Джикией злую шутку. На разговорном уровне ему прочили и Петербург, и условный армейский клуб, и всё на свете — но если человек сказал твёрдое «нет» переходу в три самые титулованные столичные и питерскую команды страны, значит, ищи вариант в куда более скромной конкурентной среде. Неудивительно, что в итоге он остановился на «Химках» — пусть не самый ожидаемый, но зато понятный ход, где были знакомые лица, необходимые связи и свободная ниша в обороне.
Моментальная потеря скорости
Вторая история — чисто спортивная. Мнения некоторых экспертов по поводу «тяжеловатости» Джикии прозвучали более чем громко. И ладно, когда на кухне вслух рассуждают уставшие фанаты: «Да он растерял скорость, совершенно не успевает за нападающими». Но когда подобную фразу в интервью озвучивает легенда отечественного футбола (пусть и в присущей ему прямолинейной манере) — привет, Андрей Аршавин! — это уже звоночек.
Джикия — не самый быстрый защитник мира, и это было ясно и до его ухода из «Спартака». Но раньше он частично компенсировал отсутствие рывка великолепным чтением игры и должным уровнем взаимопонимания с партнёрами. С приходом в «Спартак» другого защитника Срджана Бабича — более молодого, более соответствующего требованиям тренера и, что уж говорить, явно способного конкурировать по совокупности физических и тактических данных, — прежние заслуги вмиг отошли на второй план.
«Медиа» и другие отвлекающие факторы
Параллельно шла история с медиафутбольной командой. Формат сам по себе для России новый, модный, и многие топ-игроки (или околотоповые) поглядывали в его сторону — фанатская база плюс гигантские охваты в социальных сетях способны тешить самолюбие и нацеливать на некий «параллельный» доход. Да, проект вроде бы и заточен на то, чтобы популяризировать футбол, но большие спонсоры, громкие споры и столь же громкие перформансы в Интернете нередко превращают любое хорошее начинание в бесконечный «огонь хайпа».
Неудивительно, что, нырнув по пояс в медиафутбол, Джикия начал вызывать на себя дополнительную волну критики. Не скажешь, что подобная деятельность прямо выбивает из колеи — но всё же фокус профессионала явно смещается. Позже команду расформировали, и сам Джикия в итоге признал, что уделять достаточно времени новому формату не получается, а жить в режиме двойной нагрузки — увольте.
Упущенный момент «большого прыжка»
Особо стоит упомянуть и пиковый период в его карьере. После феноменальной чемпионской кампании «Спартака» и нескольких удачных отрезков казалось, что капитан «красно-белых» получил «лицензию» на переход куда душе угодно. Поговаривали о турецком направлении, почему-то даже сватали в Италию — в общем, весь мир был перед ним открыт. Но тогда, судя по косвенным признакам, надежды на долгую и благополучную жизнь в «Спартаке» перевесили потенциальную авантюру — и игрок остался.
Возможно, стоило рискнуть. Занятно, что уже спустя пару лет Джикии пришлось выбирать между неочевидными вариантами внутри России или вообще уходить в Турцию в, мягко говоря, возрастном статусе. И тут, когда ты уже не самый молодой «подающий надежды», а скорее «стабильный середняк», переговорный простор сжимается в разы.
Почему потенциал остался нереализованным?
Сформулировать однозначный ответ трудно. У Джикии есть лидерская жилка, правильное футбольное мышление и определённый уровень навыков, который в лучшие годы позволял быть одним из сильнейших защитников лиги. Но для «нового тура» карьеры требовалось либо раскрепоститься и рискнуть — переехать в другой чемпионат, стать там своим, выкладываться и завоевывать новую вершину. Либо сохранять статус «флагмана» по полной программе дома, но при этом суметь конкурировать с любыми «бабичами», которых приобретают новые тренеры.
Не вышло ни то ни другое. Георгий как будто повис между небом романтизма и землею «реальности», задав собственные жёсткие условия, но оставшись без стойких аргументов на поле. Возможно, сейчас у него был бы иной ореол, если бы он не зацикливался на одном клубном цвете или не тратил время на раскачку там, где требовался резкий рывок.
Сейчас 31-летний Джикия расстался и со «Спартаком», и, кажется, вот-вот окончательно распрощается с «Химками». Да, он успел провести несколько матчей, вроде даже не терялся на поле, но шума вокруг этой истории гораздо больше, чем конкретной пользы. И вряд ли мы услышим в будущем: «Вот это был легендарный переход, перевернувший всю РПЛ».
Вместо того чтобы стать культовым универсальным центральным защитником уровня сборной, Джикия пока довольствуется репутацией «парня, который мог бы». И это, пожалуй, самое печальное для футболиста, ведь ещё совсем недавно его лицо было символом спартаковской обороны.
Но разве путь спортивной звезды окончен? Любой, кто когда-то вырывал место под солнцем, всё ещё способен перезагрузить свою карьеру. Другой вопрос: есть ли у Джикии ещё на это силы — физические и ментальные? Или он окончательно «забронзовел»? Пока ответа нет. А мы, простые наблюдатели, будем следить за сюжетом, как за лихим сериалом, где неожиданная развязка может произойти даже на 90+8-й минуте — лишь бы оставались талант и жажда победы.
Тренер объяснил, почему Джикия не перешёл в «Локомотив»
Наумов: «Джикия может оказаться в ЦСКА»
Арман Тигранянц
➜ Подпишись на телеграм Евро-Футбол
Читайте далее на сайте