Найти в Дзене

Когда степь пришла в Европу: Нашествие монголов на Польшу и Венгрию

13 февраля 1241 года произошла победа монголов в Турской битве близ села Турско-Вельке в ходе монгольского вторжения в Польшу, в этот же день монголами был захвачен город Сандомир. Сами по себе эти события в истории наших соседей навряд ли широко известны русскоязычному читателю и понятно почему: кульминацией вторжения они не являлись. Тем не менее, на наш взгляд, сама эпоха и ее герои достойны того, чтобы погрузиться в размышления, из которых можно сделать интересные выводы. Во-первых, хочется вспомнить польского правителя тех лет князя Генриха II Набожного (от 1193 до 1204 — 9 апреля 1241). Во время вторжения монголов европейские правители были заняты борьбой между Священной Римской империей и папой, просьбы Генриха о помощи были проигнорированы. Единственными иностранными войсками, присоединившимися к нему, были моравские рыцари, группа французских тамплиеров и рыцари Тевтонского ордена. Войско шурина Генриха II, короля Чехии Вацлава I, осталось в одном дне пути от места ключевого с

13 февраля 1241 года произошла победа монголов в Турской битве близ села Турско-Вельке в ходе монгольского вторжения в Польшу, в этот же день монголами был захвачен город Сандомир.

Сами по себе эти события в истории наших соседей навряд ли широко известны русскоязычному читателю и понятно почему: кульминацией вторжения они не являлись. Тем не менее, на наш взгляд, сама эпоха и ее герои достойны того, чтобы погрузиться в размышления, из которых можно сделать интересные выводы.

Во-первых, хочется вспомнить польского правителя тех лет князя Генриха II Набожного (от 1193 до 1204 — 9 апреля 1241). Во время вторжения монголов европейские правители были заняты борьбой между Священной Римской империей и папой, просьбы Генриха о помощи были проигнорированы. Единственными иностранными войсками, присоединившимися к нему, были моравские рыцари, группа французских тамплиеров и рыцари Тевтонского ордена. Войско шурина Генриха II, короля Чехии Вацлава I, осталось в одном дне пути от места ключевого сражения.

На Легницком поле к северо-западу от Бреслау (в польском варианте название этого города читается как «Вроцлав») 9 апреля 1241 году войско Генриха Второго выстроилось для битвы под знаком креста. Летописцы писали о 40 тысячах человек, которые должны были противостоять 100 тысячам монголов. Но это, конечно, было сильным преувеличением. Генрих II был разбит и пал в бою. Голову Генриха насадили на копьё и принесли к воротам Легницы. Позже его обнаженное и обезглавленное тело было опознано матерью по ноге (на ней было шесть пальцев). Затем он был похоронен во Вроцлаве в францисканской церкви Святого Винсента. Несмотря на то, что Генрих правил всего три года, он остался в памяти Силезии, Великой Польши и Кракова как совершенный христианский рыцарь, правитель и мученик, чья блестящая карьера была внезапно прервана его ранней смертью.

После его смерти линия силезских Пястов распалась на многочисленные ветви, которые никогда уже не были объединены. В 2015 году Ассоциация сестер и братьев Генриха Набожного и Анны Легницкой выступила с инициативой канонизации Генриха II. В июне 2017 года Ватикан дал nihil obstat («отсутствуют возражения») на начало процесса беатификации, и Генрих получил титул «слуги Божьего». Сейчас идет сбор документов, необходимых для подтверждения его святости.

В российской блогосфере порой можно услышать мнение, что русские спасли Европу от монголо-татар. С эмоциональной точки зрения такое мнение может быть понято, но в реальной истории монголы не остановились на разорении Руси. Польшу и Венгрию постигла похожая участь, монгольская армия дошла до предместий Вены. То, что монголы не воспользовались этим шансом взять столицу Священной Римской империи, испуганные современники объясняли промыслом Божьим.

Менее религиозно мыслящие историки выделяют две вполне материальные причины отступления монголов. Во-первых, великий хан Угэдэй умер в декабре 1241 года. Весть об этом быстро достигла хана Бату по цепи гонцов. Чтобы заявить о своих претензиях на власть, называвшийся у русских Батыем хан двинулся со своим войском на восток. Второй причиной, побудившей монголов остановить продвижение в Европу, были экологические условия, необходимые для поддержания привычного для монголов образа жизни, а значит, и для дальнейшей экспансии. Огромные стада, состоящие из сотен тысяч лошадей и овец, нуждались в соответственно больших по площади пастбищах, которых в Европе просто не было.

Во-вторых, хочется остановиться на городе Сандомир. Расположен он на обоих берегах реки Вислы, чуть выше по течению от места впадения в нее реки Сан, в 180 км к юго-востоку от Варшавы. На протяжении XIII столетия городу был нанесен серьезный ущерб в ходе монгольской интервенции (1241, 1259 и 1287 годы), деревянные постройки города были полностью уничтожены. В 1260 году в Сандомире монголами вместе с 48 товарищами был замучен Садок Блаженный (член монашеского ордена доминиканцев).

В 1286 году Сандомир стараниями Лешека Черного, впоследствии ставшего князем сандомирским, приобрел магдебургское право. По данному праву города получали от государей свою юридическую, экономическую, общественно-политическую и имущественную независимость от местных феодальных правителей. Такого уровня городского самоуправления на Руси не достигли даже Новгород и Псков. На основе магдебургского права в 1785 году в России была составлена Грамота на права и выгоды городам Российской империи (также известная как «Жалованная грамота городам»).

Князь галицкий Лев Данилович
Князь галицкий Лев Данилович

Монгольские тени на Руси: Влияние кочевников на формирование русской государственности

Польский город Сандомир, находившийся вне монгольского правления, получил Магдебургское право уже через 45 лет после первого монгольского вторжения, а что же получила оставшаяся «по ту сторону» Русь?

Монгольское правление долгое время считалось национальным бедствием в сознании русских, тем не менее зависимость от татар сильно сократила набеги.

Монголы произвели первые переписи населения Руси, когда с целью обложения подданных данью в 1257–1259 и 1273 годах были проведены переписи податного населения. В российском государстве, которое унаследовало многие административно-управленческие традиции Золотой Орды, начало статистическому учету жителей было положено в XV веке так называемыми писцовыми книгами.

Древнерусские князья стали активно использовать ордынские войска в своих интересах. В 1275 году великий князь галицкий Лев Данилович обратился к хану Менгу-Тимуру и беклярбеку Ногаю о военной помощи, корпус Ягурчина принял участие в походе на Литву. Через два года по инициативе беклярбека Ногая в ответ на жалобу на Литву галицко-волынских князей Льва и Мстислава Диниловича и Владимира Васильковича участие в боевых действиях на стороне русичей принял корпус Мамшая. Желая после смерти Болеслава Стыдливого овладеть малопольским престолом, князь Лев Данилович обратился к беклярбеку Ногаю за военной помощью для похода на Малую Польшу. В 1270 году владимирский и тверской великий князь Ярослав Ярославович, а в 1273 году дважды его младший брат, занимавший в это время владимирский стол, привлекали ордынские отряды для усмирения Новгородской земли.

Н. М. Карамзин, считает, что татаро-монгольское иго сыграло важнейшую роль в эволюции русской государственности. Он указал на Орду как на очевидную причину возвышения Московского княжества. Вслед за ним В. О. Ключевский полагал, что Орда предотвратила изнурительные, братоубийственные междоусобные войны на Руси: «Монгольское иго при крайней бедственности для русского народа было суровой школой, в которой выковывались московская государственность и русское самодержавие: школой, в которой русская нация осознавала себя как таковая и приобрела черты характера, облегчавшие ей последующую борьбу за существование».

Сторонники идеологии евразийства (Г. В. Вернадский, П. Н. Савицкий и др.), не отрицая крайней жестокости монгольского господства, переосмыслили его последствия в позитивном ключе. Монгольскую империю они рассматривали как геополитическую предшественницу Российской империи. Позднее схожие взгляды, только в более радикальном варианте, развивал Л. Н. Гумилёв.

В нынешнее время особенно интересным для размышлений остаётся тот факт, что в течении ряда десятилетий Русь находилась в одном государственном образовании с Китаем.

Альберт Арканти

Источники:

1. Бахтияр Измайлов. Переписи населения в России: опыт Золотой Орды, служилые татары и «дефекты» 1937-ого

2. Бертольд Зеевальд. Как Силезия спаслась от монголов