В 1985 году произошло событие, которое стало значимым как для военной истории, так и для технологического противостояния времён Холодной войны. Два боевых вертолёта Ми-24, принадлежащие Вооружённым силам Афганистана, были угнаны в Пакистан. Этот инцидент не только стал отражением сложной политической обстановки в регионе, но и открыл для американских военных экспертов доступ к передовым советским технологиям, которые ранее оставались для них загадкой.
Политический контекст и детали угона
Угон двух Ми-24 произошёл на фоне Афганской войны, в которой Советский Союз поддерживал правительство Демократической Республики Афганистан, а Соединённые Штаты и их союзники оказывали помощь моджахедам. Пакистан, будучи ключевым союзником США в регионе, активно участвовал в поддержке афганских повстанцев. Поэтому угон советских вертолётов в Пакистан стал событием, которое вызвало интерес как у пакистанских военных, так и у американских экспертов.
Пилоты получили задание по поиску отряда афганских моджахедов в провинции Хост и его уничтожению бомбо-штурмовым ударом.
Точные детали угона остаются не до конца ясными, однако известно, что пилоты, управлявшие вертолётами, перешли на сторону моджахедов и решили перебраться в Пакистан. Это могло быть связано как с идеологическими мотивами, так и с недовольством политической ситуацией в Афганистане.
Вертолёты были с авиапушками и пулемётами с полным боекомплектом, блоками ОРО, НУРС и УРВП (ракета "воздух-земля") на внешней подвеске.
Вертолёты благополучно приземлились на территории Пакистана, совершив посадку в Мираншахе, где их немедленно взяли под контроль местные военные.
С пилотами также перелетели еще пять афганских военнослужащих. И пилоты, и другие военные были уроженцами приграничной с Пакистаном афганской провинции Пактия. Все попросили политическое убежище.
Поверенный в делах Пакистана в ДРА немедленно был вызван в МИД ДРА. Но он ничего не знал, так как угон организовал не Пакистан. Позже, по свидетельству Юнуса Халеса стало известно, что побег был спланирован именно им.
Ми-24: летающий танк с передовыми технологиями
Ми-24, прозванный "летающим танком", был одним из самых передовых боевых вертолётов своего времени. Его многофункциональность, сочетавшая в себе транспортные и ударные возможности, делала его уникальным в своём классе. Вертолёт мог одновременно перевозить десант из восьми человек и вести огонь по наземным и воздушным целям.
Одной из ключевых особенностей Ми-24 было его оборудование для полётов в горных условиях. Афганистан, с его сложным рельефом и высокими горами, стал своеобразным испытательным полигоном для этой машины. Вертолёт был оснащён системами, которые обеспечивали стабильность и маневренность на больших высотах, а также позволяли эффективно действовать в условиях разреженного воздуха и переменчивой погоды.
Кроме того, Ми-24 имел мощные средства защиты от зенитного управляемого ракетного оружия. Вертолёт был оборудован системами предупреждения о запуске ракет, а также средствами активного противодействия, такими как отстрел тепловых ловушек. Эти технологии значительно повышали выживаемость машины в боевых условиях.
Американский интерес к Ми-24
Для американских военных экспертов Ми-24 был настоящей загадкой. Советский Союз тщательно охранял свои военные технологии, и западные страны имели лишь ограниченные сведения о характеристиках и возможностях советской авиации. Угон вертолётов в Пакистан предоставил США уникальную возможность изучить конструкцию и технологии Ми-24.
Американские специалисты детально исследовали угнанные вертолёты. Их интересовали как инженерные решения, применённые в конструкции машины, так и её электронные системы. Особое внимание было уделено средствам защиты от зенитного оружия и оборудованию для полётов в сложных условиях. Полученные данные позволили США лучше понять возможности советских вертолётов и разработать меры противодействия.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!