Найти в Дзене
История в фотографиях

Грозные и великолепные шлемы воинов из прошлого

Шлемы играли важную роль в военной истории на протяжении тысяч лет: древние цивилизации по всему миру разрабатывали собственные уникальные конструкции для защиты своих воинов в бою. От самых ранних известных образцов бронзового века до замысловатых шлемов классического мира — история древних шлемов представляет собой увлекательную и сложную историю. Самые ранние шлемы изготавливались из кожи или ткани, но развитие металлообработки позволило создавать более эффективные и долговечные шлемы. Бургонет «Немейский парад львов» Карла V. Изготовлен Филиппо Негроли в Милане около 1541 года. Самые ранние известные металлические шлемы датируются VIII веком до н. э. и были сделаны из бронзы, как, например, знаменитый коринфский шлем, который использовали древнегреческие воины. Эти шлемы закрывали всю голову, оставляя открытыми только глаза и рот, и часто имели гребень или плюмаж наверху для украшения. Греки также использовали другие шлемы, такие как аттические и беотийские типы. Римская империя та

Шлемы играли важную роль в военной истории на протяжении тысяч лет: древние цивилизации по всему миру разрабатывали собственные уникальные конструкции для защиты своих воинов в бою.

От самых ранних известных образцов бронзового века до замысловатых шлемов классического мира — история древних шлемов представляет собой увлекательную и сложную историю.

Самые ранние шлемы изготавливались из кожи или ткани, но развитие металлообработки позволило создавать более эффективные и долговечные шлемы.

Бургонет «Немейский парад львов» Карла V. Изготовлен Филиппо Негроли в Милане около 1541 года.

Самые ранние известные металлические шлемы датируются VIII веком до н. э. и были сделаны из бронзы, как, например, знаменитый коринфский шлем, который использовали древнегреческие воины.

Эти шлемы закрывали всю голову, оставляя открытыми только глаза и рот, и часто имели гребень или плюмаж наверху для украшения. Греки также использовали другие шлемы, такие как аттические и беотийские типы.

Римская империя также использовала шлемы, и одним из самых узнаваемых образцов был Галеа. Галеа изготавливалась из бронзы и имела широкие поля, защищавшие шею и уши, а также щитки для щек и забрало, которое можно было поднимать или опускать.

Римские шлемы часто украшались красочными перьями или другими украшениями, что делало их не только элементом защитного снаряжения, но и символом статуса.

-2

Шлем императора Карла V. Он был изготовлен Дезидериусом Хельмшмидом, который был членом Хельмшмидов из Аугсбурга, одной из ведущих семей оружейников позднего средневековья в Европе, около 1540 года.

В Средние века шлемы продолжали развиваться, чтобы лучше защитить владельца. Европейский рыцарский шлем, также известный как Большой шлем или Шлем крестоносца, был популярным дизайном в XII и XIII веках.

Этот шлем изготавливался из стали и имел коническую форму, закрывавшую всю голову, часто с забралом, которое можно было поднимать или опускать.

Другие типы средневековых шлемов включали бацинет, имевший более округлую форму и который можно было носить с отдельным забралом, и салад, имевший более заостренную форму и закрывавший заднюю часть шеи.

По мере того, как военные действия становились все более сложными и появлялось огнестрельное оружие, шлемы продолжали совершенствоваться, чтобы обеспечить лучшую защиту.

-3

Бургонетный шлем императора Карла V. Его изготовил Кольман Хельмшмидт, который также был членом Хельмшмидтов Аугсбурга, около 1530 г.

В эпоху Возрождения шлемы конструировались с рифлениями или выступами, которые помогали отражать пули и повышали их прочность.

В XVII и XVIII веках солдаты часто носили шлемы, но они имели скорее церемониальное и декоративное, а не функциональное назначение.

Сегодня каски продолжают оставаться важной частью военной экипировки, а современные конструкции включают в себя передовые материалы и технологии, обеспечивающие высочайший уровень защиты солдат и другого личного состава.

От самых первых кожаных и матерчатых шлемов до сложных конструкций современной эпохи — история древних шлемов является свидетельством человеческой изобретательности и постоянной потребности в защите во время войны.

-4

Парадный доспех итальянского генерала Алессандро Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы (1545-1592), мастерская оружейника Лучо Пиччинино, Италия, XVI век, Вена, Музей истории искусств.

-5

Доспехи итальянского генерала Алессандро Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы.

-6

Доспехи итальянского генерала Алессандро Фарнезе, герцога Пармы и Пьяченцы.

-7

Рогатый шлем Генриха VIII.

-8

Рогатый шлем Генриха VIII. Королевская оружейная палата, Лидс – октябрь 2015 г.: Рогатый шлем Генриха VIII.

Одним из самых загадочных предметов в коллекции Королевской оружейной палаты является «Рогатый шлем» , изготовленный для Генриха VIII. Он был частью великолепных доспехов, заказанных в 1511 году императором Священной Римской империи Максимилианом I в качестве подарка молодому королю, который носил эти доспехи для придворных представлений, а не в бою.

Украшения на гротескной маске выгравированы, с реалистичными деталями лица, вплоть до щетины на подбородке и «гусиных лапок» вокруг глаз, а под носом имеется ярко выраженная капля.
Украшения на гротескной маске выгравированы, с реалистичными деталями лица, вплоть до щетины на подбородке и «гусиных лапок» вокруг глаз, а под носом имеется ярко выраженная капля.

Маска дополнена парой очков, которые еще больше подчеркивают странность этого шлема. Пара бараньих рогов, прекрасно вылепленных из листового железа, завершают этот необычный предмет и делают его настолько примечательным, что он был выбран в качестве объекта для представления Королевского оружейного музея в Лидсе, когда он впервые открылся в 1996 году.

-10

Парадный закрытый шлем Карла V. Изготовлен Хельмшмидами из Аугсбурга около 1540 года.

-11

Бургонет с падающим буффе и сценами битвы между лапифами и кентаврами, ок. 1555 г.

Медальоны по обеим сторонам чаши украшены рельефными изображениями сцен из греческой мифологии, изображающих битву кентавров и лапифов — популярный сюжет в искусстве эпохи Возрождения.

Композиции частично основаны на проектах Россо Фьорентино (1494–1540), одного из итальянских художников, приглашенных в Фонтенбло для работы при французском дворе.

Вероятно, этот шлем был изготовлен для Генриха II Французского (правил в 1547–1559 гг.) и передан в качестве дипломатического подарка двору Медичи во Флоренции в XVI веке.

Он проиллюстрирован на портрете Козимо II Медичи (1590–1621), великого герцога Тосканского, в коллекции Метрополитен-музея (инвентарный номер 22.150). (Из Metmuseum).

-12

Бургонет Гвидобальдо II делла Ровере, герцог Урбино, Милан, ок. 1532-35

-13

Шлем для турнира мира (Stechhelm), немецкий, вероятно, Нюрнберг. 1500-е гг.

Шлем с лягушачьим ртом (или Stechhelm, что на немецком означает «шлем для турниров») был типом большого шлема, появившимся около 1400 года и сохранившимся до первой четверти XVI века. Шлем в основном использовался конными рыцарями для турниров (поединков), а не на поле боя.

Аналогия с лягушачьим ртом была проведена из-за того, что окулярий (щель, через которую мог видеть носитель шлема) напоминает открытый рот лягушки.

Во время рыцарских турниров шлем обеспечивал лучшую степень защиты от копий, которые раскалывались при ударе о доспехи противника.

Ранние образцы stechhelm изготавливались из цельного куска металла, тогда как более поздние шлемы имели шарнирные конструкции, которые можно было разобрать.

-14

Шлем в форме лягушачьего рта.

-15

Шлем императора Карла V (Карла I Испанского), XVI век. Королевская оружейная палата, Мадрид.

-16

Англосаксонский шлем из золота и серебра, VII век. (Фото: Бирмингемский музейный фонд).

Редкий англосаксонский шлем из золота и серебра VII века, реконструированный из фрагментов, найденных недалеко от Личфилда, Англия.

Стаффордширский клад — крупнейшая из когда-либо обнаруженных коллекций англосаксонского золота и серебра, хранящаяся в Бирмингемском музейном фонде.

-17

Самурайский шлем Самурайский шлем (Кавари Кабуто) с рогами буйвола, ушами и дьявольской маской.

-18

Шлем секутора, разновидности гладиатора, который будет выставлен в Музее Квинсленда. Объект был найден в казармах Ludus Gladiatorius в Помпеях. (Фото Рогви Н. Йохансена).

-19

Воинский шлем, найденный в могиле. VII век н.э., Швеция.

-20

Бронзовый коринфский шлем, ок. 500 г. до н. э., Staatliche Antikensammlungen.

Коринфский шлем возник в Древней Греции и получил свое название от города-государства Коринф. Это был шлем из бронзы, который в более поздних стилях закрывал всю голову и шею, с прорезями для глаз и рта. Большой изогнутый выступ защищал затылок.

Вне боя греческий гоплит носил шлем, наклоненный вверх для удобства. Эта практика породила ряд вариантов в Италии, где прорези были почти закрыты, поскольку шлем больше не натягивался на лицо, а носился как шапка.

Хотя классический коринфский шлем вышел из употребления у греков, уступив место более открытым типам, итало-коринфские типы оставались в употреблении до I века н. э., применяясь, в том числе, и римской армией.

-21

Шлем Негроли в виде маски дельфина, XV век.

-22

Шлем самурая в форме головы демона с волосами, 17 век.

-23

Шлем с тиснением в виде раковины (аваби учидаси кабуто), Япония, 1618 год. Изготовлен Нагасоне Тодзиро Мицумаса.

-24

Декоративный шлем Георгия Кастриоти Скандербега, ок. 1460 г. Куплен для Скандербега эрцгерцогом Фердинандом II. Неизвестный художник, итальянского производства, возможно, из Урбино.

-25

Кельтский (галльский) парадный шлем, 350 г. до н.э.

-26

Немецкий пикельхельм.

-27

Османский шлем-зишагге, середина XVI века.

Поскольку изначально герб был предназначен для различения знатных бойцов на поле боя или на турнире, даже если они были в доспехах, неудивительно, что геральдические элементы постоянно включали щит и шлем, которые часто были наиболее заметными частями военного снаряжения рыцаря.

Практика обозначения пэрства посредством демонстрации решетчатых или полосатых шлемов впервые появилась около 1587–1615 гг., а геральдическая традиция демонстрации шлемов в зависимости от ранга в Соединенном Королевстве, вошедшая в моду во времена Стюартов, выглядит следующим образом:

  • Соверен: золотой шлем с полосой на лице (турнирный), помещенный в качестве оскорбления
  • Шлем пэра: серебряный полосатый (турнирный) шлем, изображенный в профиль
  • Шлем рыцаря или баронета: стальной шлем (раньше рыцарский шлем, позже закрытый шлем), надетый на голову с открытым забралом.
  • Шлем Эсквайра: стальной шлем, изображенный в профиль с закрытым забралом.

Однако более ранние гербовые списки показывают, что ранние геральдические шлемы изображались в манере, близкой к стилям, которые использовались в реальных военных или турнирных целях того времени.