Найти в Дзене
Русборг и около того.

Проблемы быта и войны Кораблей Драконов.

Помимо проблем с управлением драккаром, есть вопросы к тому, как была организована жизнь на корабле в бытовом плане. Первое и самое главное, что нужно понимать о судовождении викингов — это каботажный характер плавания, как основа. Да, викинги совершали длительные морские путешествия. Вот только, если верить сагам, те из них которые приводили к открытиям новых земель не планировались как дальние походы изначально. Они были либо результатом ошибок в навигации, либо попыткой проверить сведения от кого-то полученным, что впереди есть земля. От побережья Норвегии до Шетлендских островов 300км. От Шетледских до Фарерских ещё 300км, дальше до Исландии 400 и от неё до Гренландии снова 400. От Гренландии до Баффиновой Земли — 320км. Это самые дальние маршруту которые нам известны, всё остальное гораздо ближе и как правило в виду берега на горизонте. Замеры на современных репликах драккаров дают нормальную скорость 8-9км/ч и максимальную около 25км/ч. При известном направлении движения и многол

Помимо проблем с управлением драккаром, есть вопросы к тому, как была организована жизнь на корабле в бытовом плане.

Первое и самое главное, что нужно понимать о судовождении викингов — это каботажный характер плавания, как основа. Да, викинги совершали длительные морские путешествия. Вот только, если верить сагам, те из них которые приводили к открытиям новых земель не планировались как дальние походы изначально. Они были либо результатом ошибок в навигации, либо попыткой проверить сведения от кого-то полученным, что впереди есть земля.

От побережья Норвегии до Шетлендских островов 300км. От Шетледских до Фарерских ещё 300км, дальше до Исландии 400 и от неё до Гренландии снова 400. От Гренландии до Баффиновой Земли — 320км. Это самые дальние маршруту которые нам известны, всё остальное гораздо ближе и как правило в виду берега на горизонте. Замеры на современных репликах драккаров дают нормальную скорость 8-9км/ч и максимальную около 25км/ч.

-2

При известном направлении движения и многолетнем наблюдении за сезонностью погоды, они могли прогнозировать ситуацию настолько, чтобы любой выход в такой переход не был гарантированным самоубийством.

От побережья современных Нидерландов, земли Фризов, до Англии в область Дэнло, датским викингам было достаточно суток чтобы высадиться в гостеприимной и богатой земле саксов.

Давайте зафиксируем.
Даже самые дальние из реально имевших место переходов составляли расстояния, которые драккары могли покрывать за сутки или двое максимум. При этом речь не идёт о передвижении на вёслах вообще. Крупные драккары имеют такую парусность корпуса и мачты, что любой маломальски встречный ветер, лишает возможности выгрести против него полностью.

Как известно, на крупных драккарах, начиная от Осеберга с Гокстадом, как наиболее сохранившихся, отсутствуют скамьи для гребцов. На более мелком Скульделёве-5 в качестве таких банок могут выступать и наверняка выступали бимсы корпуса. На всём что крупнее, по бимсам лежит палуба.

Так на чём же сидели гребцы?! Те самые знаменитые и воспетые руотси?! Мощные русы, викинги, норманны!

Исследователями высказывалась идея, о том ,что гребцы якобы могли сидеть на своих гребецких или гребцовских сундуках. Мол, каждый сидит на своём сундуке с прида….сокровищами и гребёт!

Но есть с этой версией ряд проблем:

Где сами сундуки?

Если бы такая практика была распространена, то наверняка были бы массовые находки как минимум петель и замков от сундуков. Сундуки было бы логично положить в корабль отправляющий знатного человека в загробный мир. Нету! Все находки ключей от сундуков — на территории поселений. Скоплений ключей или любой другой фурнитуры в находках лодок и кораблей нет. Те сундуки что найдены на корабле из Осеберга, скорее шкатулки и не подходят на роль скамьи, судя по остаткам. Известный сундук из Мастермюра, который любят рисовать в качестве такого сидения, имеет покатую крышку, на которой неудобно сидеть. К тому же он маленький и это был набор кузнеца, судя по содержимому, а не викинга.

Чертеж сундука из Мастермюра. Попробуйте погрести сидя на такой крышке.
Чертеж сундука из Мастермюра. Попробуйте погрести сидя на такой крышке.

Как на палубе зафиксировать сундук?

Корабль, во время движения имеет переменный крен. Любая вещь по гладкой палубе имеет свойство перемещаться самым непредсказуемым образом. Деревянный сундук будет летать по палубе как снаряд в кёрлинге. Но никаких специальных пазов на палубе, никаких точек крепления стяжек и даже изображений чего-то подобного нет. По крайней мере, пока нет.

-4

Во что упираться ногами, сидя на сундуке?

Ещё один вопрос, который ставит сундучную теорию под сомнение. Во время гребли гребцы упираются ногами в набор лодки. В том числе по этому он на скандинавских плавсредствах плюс минус одинаковый, в районе 70-90см, как раз чтобы ноги доставали. Если же упора нет, грести в силу не получится. Вот и выходит — лодка качается, воображаемый сундук стоит на гладком полу не закреплённым, упереться не во что.

-5

Какой вариант в реальности на крупных драккарах использовали викинги мы просто пока не знаем. Никаких убедительных версий у науки на этот счёт нет. Возможно, что вёсла вообще использовались лишь для незначительного маневра на закрытой акватории.

С бытом на корабле тоже всё не просто.

У нас нет ни одной убедительной находки очага на драккарах, даже ящика для песка пока не зафиксировано в трюмах. Хотя вряд ли бы кто-то стал специально его демонтировать для вторичного использования корабля для захоронений.

У нас нет понимания, как они могли на корабле спать и спали ли они вообще. При этом мы можем с натяжкой утверждать, что как минимум на корабле из Осеберга был каркас тента. Который ранее считали палаткой, но он вполне мог быть каркасом для установки тента на самом корабле.

Современные викинги делают так:) Особенно прекрасна кабина рулевого:)
Современные викинги делают так:) Особенно прекрасна кабина рулевого:)

В целом, стоит признать, что настоящие драккары викингов абсолютно не приспособлены для хождения на вёслах на дальние расстояния, точно также, как они непригодны для проживания на них во время движения. Полностью закрыть корпус тентом или тем же парусом можно только на стоянке. И не факт ,что парус для этого не будет слишком уж большой роскошью.

Однако, всё вышесказанное не ставит под сомнения экспансию викингов и их успехи на море. У них были суда поменьше, где всех перечисленных проблем не существовало. У которых и банки для гребцов спокойно достают от борта до борта. Которым не нужны якоря весом за сотню килограмм. Чьи паруса может поднять пара человек и чью мачту можно снять/поставить силами команды прямо в море.

-7

Даже по количеству находок лодок Эпохи Викингов сильно лидируют суда размером в пределах 8-20 метров. Которых было вполне достаточно для переходов на сутки в любую точку где викингов ждала добыча.

Так зачем были нужны Корабли Драконы?!

Настоящие Драккары Конунгов были по настоящему нужны… Только в замесах между самими представителями аристократии у себя дома. Где выстроившись в линии и часто связавшись между собой, корабли сходились в сражении. В такой ситуации выгода от большой лодки очевидна. На ней экипаж кратно больше и борт такого судна выше, чем у более мелкого судна. Сразу получается преимущество и количественное и качественное.

-8

Условный Скульделёв-5 с командой в 25-30 человек максимум и высотой борта 1м, ничего не сможет противопоставить условному Роскильде-6 с командой 100-120 человек и высотой борта 2м. Им придётся закрываться от более многочисленного противника сверху при практически нулевых шансах перенести сражение на более крупный корабль.

Вот мы и встретились. У нас на борту 100 человек, у вас... девять:)
Вот мы и встретились. У нас на борту 100 человек, у вас... девять:)

Даже при нанесении таранного удара корпусом судна (это точно не было основой тактики), преимущество у более крупного судна с более толстыми элементами конструкции очевидно.

-10

Если вы честолюбивый датский викинг и собираетесь захватить Париж, вам стоит подумать о сборе флота из лодок 15-20м длиной с экипажами в пределах 25-35 человек на борту. Но у вас дома обязательно должен быть Настоящий Драккар метров 35…

-11

Чтобы каждый в Дании знал, кто тут самый главный честолюбивый датский викинг;)