Поговорим о «Вечном противостоянии» Рок и Поп музыки в России в Нулевыx, что оно из себя представляло и на сколько преувеличены были его масштабы.
В 80х жизнь музыканта была проста и понятна, не важно в каком стиле ты играл, плюс минус условия существования были похожи, для ведения музыкальной деятельности требовалось иметь принадлежность к какому-нибудь ВИА или, например Рок-клубу, музыканты даже популярные не имели широкого разброса в гонорарах. Западный рок, уже активно проник в творческую тусовку, и многие будущие рок-звезды занялись переосмыслением, а некоторые и прямым копированием западных коллег. И такое новое, изначально андеграундное течение, быстро завоевало сердца молодых слушателей. Слушатель же в то время был весьма ограничен в выборе, так как у него не было полного доступа к зарубежной музыке и приходилось выбирать из-того, что есть.
У поп-музыки все шло по той же дорожке, по сути, музыкальные продюсеры также занимались тем, что копировали популярных западных коллег. Но в силу бесконфликтности, к ней власть относилась более снисходительно чем к року.
Не смотря, на попытки власти маргинализировать рок-музыку, рок-музыканты тоже имели большой успех, например к распаду Союза, та же группа КИНО выступала на стадионах (в 1990 году, например). И все бы хорошо, но распад СССР в 1991 году, перевернул шахматную доску. Сперва финансовый кризис поставил группы на грань выживания, больше не было стабильных зарплат в ВИА и концертов на крупных площадках, а вторым ударом, стала прямая доступность западной музыке. В пиратском формате она стала доступна по всей стране, а также зазвучала на ТВ и Радио. И слушатель увидел, что музыкальная палитра куда богаче, чем он думал раньше и стал впитывать все без разбору. Конкуренция очень потеснила отечественную сцену.
О Поп-музыке
С поп-музыкой все было просто, руководители ВИА стали частными продюсерами и сохранив диктаторский стиль управления, унаследованный в СССР, они продолжили заниматься копированием западной современной эстрады, где музыканты, на начальном этапе были фактически на рабских условиях, все преимущества капитализма испытывали на себе именно менеджеры и продюсеры музыкантов. Это заложило основы так называемой «музыкальной мафии» - об этом можно почитать тут
Проблема подражания западным поп-звездам была выражена в том, что оно выглядело как копировании образов без содержания. На всякий случай, поясню. Те образы, которые мы видим на улице, по ТВ, слышим по радио, это все результат развития общества и бизнес индустрии. Когда одно общество не прошло определенный путь развития, но заимствует у другого, которое уже прошло, то на начальном этапе, оно не понимает, почему все именно так и все что остается это копировать обертку, ничего не вкладывая в творчество, соответственно на выходе получался бездушный продукт. (это относится к любой музыке, не только к популярной)
Требования к музыкантам тоже стали ниже, чем в 80х, тут вам и отсутствие цензуры, плюс недостаток личного мастерства можно было компенсировать яркой картинкой и техническими хитростями. Опять же, такой музыкант более зависим от своего директора.
О Рок-музыке
В Рок-музыке все было по-другому, вытаскивать со дна павших бойцов Русского Рока прибыл супергерой. Михаил Козырев, которому в переходный период повезло отучится в США на отделении масс-медиа. В российский радиобизнес пришёл в 1994 году в качестве программного директора радио «Максимум», а в 1998 по предложению Бориса Березовского создал радиостанцию с российской музыкой «Наше радио», цель которой продвижение альтернативной и рок-культуры.
И сделал он это так хорошо, что на десятилетие подсадил пол страны на так называемый «Русский Рок». Вчерашние алкоголики и наркоманы, тяжело переживавшие кризис 90х, снова стали звездами, рок-группы 80х снова стали модными. Михаил успешно создал и продвинул миф об элитарности «Русского Рока». Модно было слушать «Наше Радио», модно было ходить на группы, которые крутят по «Нашему Радио», потому что там «серьезные музыканты и песни у них со смыслом», фестиваль Нашего Радио - "Нашествие", был самым крупным в РФ. Также во всю растили новое рок-музыкантов, максимально травоядных, но и время было такое, экономика росла, как и уровень жизни, так что не до протестов было.
И самое интересное, что в этот миф об элитарности, поверили и сами музыканты, даже новые. И конечно они стали педалировать через медиа, что поп-музыка в России бесталанная, ничего не представляющая из себя в плане искусства и в целом это музыкальная продукция для недалеких людей. А они в свою очередь - люди творческие, деньги для них не главное, а фанаты их серьёзные разборчивые слушатели. Тем не менее, эти борцы за идею отлично зарабатывали, благодаря медийности, которую обеспечил им Михаил Козырев, а позже, его коллеги по цеху. Не брезговали участиями в политических компаниях типа «Голосуй или проиграешь», а позже вчерашние нонконформисты уже сотрудничали и были на короткой ноге и с новой властью. При этом качество творческого наполнение их музыки, при детальном рассмотрении оставляет больше вопросов, чем ответов.
Рок-музыканты, недолюбливающие так называемую Попсу, регулярно клеймили ее в интервью, а некоторые даже в творчестве, при этом сами были вполне себе поп-музыкантами. Апогеем стала песня группы Бригадный подряд – «Попса», которая получила широкое распространение, ее знал любой русскорокер, она была своего рода гимном противостояния Поп-музыке, хотя, по сути, противопоставлявшие себя, сами давно были той самой конъюнктурной попсой. Просто конъюнктурность эта выражалась в следовании формату «Нашего Радио». Следуешь формату, будешь популярным, нет, то тебя и в эфир не возьмут. Такой подход практиковался и в поп-индустрии.
О противостоянии
Справедливо ли было противопоставление рок-музыкантов молодой отечественной поп-индустрии? В какой-то степени да. Дело в том, что в 90е, рынок наводнился крайне низкосортными музыкальными исполнителями. А Рок-музыканты, они все же люди старой школы, они прошедшие Рок-клубы и ВИА, с трудом могли принять конкуренцию за слушателя от поющих под фонограмму глянцевых девочек и мальчиков и конечно, получив медийность, они стали говорить об этом на право и на лево. Справедливости ради, стоит сказать, что противостояние было односторонним, так как поп-исполнителям было безразлично мнение рок-музыкантов и уж тем более оно было безразлично музыкальным продюсерам, которые во многом контролировали популярный музыкальный бизнес и справедливо думали, что они хозяева жизни.
Что приходит на ум из противостояния Рок и поп музыкантов:
1. Конечно, ранее упомянутая песня «Попса». Вот что заявляли авторы «Давно уже не было манифестов, потому что „Все это рок-н-ролл“ 10-летней давности — это уже время старое… <…> Вот и решили все собраться и сделать что-то подобное, поскольку по поводу „попсы“ у всех уже в душе нагорело и накипело — нужно с ней бороться и „давать джазу“!» Как говорится – их борьба.
2. Боксерский поединок между участниками группы Король и Шут и На-На. Вопреки ожиданиям он окончился вничью, так как героин стал плохим помощником Михаилу Горшеневу в бою с НаНайцем.
3. Юрий Шевчук как-то обнародовал аудиозапись фрагмента концерта "Песня года", сделанную со звукорежиссерского пульта, где слышно, как ужасно Киркоров поет без фонограммы.
4. Брат 2 и взаимоотношения Данилы с Ириной Салтыковой. Яркая, веселая, легкомысленная Ирина, как олицетворение поп-культуры и Данила, мрачный «видевший некоторое дерьмо», который живет эту настоящую сложную жизнь, которую Ирина даже не знает. Стоит добавить, что фильм стал культовым, как и русско-рокерский саундтрек к нему.
5. Бесчисленные интервью с обличением Поп-музыки приводить не буду, упомяну лишь Мишу Горшенева. Который проклинал попсу при любом удобном случае, в то время как сам являлся вокалистом самой попсовой панк-группы в России.
Кстати, Салтыкову не случайно вспомнил, недавно попался ее клип «Серые глаза», и я его включил, чтобы угореть по вайбу 90х и могу сказать, бог с ним с клипом, но спета песня ОЧЕНЬ плохо, Салтыкова совершенно не умеет петь, тут живое выступление смотреть не надо, на студийной записи видно, что с вокалом беда. И Салтыкова — это не самый страшный вариант из того, что поп-музыка предлагала в 90е.
Металлисты в противостоянии
Ну а что там российские металлисты? А ничего. Типичное отношение металлистов к поп-музыке во всех странах - пренебрежительно снисходительное, у них свой вайб, там идут споры о попсовости среди самих же металлистов, кто играет недостаточно брутально, и кто продался и смягчил звучание. Но сидеть и обвинять во всех смертных грехах поп-музыку, этим мало кто занимался. Как говорил классик "шо то фигня, шо это фигня"
В России метал-музыка всегда была в андеграунде и для них, что Русский рок, что поп-музыка, воспринимались как попса. Да и фан -базы с теми же русско-рокерами у них мало пересекались. Металлисты скорее были заняты выживанием, в силу специфики российского музыкального рынка.
Финал похода
Чем же закончился Крестовый поход против Попсы, обрели ли наши Рокеры землю обетованную? А ничем, все остались при своем, просто старому поколению музыкантов, у которых еще был в творчестве хоть какой то протест, в силу возраста уже надоело воевать с попсой, да и интерес к их музыке упал к концу Десятых годов, а новому поколению рок-музыкантов, у которых и протестных настроений в песнях не было, борьба с ветряными мельницами оказалась чужда.
Наследием той борьбы, является сохранения определенного авторитета «Нашего Радио», а также сохранение Мифа об элитарности Русского рока. До сих пор полно людей за 40 и детей тех кто рос на Русском роке 80х, которые обязательно расскажут вам, о том, что это и есть настоящая музыка, с глубокими, душевными, философскими текстами, которые не все способны осознать, что это поколение честных творческих людей, бросавших вызов обществу, а остальная музыка это бездуховный шлак, для выкачивания денег из недалеких слушателей живущих неосознанной жизнью, подвластных животным инстинктам.
В любой музыке, в любом стиле есть свои достоинства и недостатки. Есть законы шоубизнеса и есть специфика музыкальной сцены страны, которые могут влиять на восприятие того или иного стиля, в России это выразилось в такой форме, это просто факт.
А что вы думает про противостояние Рока и Поп-музыки? Видите ли вы в нем смысл?