Привет, киноманы!
Посмотрела все режиссерские работы Вуди Аллена. Когда-то фаворитом в его фильмографии была «Полночь в Париже». И я включила его бонусом в этот список - бесспорно шикарный фильм, который можно включить под любое настроение, и он всегда будет смотреться красиво, романтично, поэтично и волшебно. Познакомившись с ранними работами автора, я нашла гораздо больше удивительных историй, которыми спешу поделиться!
Бонус: «Полночь в Париже» (2011), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 7.8/IMDb 7.6
Самая романтичная мелодрама, в которой можно увидеть не только Париж, но и встретить Фицджеральда, Хемингуэя, Пикассо, Дали, Гертруду Стайн и других деятелей искусства и литературы. И не умереть, а вдохнуть и начать жизнь заново
Париж прекрасен в любое время года, но устами главного героя (в исполнении Оуэна Уилсона) больше всего хорош во время дождя. Под характерную французским фильмам музыку отправляйтесь гулять вместе с мечтательным героем по улочкам столицы, заглядывайте на рынки и в сувенирные магазины, восхищайтесь живописью в лучших музеях мира, пробуйте и дегустируйте этот город на вкус, чувствуйте каждой клеточкой вашего тела витающую в воздухе сентиментальность и ловите вдохновение на новые свершения. Жизнь по Вуди Аллену создана для любви и творчества, так зачем же тратить ее на всезнающих знатоков-спорщиков и спутницу, которая вряд ли верит в твой талант?!
10.«Мужья и жены» (1992), США
- Моя оценка на КП 8.5/10
- Рейтинг КП 7.3/IMDb 7.5
Одно из лучших философских, фрейдистских, психотерапевтических исследований Вуди Алленом взаимоотношений мужчины и женщины, секса и тем около него.
Почему люди расстаются? Почему со временем в браке прекращается интимная жизнь? С кем и почему изменяют мужья? Почему мужчин в возрасте тянет к молодым? Как выходит, что мужчина после расставания встречает женщину быстрее, чем женщина мужчину? Что будет с союзом, если один из супругов не хочет второго ребенка? Как начать новые отношения после расставания? Как мужчины и женщины выбирают партнера для секса, по каким признакам и чертам? Что есть вечная любовь? Бывает ли одновременный оргазм? Как личностные изменения влияют на отношения людей в браке. Что укрепляет брак (хороший левак?)? Чем делятся в беседе мужчины о семейной и интимной жизни? Какого это жить одной, расставшись с партнером? Сводничество или случайное знакомство перерастут в крепкие отношения и большую любовь? Так много вопросов и так мало ответов. Ведь все истории разные. Разочарований с возрастом становится все больше, шансы разлюбить супруга все выше, а встретить новую любовь могут вовсе не представиться.
На фоне любимых разговоров о сексе и любви без иронии и сарказма герой Вуди Аллена не только рассуждает о научно-исследовательской работе своей студентки «Оральный секс и эпоха деконструкции», но и не забывает упоминать великих классиков русской литературы (Тургенев, Толстой, Достоевский) и фильмы любимого Бергмана («Земляничная поляна»). Герой режиссера с экрана делится эмоциями и мыслями о самой незабываемой женщине. Женщина-камикадзе, как он ее называет, оставляет неизгладимый след в памяти и яркий сексуальный опыт в его жизни. Комментарии второстепенных героев про партнеров напоминают интервью у случайных прохожих на улице, которыми вдохновлялись создатели «Секса в большом городе» в первых сериях спустя несколько лет.
Ручная камера, движущаяся за персонажами и подчеркивающая мельтешение, создает раздрай и суматоху в беседе. Рваный монтаж вносит впечатление запутанности самих персонажей: что они хотят от жизни, что чувствуют, что их гложет, куда они идут, к чему приведут их эксперименты в личной жизни? Но идеально отражает внутреннее настроение героев, их чувства и мысли. Радикальные эксперименты удались Аллену, что подтверждает актуальность сюжета спустя десятилетия, свежесть сценария несмотря на смену поколений, подкрепляется актерской игрой и копируется режиссерами в других исследованиях тем любви, секса и отношений.
9.«Зелиг» (1983), США
- Моя оценка на КП 8.5/10
- Рейтинг КП 7.8/IMDb 7.6
Грандиозные перевоплощения гения комедии в роли человека-хамелеона на протяжении всего фильма доказывают, насколько талантлив Вуди как актер. А сценарий и режиссура в его же исполнении не дают сомневаться и в других его качествах. Он снял документалку до того, как это стало мейнстримом. И вынес на всеобщий суд главные пороки общества, которые только станут муссироваться СМИ, телевидением, блогерами, инфлюенсерами и прочими медийными персонами, раздувающими из мухи слона и создающими проблемы на пустом месте, спустя десятки лет.
Черно-белая хроника событий вокруг гения-мистификатора и псевдо комментарии современников в цвете не дают заскучать. Множественные личности героя - символа всего в одном лице, которого не могли разгадать психотерапевты, ученые, социологи и философы, служители церкви. На него обратил внимание Фицджеральд, простил его грехи и преступления Президент, им восхищалась публика, он становился никем и взлетал на вершину популярности, заполняя первые полосы газет заголовками о своих делах и поступках, он попадал в объективы камер рядом с голивудскими звездами, был вхож в аристократические круги, красил дома и принимал роды, он совершил первый полет вниз головой. Но никто так и не смог понять, что двигало фигурой во всех перевоплощениях: поиск себя или попытка раствориться в обществе, скрывая свои природные таланты.
Аллен с серьезным лицом своих персонажей высмеивает популяризацию любой личности, демонстрирует наглядно всеобщее помешательство и обескураженность общества после публикации разоблачений, создает шумиху из ничего, достает из чулана низменные тайны вроде объявившихся жен и внебрачных детей, выдвигает обвинения в плагиате, рукоплещет и линчует еврея в стране морали с чистым обществом. Его невозможно остановить в едком сарказме, ведь это и есть Вуди в лучшем проявлении своих комплексов, страхов, обид и сомнений. Ведь успех выбирает тех, кто может первым посмеяться над собой.
Фильм - отличное пособие, как привлечь внимание к личности или событию, создать новости из непримечательного факта, сделать деньги на рекламе и имени человека, который многолик и зауряден одновременно. Все зависит от подачи и запроса публики в данный момент истории. Думаю, ни раз еще пересмотрю эту работу, потому что в ней так много упоминаний и отсылок, что вкусить и насладиться тонким юмором и интеллектом создателя картины за один просмотр не удастся.
8.«Разбирая Гарри» (1997), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 7.2/IMDb 7.3
Никто давно так в кино не шутит. Религия, секс, цвет кожи, вероисповедание, брак, профессия и род занятий, политика, саморефлексия - в современном кино буквально все стало нежным, чувствительным, тонко организованным, легко подверженным оскорблениям и унижениям. Вуди Аллен в свойственной ему желчной, ироничной манере высмеивает все личные пороки, присущий ему невротизм, отношения с друзьями и женщинами. Личное драмеди режиссера.
«Свяжи, побей и ротиком - последовательность нужно соблюдать!»
«-У тебя не бывает депрессии? Неужели из-за работы у тебя не падает настроение? -Лучше быть проституткой, чем официанткой.
-Все проститутки говорят одно и то же. Походу официантки - самая мерзкая профессия в мире.»
«-Ты знаешь, что такое черная дыра? -Конечно, я ею зарабатываю на жизнь».
«Обещайте, что никогда не влюбитесь в меня. Никогда, ни за что этого делать нельзя. Потому что у меня бывают психи, частые залеты, я бываю не верен, изменяю, у меня слишком много фобий, бредовых идей - довольно часто.»
«-Что плохого в этом рассказе?
-В нем нет жизненной энергии. Я разочаровался в нем, он аморфный, беззубый, никому ненужный.
-А мне он показался очень трогательным: в том, что мальчик боялся, что никогда не научится любить, - это так красиво».
«-У тебя нет ценностей в жизни. Твоя жизнь сплошной цинизм, нигилизм, сарказм и оргазм.
-Кстати, во Франции легко победить с таким лозунгом на выборах.»
«За зло! Благодаря нему не бывает застоя».
Немного вырванных из контекста цитат, которые разрывают сюжет и диалоги героев. Хлестко, дерзко, живо, свежо, саркастично, в фокусе и иногда расплывчато.
7.«Мелкие мошенники» (2000), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 7.0/IMDb 6.7
Мойщик посуды, в душе авантюрист, а по призванию - мошенник, решает с друзьями открыть пиццерию, чтобы сделать подкоп в банк. «Ресторан по понятиям» - не иначе! Только круче. Подельники вместе с женой главного героя неожиданно находят золотую жилу в простом печенье и выводят предприятие для прикрытия в топ экономики страны.
Вуди был бы не Аллен, если не приправил криминал сочным сарказмом над нуворишами и смачной самоиронией над личным участием в этой афере. Быстро разбогатевшая парочка наглядно демонстрирует отсутствие чувства вкуса, знаний и образования, манер и воспитания, так необходимых для принятия в высшем свете. А появление утонченного и изысканного по всем критериям Хью Гранта только оттеняет и подчеркивает их кричащее безвкусие, купленное за большие деньги.
Это настоящий краткий курс, как вырваться из нищеты в свет, вникнуть в основные интеллектуальные темы для бесед и постараться задержаться в высшем обществе. Ведь, кто быстро взлетает, так же быстро пикирует вниз.
6.«Все говорят, что я люблю тебя» (1996), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 7.0/IMDb 6.7
Самый звездный каст из всех фильмов Вуди:
Утонченная Голди Хоун и сам Аллен, грациозно и изящно танцующие в финале на набережной Парижа;
Мечтательная и наивная Дрю Бэрримор, проглатывающая обручальное кольцо с верхушки пирожного;
Перспективный жених Эдвард Нортон, подражающий танцу одного из братьев Маркс в любимом фильме Вуди «Воры и охотники»;
Красотка Джулия Робертс, доверяющая самые сокровенные тайны психологу;
Преступник Тим Рот - развязный, наглый, но чертовски обольстительный;
Юная Натали Портман - да, роль эпизодическая, но талантливая звездочка светила в картинах лучших режиссеров с начала карьеры;
Молодая Наташа Лионн, дающая советы по обольщению женщины-мечты неуверенному в себе папе;
Алан Алда - вряд ли имя вам что-то говорит, но актера вы точно узнаете. Его некоторые реплики бьют прямо в цель и герой составляет отличную конкуренцию едкому герою самого режиссера.
К беспрецедентному касту добавьте Нью-Йорк во все времена года, романтичный Париж, каналы Венеции, главные американские семейные праздники, когда все члены семьи собираются за одним столом и язвительно обсуждают проблемы родственников, новогодний маскарад, песни и танцы.
Мюзикл Вуди Аллена, номинированный на Золотой глобус, оставляет самые светлые и добрые чувства, поднимает настроение и дает заряд энергии. Все поют и танцуют, наслаждаются жизнью и влюбляются. Это ли не повод пересматривать кино и внести его в список любимых?!
5.«Сладкий и гадкий» (1999), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП/IMDb 7.2
Магия фильмов Вуди Аллена заключается в том, что он может выдавать вымысел за чистую монету с серьезным лицом, играя с фантазиями, разумом и здравым смыслом зрителя, проверяя, как далеко мы готовы зайти вместе с режиссером и будем ли ему верить.
Гениально - выдумать виртуозного гитариста Эммета Рэя, удивлявшего американскую публику 30-х игрой на гитаре, и взять на роль скандалиста и драчуна актера Шона Пенна. А сам Вуди появляется на экране в качестве камео - документалиста, комментирующего биографию и события из жизни музыканта.
Главный герой - мечтатель, авантюрист, покоритель женских сердец, но спутник непостоянный, любитель пострелять по крысам и наблюдать за движущимися поездами и, конечно, романтик. Общение с женщинами по принципу «обожай, но покидай» заманивает в ловушку Саманту Мортон, чья безмолвная и немного странная героиня готова безропотно идти за героем любой дорогой. Или Уму Турман - роскошную, самоуверенную обольстительницу, которой палец в рот не клади. И доверчивых дурочек, верящих сказкам про луну и звезды, Нью-Йорк и цыгана, который играет лучше самого Эммета.
В фильме - снова джаз! Будто оказываешься в баре на полтора часа и тебе вот-вот принесут стаканчик чего-нибудь крепкого.
Но как мы помним, герои Вуди находятся в полной власти режиссера. Он их выводит на сцену, он же и опускает занавес. Наш скромный кукловод напоминает: «Рано или поздно все мечты разбиваются».
4.«Любовь и смерть» (1975), Франция
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 8.0/IMDb 7.6
Сатира в чистом виде с серьезным лицом Дайан Китон и привычными едкими высказываниями Вуди Аллена, к которым невозможно привыкнуть, так как раньше он ходил по лезвию ножа и тонкому льду, выдавал иронию на грани фола и ставил на карту все, над чем другие боятся даже улыбаться. Не знаю, что беспокоит режиссера больше, чем темы секса, Бога и евреев?! Разве что смерть и жизнь после!
В этом фильме искусно контрастируют крестьянство и дворянство, славянофилы и западники, русские и европейцы, трусы и смельчаки. Вуди выдает огромную порцию клюквы о русских: от имен, блюд, бород и балалаек до графов и графинь, театров и пышных приемов, музыки Прокофьева и цитат из великой литературной классики. В диалоги искусно вплетены отсылки ко всем произведениям Достоевского, героям Толстого, философским трудам Гурджиева и Успенского. Внимательные зрители заметят визуальные пародии на любимого режиссером Бергмана и даже на фильм «Броненосец Потемкин», дань уважения Набокову и его бабочкам.
Увлекательное зрелище - слушать и смотреть болтовню героев, в которой они рассуждают, что есть жизнь и смерть через любовь и страдания. Игра слов на таком уровне, что даже героиня с экрана произносит фразу: «лучше бы вы за мной записывали».
3.«Ханна и ее сестры» (1986), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 7.5IMDb 7.8
Большой шедевр Вуди Аллена получил Золотой глобус за Лучший фильм из 5 номинаций и сразу 3 Оскара в 7 заявленных категориях (Лучший сценарий, Лучшие женская (Дайэнн Уист) и мужская роль (Майкл Кейн) второго плана). Для меня этот фильм встает на одну полку рядом с картиной Аллена «Мужья и жены», по которой зритель может изучать взаимоотношения мужчин и женщин, семейных пар и родственников.
Начавшаяся и закончившаяся Днем благодарения картина повествует о трех сестрах, разных по характеру, деятельности, поведению, положению в обществе. Их судьбы переплетаются не только родственными узами, но и любовными отношениями, которые закручиваются на экране. Яркие женские и мужские персонажи - глубоко прописанные образы, в которых одновременно столько жизни, боли, грусти, радости, неудач и успехов, сомнений, поиска себя и спутника жизни.
«Любовь воистину неисповедима» - говорит один из героев. Непредсказуемый сценарий Аллена, на самом деле, жизненный и реалистичный. При каких обстоятельствах мы встретим судьбу, никто не может предсказать и предугадать. Это может быть семейное застолье, знакомство через близких и друзей, бывший муж или любовник сестры, в конце концов. И Вуди разворачивает перед нами события нескольких историй так, что мы проникаемся мотивами и устремлениями героев, а не осуждаем и порицаем их за поступки. Прожить маленькую жизнь с экранным героем, почувствовать его, сопереживать - большое достижение режиссёра, ведь не всегда удается затронуть нужные струны души.
«Три сестры» по Вуди Аллену великолепны не только сценарием и актерской игрой. В фильме прекрасен каждый кадр (увы, Оскар за Лучшие декорации ушел другому фильму). Много интересной и необычной архитектуры, ведь один из героев устраивает целую экскурсию по городу двум героиням. Главное музыкальное сопровождение - джаз, как неотъемлемая часть картин режиссера. При этом, герои обсуждают классическую музыку (Баха), посещают панк-концерты в клубе и слушают игру на фортепиано в небольшом ресторане. Помимо житейских, бытовых, семейных проблем и рабочих задач Аллен шикарно вплетает в диалоги героев упоминание философов (Сократ, Ницше, Фрейд). На заднем плане всегда стоят книги, будь то полки в медкабинете или книжные стеллажи в квартире, что добавляет глубины не только кадру, но и образованности, интеллигентности персонажам. Людям высшего общества не чужды простые проблемы, как бы говорит Аллен. Есть и другие виды искусства: скульптуры, картины маслом, наброски карандашом. Неотъемлемая часть жизни класса, представители которого обнажают душу перед нами.
Не забыл Аллен и о любимом герое в его собственном исполнении.
Ипохондрик с воображаемой опухолью в мозге, который мечется на работе, затем ходит по больницам, пытаясь выяснить, чем он болен.
Ищет ту самую религию, в которой найдет успокоение.
А когда останавливается, оглядывается по сторонам, то встречает то, что ему нужно.
Диалоги и фразы Аллена по-прежнему на высоте. Они добавляют перчинки в будни героев, разбавляют разговоры о любви или беседы членов семьи, которые друг от друга устали (и это нормально).
«-Приставание к детям - сальная тема.
-Почитайте газеты. Полстраны делают это!
-Вы называете имена!».
«Поварское агентство имени Станиславского».
«-Может ты сам себя испортил интенсивным онанизмом?
-Будешь критиковать мое хобби?»
«Я прекрасно провел время. Словно посетил Нюрнбергский процесс».
Цельная режиссерская и сценарная работа доставит удовольствие при просмотре не только искушенным киноманам, но и зрителям, которые ищут хорошую крепкую драму с комедийным привкусом на вечер. Вам захочется погулять по городу и поднять голову вверх, чтобы рассмотреть фасады домов, встретиться с подругами и посплетничать о спутниках, собрать всю семью за большим праздничным столом, выбраться на мероприятие (театр, концерт, выставка, даже библиотека), чтобы окультуриться и прикоснуться к разным видам искусства. Это прекрасный фильм, который на титрах хочется включить снова!
2.«Эпоха радио» (1987), США
- Моя оценка на КП 9/10
- Рейтинг КП 7.5/IMDb 7.4
Волшебное семейное кино о временах, когда над умами людей властвовало радио. Оно было их главным досугом, новостным источником, способом вдохновения, объединяющей за ужином родственников с причудами силой, средством для заработка и мечтой для работы. Вдохновляющая история рассказана и показана глазами самого младшего члена семьи. Вместе с разными по характерам и профессиям домочадцами мы проживем целую эпоху: от времен джаза до Второй Мировой войны, от первых свиданий до празднования Нового года, от развлекательных передач в духе «Угадай мелодию» и «Умники» до радио-спектаклей и инцидентов, за которыми следит вся Америка, от простых анекдотов, слухов и сплетней до мировых новостей.
Вуди оставляет знаки и символы эпохи повсюду. Джазовый саундтрек, узнаваемые мелодии («Мой Чайтатаун», «Танец в темноте», «Матросский танец»), упоминание известных имен тех времен (Кэри Грант, Хэмингуэй, Кларк Гэйбл, Рита Хэйворт и др.). Режиссер связывает жизнь простых людей со звездами, которых они мечтали встретить, вдохновлялись и восхищались. А декорации меняет от скромных непримечательных кварталов, где соседи знают про тебя все и даже у стен есть уши, до ресторанов с живой музыкой, баров для богачей и бульваров, где мерцают огромные вывески («Camel», «Chesterfield» в одно время и «No smoke» в другое), завлекают яркие витрины и все играет огнями и иллюминацией. Мы то попадаем в сказку, то возвращаемся к обычной жизни. Зритель вместе с героями слушает передачи (до смешного: спустя столько десятилетий интересы обывателей не изменились, сменился формат), тут тебе и спортивный эфир игры в бейсбол, чревовещатели, сентиментальные песни и музыка для ритмичных танцев, передача «Чувства и переживания» о простых людях. Богачи и звезды стильно курят в кадре, танцуют, крутят интрижки на крыше («Весь в огнях! Какой потрясающий город»).
И все это волшебство приправлено в лучших традициях Аллена политическими событиями и комментариями, сатирическими подколами, ироничными шутками и ремарками. Режиссер вписывает в сюжет сбор денег на создание нового государства в Палестине и помощь еврейскому фонду (кино не теряет остроты, заметьте!). Потрясает страну новостью о вторжении инопланетян. Не забывает коммунистов, ведет некоторых героев рука об руку с религией, в уста других вкладывает обсуждение нацистов. И почему сценарий получил лишь номинацию на премию Оскар?
Некоторые фразы восхищают остротой ума и тонким чувством юмора Аллена:
«-Почему он не в армии?
-У него плоскостопие, но это его единственный недостаток!
-Неужели ты могла полюбить парня с плоскостопием?»
«Их дочка верит в свободную любовь. Она вернулась с вечера народных песен с цветным парнем!».
«-Почему наши соседи не постятся?
-Они же коммунисты!
-Но они же евреи и верят только в Сталина!».
Зная фильмографию режиссёра, удивляешься, сколько оммажей он делает самому себе в поздних работах и другим культовым персонажам. Шумное празднование Нового года в финале картины мы увидим в «Все говорят, что я люблю тебя», ружье случайно выстрелит в «Великой иронии». А убийство в ночном клубе совершается в лучших традициях гангстерских боевиков эпохи. Не обходится в фильмах Вуди без упоминания любимых писателей. Антон Павлович, наше вам почтение!
Это - потрясающе продуманная до мелочей работа, когда нужно знать и понимать контекст эпохи, чтобы открывать ключами комнаты с историческими событиями, политическими новостями, литературными источниками, музыкальными исполнителями, кинематографическими событиями и другими сферами, которые волновали и будоражили режиссёра. Пересмотреть и насладиться ни один раз.
⠀1.«МАНХЭТТЕН» (1979), США
- Моя оценка на КП 9.5/10
- Рейтинг КП/IMDb 7.8
«На древе успеха много яблок, но если тебе удалось завоевать Нью-Йорк, тебе досталось большое яблоко»
Черно-белый Нью-Йорк! Манящий Манхэттен! Небоскрёбы, подпирающие небо; мчащиеся мимо такси; музеи современного искусства; улочки, на которых хочется потеряться.
Нет никакой радости ходить на собственные премьеры. Мучительно больно смотреть на собственную картину, как говорил про себя и свои кинотворения Вуди Аллен.
Вопреки его сомнениям фильм получился хитом - классикой, выпускаемой на большие экраны даже спустя 40 лет после выхода в прокат.
⠀
Невероятно красивое кино с завораживающими кадрами, умопомрачительными видами города, огнями ночного Нью-Йорка.
Музыка Джорджа Гершвина создаёт особую атмосферу - будто слушаешь симфонический оркестр, находясь в центре большого города.
Звездный актёрский состав:
▫️Вуди Аллен -Сомневающийся невротик, ищущий себя, место в жизни, друзей, работу, самореализацию, любовь, спокойствие и уверенность;
▫️Дайан Китон - острая на язычок, умная, привлекательная, уверенная интеллектуалка, говорящая правду собеседнику в лицо;
▫️Мэрил Стрип - молодая и безумно красивая, стремительная и опасная для бывшего мужа женщина;
▫️Мэриэл Хемингуэй - юное, робкое, наивное, нежное создание.
⠀
И, конечно, вишенка фильмов Аллена - диалоги, талантливо закручивающиеся, интеллектуально наполненные, четкие, бьющие в самое сердце, вызывающие улыбку и искренний смех, грустные и расстраивающие, остроумные, увлекательные, забавные и откровенные.
Даже, когда экран становится темным как в глухую ночь, разговор героев приковывает к экрану. Ловишь каждое слово, прислушиваешься к интонации, запоминаешь фразочки.
Кино об отношениях, о переживаниях, страхах и сомнениях, планах и мечтах, о влюблённости и любви, страсти и привязанности, обманутых надеждах, ошибках и промахах, вечном поиске себя!
***
Что из перечисленного смотрели? Какие ваши любимые фильмы Вуди Аллена?
Подписывайтесь на мой канал или телеграм, чтобы не пропустить новые фильмографии режиссеров.