Или это как в той присказке – раньше и деревья были выше, и трава зеленее, и вода мокрее? Может быть нам кажется, что актёры прошлого, тех же ныне часто склоняемых лет советской власти, были намного талантливее нынешних? Играли разные характеры, перевоплощались… Так и нынешние актёры играют разных персонажей, разве что в одном амплуа. Так вот где собаки ямку копают! Или нет?
Тут такая штука, что и «да» и «нет» и все ответы будут правильными. Есть два основных нюанса, почему мы видим одного актёра или актрису в одном постоянном амплуа. Первый и самый важный это запросы зрителя. Да, господа, вы сами хотите видеть полюбившегося актёра в том амплуа, в котором влюбились в него. А режиссёры и продюсеры подбирают актёров на роли именно исходя из ваших предпочтений и удобства работы с актёром. А ещё тут есть две системы актёрского мастерства – от Константина Сергеевича Станиславского и от его современника Михаила Александровича Чехова.
Я не буду вас грузить большими описаниями разницы систем Станиславского и Чехова, объясню основные различия. По Станиславскому характер персонажа изучается, примеряется на личный опыт актёра, а за неимением оного, актёр отправляется наблюдать и учиться у подобных. Надо сыграть врача, иди в клинику, наблюдай, вслушивайся, примеряй на себя. Обязательно воспитай переносимость к виду крови и органов. Только потом выходи на подмостки или становись перед камерой и воспроизводи полученный опыт и проведённые наблюдения, отталкиваясь от собственного отношения.
По Чехову всё намного проще и быстрее. Актёру достаточно надеть халат врача, сделать вид серьёзного человека и персонаж готов. А самого актёра по этой системе заранее выберут так, чтобы он был похож на врача. Особенно, если он врачей уже играл. С точки зрения рынка, потокового производства сериалов, догадайтесь с одного раза, какой метод дешевле. И что выберет продюсер, чтобы не нести особых затрат на кастинги, читки, репетиции и долгий творческий поиск. Актёры с режиссёрами ещё те искатели смыслов, им только дай волю отправиться на поиске зерна роли. Ни зёрен, ни роли в итоге не будет. Шутка.
А теперь к основной проблеме современного зрителя. Не хотите вы, дорогие покупатели билетов и подписок, видеть одного и того же актёра в диаметрально разных ролях. Вот был опыт Сергея Светлакова. Привыкли к нему как к комедийному персонажу, а мужику захотелось сыграть драму. Выпустил Сергей Юрьевич фильм «Камень» и зритель плевал в экран не стесняясь, ожидая когда Светлаков шутить начнёт. А он в драматической роли вовсе и неубедителен был. И не потому что плохо играл, а потому что зритель привык видеть его смешным.
Когда я уговаривал Владислава Котлярского сняться в короткометражке, он с грустью сетовал, что опять вояка или полицейский. А ему надоело, он комедию хочет сыграть. Он на подмостках в антрепризах вполне способен, а режиссёры не зовут ни во что другое, кроме полюбившегося зрителю образа. Вот и приходится выбирать – без работы сидеть или соглашаться на однотипные роли. А холодильник, как мы наем, завсегда победит телевизор с театром.
Да просто вспомните роли Романа Мадянова – вечный чиновник с тёмной стороны власти, Георгий Вицин – вечный простак или алкоголик, Владислав Галкин – постоянный свой в доску рубаха-парень из народа, и так далее, и по всем актёрам и их амплуа пройтись можно во все времена. Что сейчас, что тогда, ролью правит амплуа. А у каждого актёра оно своё, зрителем принятое, обласканное и любимое.
Получается, что зрителю приятно, что актёру просто, режиссёру удобно, а продюсеру дёшево. В материальном плане, а не во всех и сразу. Нашему зрителю только дай повод покритиковать любимых продюсеров, он столько точек для издевательства найдёт, что пятьдесят оттенков серого скурятся от зависти. Тут наша особая народная забава срабатывает – самокопание. А когда в самом себе копать больно или неинтересно, завсегда есть ближний под рукой.
Так что если увидите Александра Петрова в новой роли играющего уже что-то ранее виденное, не спешите его ругать. Ему режиссёр сказал таким быть в кадре и дубль соответствующий отобрал. О причинах я всё уже написал. И о системах актёрской подготовки и о том, чего именно зритель требует. Значит таким Александр Андреевич вам дорог и близок.
Думаете актёры от такого расклада не страдают? Ещё как! Я привёл выше пример Влада Котлярского. Он же мне после съёмок и позже по телефону говорил:
«Захочешь снять комедию, зови!»
А я не зову, потому что не представляю его в комедийной роли. А вы способны представить Карпова смешным? Вот то-то! А по ночам, задействованным в одном и том же амплуа актёрам, снятся совершенно другие роли. Трагикам снятся тупые и ещё тупее, интеллигентам отмороженные братки, слащавым героям любовникам бои без правил… Но то всё в подушку, а за гонорар играют то, что предлагают и куда зовут.