Найти в Дзене
КиноБуква

Пушкин, читающий рэп и распущенная Гончарова. Новый фильм о солнце русской поэзии «Пророк. История Александра Пушкина»

Один из самых ожидаемых и заранее обсуждаемых фильмов года рискует быть освистанным. Ибо некто «выскочка», режиссер без году неделя Феликс Умаров, для которого «Пророк» стал полнометражным дебютом(!), не просто покусился на житие «священной коровы» – наше всё Александра Сергеевича, но и заставил его петь. Точнее, кажется, правильно говорить, читать рэп. Но. К толпе осуждающих я не примкну. И не думаю, что Пушкин в гробу перевернется. Насколько я знаю, поэт был тот ещё фрукт, и едва ли его смутило бы такое видение Умарова. Да, решение с введением в музыкальную часть рэпа, речитатива с использованием текста Пушкина – спорное. И когда юный лицеист Саша бодро и борзо начинает «разговор» с преподавателем – это сбивает с толку. А потом привыкаешь. И уже интересно, как обыграют тот или иной период жизни, этап в карьере. Какими стихами вдохновятся. Очень, например, понравилась и запомнилась сцена, когда Пушкин просит Бенкендорфа написать поручительное письмо для Гончаровых о его благонадежнос
Оглавление

Один из самых ожидаемых и заранее обсуждаемых фильмов года рискует быть освистанным. Ибо некто «выскочка», режиссер без году неделя Феликс Умаров, для которого «Пророк» стал полнометражным дебютом(!), не просто покусился на житие «священной коровы» – наше всё Александра Сергеевича, но и заставил его петь. Точнее, кажется, правильно говорить, читать рэп.

Но. К толпе осуждающих я не примкну.

Афиша фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Афиша фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

И не думаю, что Пушкин в гробу перевернется. Насколько я знаю, поэт был тот ещё фрукт, и едва ли его смутило бы такое видение Умарова. Да, решение с введением в музыкальную часть рэпа, речитатива с использованием текста Пушкина – спорное. И когда юный лицеист Саша бодро и борзо начинает «разговор» с преподавателем – это сбивает с толку. А потом привыкаешь. И уже интересно, как обыграют тот или иной период жизни, этап в карьере. Какими стихами вдохновятся. Очень, например, понравилась и запомнилась сцена, когда Пушкин просит Бенкендорфа написать поручительное письмо для Гончаровых о его благонадежности.

Я была на предпоказе, то есть до начала премьеры. Народу было прилично. Много молодежи. Реакция на рэп, по всей видимости, была неоднозначной, а в финале многие расплакались. Честно говоря, я тоже выходила с комом в горле. Такое, знаете, состояние, когда ты все это уже знаешь вдоль и поперек, но тебе это так преподносят, что хочется сочинить альтернативную версию. Концовку, когда нет ни Черной речки, ни дуэли, ни смерти.

«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

🎬Пророк. История Александра Пушкина (2025)

Что может возмутить зрителя, кроме рэпа: исторические нестыковки и ляпы. Всякого рода распущенность в поведении и распущенность в волосах Натальи Гончаровой, откровенные платья, не соответствующие эпохе, пьяно-вульгарные вечеринки, хамство и дерзость, обилие не в меру обнаженных девочек на закрытых приемах у графинь и прочие непотребства.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

Но, товарищи, искать здесь достоверность – глупо. Не тот жанр, пусть и именуется исторической драмой. И снято именно так не для того, что мы тут все дружно обложились работами именитых пушкиноведов, справочниками по истории костюма, и красным карандашиком начали отмечать ошибки. Фильм – аллюзия. Фильм – гротеск. Нечто похожее по стилистике на театрально-бутафорскую «Анну Каренину» Джо Райта или фильм-пирожное «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. Ведь всем понятно, что это иллюстрация, а не архивные кадры.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

За основу взята биография, довольно четко разбитая по этапам (лицей, ссылка на юг, в Михайловское, восстание декабристов, встреча с Гончаровой и так далее), но остальное – это не про документалистику. Это про желание показать, что Пушкин хоть и был гением и солнцем русской поэзии, но в первую очередь он был простым смертным человеком. Уникальным и многогранным. И как в любом человеке, в нем была светлая и темная сторона.

И фильм – об этом. О пороках. О страстях. О гении. О чувствах. И я физически ощущала эту боль. Его ревность. Его любовь. Его нежность к жене. Отчаяние от потери друга. Душевные метания. Дерзость мысли. Стыд от неимения материальной возможности оплатить извозчика. Желание быть признанным. Голос народа.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

И вот это послевкусие – ценно для меня. Ценнее рассуждений о том, переводной экзамен в лицее в присутствии Державина был зимой 1815 года, а эпиграмма на Кюхельбекера написана в 1818-ом, а не в 1814 году. Гиперболизированность идеи фильма – всего лишь попытка показать глубинные эмоции и душевное состояние эпохи. Ну не думаете же вы, что в 1825 году все были белые и пушистые, скромно сидели в уголках залы, потупив взор и спрятавшись за веер? И Пушкин как раз тот человек, который гонялся за замужними юбками и одновременно трепетно любил свою Натали. Написал «Капитанскую дочку» и «Онегина», и был автором матерных стишков. И Умаров таким образом показывает внутренних демонов. И показывает красноречиво.

Что по визуалу?

Прекрасный Петербург с реками и каналами, Юсуповский, Мраморный и Строгановский дворцы, музей-квартира Пушкина, Михайловское, Библиотека Бестужевских курсов, Павловский парк, петергофские конюшни… Все красиво и изящно. Более, чем достойно, точно плюсик можно поставить.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

А что по актёрам?

Пушкина-лицеиста играл Кай Гетц — весьма недурственно, хороший мальчик. А повзрослевшего – сами знает кто. Наше всё Юра Борисов теперь наше всё Пушкин. И на мой взгляд, хорошее наше всё. Удачное. Очень необычный образ у Борисова, непривычный для его амплуа, но я ему поверила. Меня зацепило и растревожило. Я уже как-то отмечала, что Борисов один из немногих современных актеров, которые умеют показать эмоцию без слов, взглядом. И его Александр Сергеевич – подтверждение тому. И читает Борисов Пушкина искренне, по-настоящему. Не только рэп, кстати. В фильме есть и классическое прочтение стихов.

Наталья Николаевна Гончарова - Алёна Долголенко. Наивная, нежная, трепетная, юная. Жена гения. Муза. Быть может, не так красива, как следовало бы быть Гончаровой, но Долголенко очаровательна. Ей удалась и некая холодная отстраненность, и влюбленность, и легкомыслие, и желание просто жить в своем уютном мирке. Она идеально дополняет основную линию Пушкина. Такой изящный цветок на страницах рукописи.

Лицейские друзья Пушкина - Константин Данзас и Иван Пущин. В роли первого Роман Васильев, который не так давно засветился в роли Симонова в «Любовь Советского Союза». Яркий, запоминающийся. Образ создал, вопросов нет. Илью Виногорского я ранее не видела, но мне понравился его Пущин.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров
Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина», 2025 год, режиссер Феликс Умаров

Хорош Сергей Гилёв в роли Александра Христофоровича Бенкендорфа, интересен Евгений Шварц в роли Николая I. Спорно - Василий Андреевич Жуковский (Илья Любимов) и очень спорно - Аня Чиповская в образе графини Елизаветы Воронцовой, как-то уж совсем что-то не то. Ну и новое для меня лицо - Флориан Десбьендра (Дантес). Не очень мне понравился, но есть ощущение, что я предвзята, как никак, он убил Пушкина.

Смотреть или нет?

Я считаю, что да, смотреть. Отбросить предвзятость и попробовать взглянуть на жизнь немного под другим углом. Да не покоробит вас рэп из уст Пушкина. С уважением и любовью к Александру Сергеевичу. И к 188-ой годовщине его смерти.

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».