Один из самых ожидаемых и заранее обсуждаемых фильмов года рискует быть освистанным. Ибо некто «выскочка», режиссер без году неделя Феликс Умаров, для которого «Пророк» стал полнометражным дебютом(!), не просто покусился на житие «священной коровы» – наше всё Александра Сергеевича, но и заставил его петь. Точнее, кажется, правильно говорить, читать рэп.
Но. К толпе осуждающих я не примкну.
И не думаю, что Пушкин в гробу перевернется. Насколько я знаю, поэт был тот ещё фрукт, и едва ли его смутило бы такое видение Умарова. Да, решение с введением в музыкальную часть рэпа, речитатива с использованием текста Пушкина – спорное. И когда юный лицеист Саша бодро и борзо начинает «разговор» с преподавателем – это сбивает с толку. А потом привыкаешь. И уже интересно, как обыграют тот или иной период жизни, этап в карьере. Какими стихами вдохновятся. Очень, например, понравилась и запомнилась сцена, когда Пушкин просит Бенкендорфа написать поручительное письмо для Гончаровых о его благонадежности.
Я была на предпоказе, то есть до начала премьеры. Народу было прилично. Много молодежи. Реакция на рэп, по всей видимости, была неоднозначной, а в финале многие расплакались. Честно говоря, я тоже выходила с комом в горле. Такое, знаете, состояние, когда ты все это уже знаешь вдоль и поперек, но тебе это так преподносят, что хочется сочинить альтернативную версию. Концовку, когда нет ни Черной речки, ни дуэли, ни смерти.
«Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
🎬Пророк. История Александра Пушкина (2025)
Что может возмутить зрителя, кроме рэпа: исторические нестыковки и ляпы. Всякого рода распущенность в поведении и распущенность в волосах Натальи Гончаровой, откровенные платья, не соответствующие эпохе, пьяно-вульгарные вечеринки, хамство и дерзость, обилие не в меру обнаженных девочек на закрытых приемах у графинь и прочие непотребства.
Но, товарищи, искать здесь достоверность – глупо. Не тот жанр, пусть и именуется исторической драмой. И снято именно так не для того, что мы тут все дружно обложились работами именитых пушкиноведов, справочниками по истории костюма, и красным карандашиком начали отмечать ошибки. Фильм – аллюзия. Фильм – гротеск. Нечто похожее по стилистике на театрально-бутафорскую «Анну Каренину» Джо Райта или фильм-пирожное «Мария-Антуанетта» Софии Копполы. Ведь всем понятно, что это иллюстрация, а не архивные кадры.
За основу взята биография, довольно четко разбитая по этапам (лицей, ссылка на юг, в Михайловское, восстание декабристов, встреча с Гончаровой и так далее), но остальное – это не про документалистику. Это про желание показать, что Пушкин хоть и был гением и солнцем русской поэзии, но в первую очередь он был простым смертным человеком. Уникальным и многогранным. И как в любом человеке, в нем была светлая и темная сторона.
И фильм – об этом. О пороках. О страстях. О гении. О чувствах. И я физически ощущала эту боль. Его ревность. Его любовь. Его нежность к жене. Отчаяние от потери друга. Душевные метания. Дерзость мысли. Стыд от неимения материальной возможности оплатить извозчика. Желание быть признанным. Голос народа.
И вот это послевкусие – ценно для меня. Ценнее рассуждений о том, переводной экзамен в лицее в присутствии Державина был зимой 1815 года, а эпиграмма на Кюхельбекера написана в 1818-ом, а не в 1814 году. Гиперболизированность идеи фильма – всего лишь попытка показать глубинные эмоции и душевное состояние эпохи. Ну не думаете же вы, что в 1825 году все были белые и пушистые, скромно сидели в уголках залы, потупив взор и спрятавшись за веер? И Пушкин как раз тот человек, который гонялся за замужними юбками и одновременно трепетно любил свою Натали. Написал «Капитанскую дочку» и «Онегина», и был автором матерных стишков. И Умаров таким образом показывает внутренних демонов. И показывает красноречиво.
Что по визуалу?
Прекрасный Петербург с реками и каналами, Юсуповский, Мраморный и Строгановский дворцы, музей-квартира Пушкина, Михайловское, Библиотека Бестужевских курсов, Павловский парк, петергофские конюшни… Все красиво и изящно. Более, чем достойно, точно плюсик можно поставить.
А что по актёрам?
Пушкина-лицеиста играл Кай Гетц — весьма недурственно, хороший мальчик. А повзрослевшего – сами знает кто. Наше всё Юра Борисов теперь наше всё Пушкин. И на мой взгляд, хорошее наше всё. Удачное. Очень необычный образ у Борисова, непривычный для его амплуа, но я ему поверила. Меня зацепило и растревожило. Я уже как-то отмечала, что Борисов один из немногих современных актеров, которые умеют показать эмоцию без слов, взглядом. И его Александр Сергеевич – подтверждение тому. И читает Борисов Пушкина искренне, по-настоящему. Не только рэп, кстати. В фильме есть и классическое прочтение стихов.
Наталья Николаевна Гончарова - Алёна Долголенко. Наивная, нежная, трепетная, юная. Жена гения. Муза. Быть может, не так красива, как следовало бы быть Гончаровой, но Долголенко очаровательна. Ей удалась и некая холодная отстраненность, и влюбленность, и легкомыслие, и желание просто жить в своем уютном мирке. Она идеально дополняет основную линию Пушкина. Такой изящный цветок на страницах рукописи.
Лицейские друзья Пушкина - Константин Данзас и Иван Пущин. В роли первого Роман Васильев, который не так давно засветился в роли Симонова в «Любовь Советского Союза». Яркий, запоминающийся. Образ создал, вопросов нет. Илью Виногорского я ранее не видела, но мне понравился его Пущин.
Хорош Сергей Гилёв в роли Александра Христофоровича Бенкендорфа, интересен Евгений Шварц в роли Николая I. Спорно - Василий Андреевич Жуковский (Илья Любимов) и очень спорно - Аня Чиповская в образе графини Елизаветы Воронцовой, как-то уж совсем что-то не то. Ну и новое для меня лицо - Флориан Десбьендра (Дантес). Не очень мне понравился, но есть ощущение, что я предвзята, как никак, он убил Пушкина.
Смотреть или нет?
Я считаю, что да, смотреть. Отбросить предвзятость и попробовать взглянуть на жизнь немного под другим углом. Да не покоробит вас рэп из уст Пушкина. С уважением и любовью к Александру Сергеевичу. И к 188-ой годовщине его смерти.
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».