История эстетики знает множество примеров, когда привлекательными становятся не только что завершенные мастером предметы искусства, а те, которые покрылись «священными» ржавчиной, цвелью или кракелюрами.
Ценители прекрасного немного утомились от созерцания прекрасного, и им хочется чего-то эдакого... Рыбки с душком и сыра с синей плесенью. Одно из поветрий – «мода на антимоду». В российских городах появляются антикафе, устраиваются антивечера поэзии, открываются антимагазины, где вместо денег – товарообмен.
Краснодарский писатель и историк Игорь Васильев выступил с идеей организовать в кубанской столицы антипарки.
– Сегодня визитная карточка кубанской столицы, парк «Краснодар» представляет собой стремление к победе замысла над социальной и природной стихией. А что может представлять собой симметричный ему «антипарк»? – задается вопросом Игорь Васильев.
Есть четыре основных варианта такой необычной концепции.
Долгострой
Можно организовать ландшафтный парк-музей «Заброшенная стройка». Ведь подростки любят забираться на такие огороженные территории.
Можно найти старый бетонный куб, от которого вандалы отбили один из углов, а другой край оплел плющ. Может, стоит такой «строймусор» креативно преобразовать? Допустим, из буйного бурьяна у подножья такого куба на зрителя будет смотреть абстрактная фигура из ржавой арматуры…
Задача дизайнера – лишь слегка декорировать то, что создали общими силами советские строители и монтажники, пацаны из лихих 90-х, домохозяйки начала 21 века, выбрасывавшие ненужные вещи. А также дожди, солнце и трава… Вмешательство художника должно быть минимальным, но концептуальным и точным. Надо находить искусство там, где, его, казалось бы, нет.
Подобная эстетика привлекает далеко не всех. Но активных ее поклонников не так уж мало. Например, в таких местах давно уже устраиваются квесты для любителей «заброшек».
Экватор
Можно назвать, как минимум, одно место для такого вот тематического «антипространства». Это – заброшенный аквапарк «Экватор» в краснодарском микрорайоне Гидростроителей. Там огромная территория в 36 тысяч квадратных метров, сплошь заросшая высокой травой и кустарником. Бассейны со времени запустения стали похожи на болота и вполне пригодны для съемок атмосферных фильмов в остросюжетных жанрах.
Хрущевка
Особую ценность представляют собой жилые пятиэтажки советской эпохи.
– Изменение внешнего облика таких зданий за счет «евроремонта» часто уродует вполне органичный ансамбль архитектуры и ландшафта. Зачастую не помогает и реновация. Это затратный и зачастую не одобряемый жителями процесс, – полагает Игорь Васильев.
По словам историка, даже в утопающей в июньской зелени кирпичной «хрущевке» есть свое очарование. Особенно на юге, где в заплетенной виноградом или плющом беседке у подъезда вечером назначали свидания не первое поколение краснодарцев, а днем собирались молодые мамы с колясками и пенсионеры с нардами и лото.
Дворик
Отдельная история с аккуратными кирпичными домиками в Краснодаре. Стены чуть тронуты временем, зеленым мхом и золотистым лишайником, за ажурным забором – полноценная виноградная беседка… иногда на весь двор. Под лозным навесом хорошо сидеть за неспешным разговором с пивом и таранкой или, дегустируя домашнее вино, самогон, а может даже чачу… Медитацию прерывает только юркая ящерка, спешащая укрыться меж провалов в булыжнике, которым вымощен за место асфальта уютный кубанский дворик.
– Городские и сельские территории с советской малоэтажной и (или) частной застройкой разных эпох уникальны в своем внутреннем многообразии, симфонии разных эпох, тысяч строительных концепций и пространственных миров, – полагает Игорь Васильев.
Автор: Иван Карасев
Нравится материал – ставьте лайк! 👍
И подпишитесь на канал! 🤝